Киноурок для 1–4 классов на тему «Наследники Победы»

26
19
Материал опубликован 7 May 2021 в группе

Урок подготовлен в рамках реализации проекта «Киноуроки в школах России»

Целевая аудитория: 1-4 классы

Срок проведения: 11 мая 2021 г.

Цель:

Формирование уважения к участникам Великой Отечественной войне, гордости за победу русского народа, патриотических чувств.

Задачи:

Познавательные:

-Помочь учащимся осознать величие героического подвига простых солдат, шоферов, сражавшихся на фронтах войны.

-Дать представление о тимуровском движении, о блокаде Ленинграда, Дороге жизни.

-Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, о нагрудных знаках участников боевых действий.

Развивающие:

-Развивать положительные качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, за свой народ, стремление к миру.

Воспитательные:

-Побудить учащихся к нравственным поступкам. Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

-Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать любовь и уважение к своему народу, интерес к истории своей страны.

Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации фильма и презентации слайдов

Ход классного часа

  1. Мотивационный настрой. Вступление. Подготовка к восприятию фильма.

-Посмотрите на слайд. Что вы видите на нем?

(Слайд 1)


n1620359281.JPG

-На слайде представлены разновидности знака (значка) «Отличный шофер».

-Кому вручались такие значки?

-Сегодня вы подробно узнаете об истории данного знака. Но сначала предположите, какая связь существует между знаком «Отличный шофер» и представленными на следующем слайде фотографиями.

(Слайд 2)


p1620359301.JPG

Весной 1942 года правительство страны приняло решение учредить ордена для участников Великой Отечественной войны, особо отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками. 21 мая 1942 года И.В. Сталиным был подписан соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР.

Значок «Отличный шофер» был учрежден 8 июля 1943 года. Данные знаки «отличников» вручались в торжественной обстановке на общем построении или на торжественных собраниях.

(Слайд 3)


i1620359324.JPG

-За что мог быть вручен такой знак шоферу? Чем они занимались в годы Великой Отечественной войны?

(Слайд 4)


c1620359344.JPG

Знаком (значком) награждались лица рядового и младшего начальствующего состава автомобильных войск за:

-отличное безаварийное вождение автомашины по подвозу действующим войскам боеприпасов, продовольствия и снаряжения;

-отличную работу по восстановлению автомашины и поддержанию её в постоянной готовности к выполнению задачи;

-бережное содержание и сбережение в боевой обстановке автомашины и личного оружия;

-действия по вывозу раненых, трофейного имущества с фронта в тыл.

После войны был подписан приказом министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г.К. Жукова №  67 от 17.04.1957 года и знаки «отличников» были отменены'. Награды, столь славно послужившие в течение 15 лет, по мнению руководства, перестали отвечать своему предназначению.

2. Задание, фиксирующее внимание на теме.

Ребята, сегодня в рамках классного часа мы посмотрим очередной фильм Елены Дубровской, который называется «Наследники Победы».

-Кто такие наследники Победы? Сделайте предположение, о чем пойдет речь в фильме.

Наследниками победы называют себя те, чьи предки внесли исключительный и важнейший вклад в победу над фашизмом.

- Поднимите руки только те, у кого кто-то из родственников был участником Великой Отечественной войны. Поднимите руки те, чьи родственники не вернулись с войны. Есть ли среди вас внуки и правнуки тружеников тыла?

Вот видите, не одну семью не обошла стороной война. Значит, любого из вас тоже можно назвать наследником Победы.

Посмотрите фильм, определите его основную мысль. Подумайте, почему классный час я начала с истории значка «Отличный шофер»?

  1. Просмотр фильма «Наследники Победы»

https://resh.edu.ru/special-course/2/12

3. Обсуждение и анализ фильма.

-Кому понравился фильм? Какую мысль хотела донести нам Елена Дубровская?

-Назовите главных героев фильма.

-Кого из них можно назвать наследниками Победы? Почему?

-Если вы внимательно смотрели фильм, сможете назвать, как переводится аббревиатура ОСД? (отряд специальных дел)

-Как появилась идея создать такой отряд?

-Кто читал произведение А.П.Гайдара «Тимур и его команда» или смотрел фильм, снятый по сюжету книги?

(Слайд 5)


d1620359371.JPG

-Как назывался отряд ребят в данном произведении? Чем они занимались?

-Можно ли отряд ОСД назвать тимуровским отрядом? Почему?

-Почему не все ребята захотели вступить в отряд «Новые тимуровцы»?

- Какое было первое дело отряда специального назначения «Новые тимуровцы»?

-Почему для Дениски важно было найти значок деда? (Дедушка умирал, ему нужны были положительные эмоции. Он сильно переживал по поводу потерянного значка, ведь знак «Отличный шофер» был памятью о событиях Великой Отечественной войны).

-О каких качествах Дениски говорит его стремление найти значок?

-Кто принял участие в поиске нагрудного знака?

-За что дедушка Дениски был награжден значком «Отличный шофер»? (Он был водителем в Блокадном Ленинграде)

-Почему коллекционер дал тимуровцам значок, доставшийся ему от отца? Какие качества это характеризует? (Он, возможно, слышал рассказы отца о Дороге жизни, знает, как тяжело было  водителям в военное время)

-Блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. Что вам известно об этом периоде Великой Отечественной войны?

Блокада длилась 900 дней и 900 ночей с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

(Слайд 6)


r1620359392.JPG

В сентябре 1941 года фашисты окружили Ленинград и Ладожское озеро оставались единственной транспортной артерией, по которой еще осуществлялось снабжение миллионного города.

(Слайд 7)


q1620359409.JPG

Каждый день по Ладожскому озеру курсировали суда с продовольствием. Но все было понятно, что с приближением зимы сообщение с городом прервется. Чтобы не допустить этого, было принято решение подготовить ледовую трассу, которая очень скоро станет известна как Дорога жизни.

И вот 22 ноября 1941 на лед Ладожского озера выехала первая колонна из 60 грузовиков. Дорога жизни была открыта!

Каждого водителя, съезжающего на ладожский лед, встречала табличка с надписью «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тыс. пайков, на 10 тыс. человек. Водитель, спасай эти жизни!»

(Слайд 8)


m1620359425.JPG

Всего за зиму 1941–1942 годов водители доставили в Ленинград 361 тыс. т грузов, в том числе 262 тыс. т продовольствия, и вывезли полмиллиона людей — в основном женщин и детей. Благодаря их работе с 25 декабря в городе норма хлеба по рабочей карточке была увеличена на 100 г, по карточкам служащих иждивенцев и детей — на 75 г. Для некоторых ленинградцев это стало спасением.

-Ребята, какие опасности подстерегали водителей на Дороге жизни?

Сложнее всего было организовать движение первым машинам. Это были легендарные полуторки — маломощные грузовики ГАЗ-АА.

(Слайд 9)


k1620359441.JPG

Ледовая дорога была не укатана, поэтому машины зачастую буксовали. Очень много водителей погибло в первые дни на незнакомой, заснеженной дороге. Чтобы машины не заметила немецкая авиация, необходимо было гасить фары. У водителей была опасность провалиться под тонкий ладожский лед. Необходимо было соблюдать стометровую дистанцию — на случай, если лед под впереди идущей машиной не выдержит нагрузки. Все это создавало огромные сложности для водителей, они рисковали своей жизнью ежедневно.

И только следующей зимой на Ладоге появились посты техпомощи, пункты обогрева и питания, регулировщицы и знаки, а маломощные «газики» заменят на более совершенные трехтонки ЗИС-5. Именно ЗИС- 5 изображен на значке «Отличный водитель».

(Слайд 10)


m1620359463.JPG

Большинство водителей, работавших на Дороге жизни, были ленинградцами. Многие из тех, кто ежедневно доставлял в город продовольствие, сами жили по блокадной норме.

-В каком городе происходят события в фильме? (Бывший Ленинград, ныне Санкт-Петербург).

Дорога жизни продолжала работу до марта 1943 года, всего на ней работали больше 20 тыс. человек. Сколько из них отдали свои жизни, чтобы мог жить Ленинград, точно не известно до сих пор.

Дедушка Дениски был в числе этих 20 тысяч водителей, которые рискуя своей жизнью, спасали жизни миллионов жителей блокадного города.

-Прадед Дениса сказал в фильме такие слова: «Награды живут в сердцах». Как вы их понимаете?

  1. Итог урока.

-Ребята, чему же учит нас этот фильм? (Свободные высказывания учащихся).

-Сегодня вы узнали не только о создании отряда специального назначения, о «Новых тимуровцах», но и узнали о подвиге советских солдат, водителей Дороги жизни. Благодаря этому подвигу живем под мирным небом.

 (Слайд 11)


u1620359481.JPG

Мы - наследники Великой Победы. Значит, наша задача стать достойной сменой уходящему поколению, любить свое Отечество, любить свою малую родину и заботиться о ней, уметь защищать то, что досталось дорогой ценой, и помнить подвиг нашего народа, сберечь эту память – сберечь по призыву сердца, совести и долга, чтобы по праву называться наследниками Победы.

-Почтим память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания.

5. Рефлексия.

-Ребята, как вы думаете, а можно ли у нас в школе создать такой тимуровский отряд? Если да, то чем он будет заниматься?

Предлагаю создать «Копилку добрых дел».

На одной из стен я размещу ствол дерева. Чтобы на нем появились листочки, вам надо будет совершать добрые дела и приклеивать листочек с записью этого дела на дереве. Посмотрим, как преобразится дерево за неделю.

(Слайд 12)

​​​​​​​

c1620359499.JPG

Помните о том, что большое дерево вырастает из маленького семечка, постепенно превращаясь в большое и благородное дерево. Так и великие благие дела вырастают из маленьких добрых поступков.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 9.82 Мб

d1621048710.jpg
k1621048687.jpg
g1621048669.jpg
Социальная практика

​​​​​​​

f1621048850.jpg
w1621048830.jpg
x1621048803.jpg
d1621048776.jpg
b1621048757.jpg

Источники:


Метроном:

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

Значок «Отличный шофер»

https://img.faleristika.info/images/2018/07/27/1118XNji.jpg

Картинки

http://lavkaknig.com/wa-data/public/shop/authors/5218/5218.png

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02e8/00033737-d873b0e0/img26.jpg

https://fs00.infourok.ru/images/doc/243/247126/2/img16.jpg

https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https%3A%2F%2F189131.selcdn.ru%2Fleonardo%2FuploadsForSiteId%2F84039%2Fcontent%2Ffa3aa966-bb07-4c25-8181-1cfbed7fc3ff.jpg&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%

https://skurkis.com/wp-content/uploads/2019/09/Blokada.jpg

https://avatanplus.com/files/resources/original/572f2e46da72c154904cc4ef.png

https://coins.su/forum/topic/145348-znak-otlichnyi-shofer-podskazhite/

https://medalww.ru/nagrady-sssr/nagrudnye-znaki-sssr/znaki-otlichnikov/

https://iz.ru/news/646783

https://glory.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=419

https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0_%D0%92%D0%A1_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_8.07.1943_%D0%BE%D0%B1_%D1%83%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%C2%AB%D0%9E%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%88%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%80%C2%BB_%D0%B8_%C2%AB%D0%9E%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%C2%BB

https://allthatsinteresting.com/wordpress/wp-content/uploads/2019/06/soviet-tanks-drive-to-the-front.jpg

https://xn----7sbgidbbbrildbg7a5cxa5b6d.xn--p1ai/sites/default/files/2020-11/p3TpqGqFF1w.jpg

https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/GAZ/1938%20GAZ-MM/900x/1539156015.jpg

https://cdnimg.rg.ru/img/content/187/94/70/TASS_148523_d_850.jpg


Комментарии

Интересно! Увлекательно! Полезно!!!!

7 May 2021

Спасибо, Марина Юрьевна! Приятно!

7 May 2021

Интересный и познавательный урок! Спасибо!

7 May 2021

Благодарю, Егор Игоревич!

7 May 2021

Светлана Валерьевна, благодарю за прекрасный материал! Единственное, хотела уточнить по поводу целей и задач. У 1-х и 6-х классов разве образовательные задачи одинаковые?

7 May 2021

Благодарю за комментарий, Наталья Федоровна. Урок готовила для 4 класса. Но, думаю, можно материал урока использовать и для детей постарше. Конечно, цели там будут несколько иные.

7 May 2021

Спасибо за качественную работу!!!

7 May 2021

Благодарю за внимание к моей публикации!

7 May 2021

Спасибо, очень интересно! Материал ко времени!

7 May 2021

Спасибо, Галина Владимировна! Буду рада кому-то помочь!

7 May 2021

Отличная работа! Поздравляю с победой в конкурсе, желаю дальнейших творческих успехов!

17 June 2021

Спасибо большое, Егор Игоревич!!!

17 June 2021

Светлана Валерьевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе! Классный час очень увлекательный)

17 June 2021

С очередной ПОБЕДОЙ,Светлана Валерьевна! Рада за ВАС!!!

17 June 2021

Спасибо огромное, Марина Юрьевна!!! Благодарю Вас за внимание к моим публикациям!!! Очень приятна высокая оценка моих работ такими творческими, креативными, опытными педагогами, как Вы!!!

17 June 2021

Благодарю, Надежда Алексеевна, за поздравление!!! Рада, что разработка урока вызвала интерес у коллег и членов жюри!

17 June 2021

Шикарная разработка! Низкий поклон автору за труд! Беру в избранное. Спасибо!

30 June 2021

Кстати, с Победой в конкурсе Вас!

30 June 2021

Спасибо большое, Наталья!!!

30 June 2021