12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анурина Ольга Анатольевна22
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Сведения об авторе

ФИО автора: Анурина Ольга Анатольевна

Учитель биологии, высшая квалификационная категория

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №28 имени академика Б.А. Королёва»

город Нижний Новгород

Содержание публикации

Классный час «Блокада Ленинграда»

Тезисы

Данная разработка классного часа посвящена блокаде Ленинграда. С помощью воспоминаний блокадников, музыкальных произведений, учащиеся 8 класса не только «возвращаются» к тяжелейшим событиям ВОВ, но и испытывают чувство сострадания к ленинградцам, гордости за свою страну, народа.

Классный час «Блокада Ленинграда»

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, формировать представление учащихся о человеческом достоинстве, мужестве, духовности, интеллигентности.

Задачи:

воспитать в учащихся чувство сострадания, гордости за свой народ;

развить познавательный интерес к собственной истории, умения работать с источниками информации, мышления;

познакомить с историческими фактами блокады Ленинграда.

 

Оборудование: презентации-доклады (Таня Савичева, дорога жизни, ленинградская симфония Шостаковича), стенд об основных датах блокады Ленинграда, отрывок 7 симфонии Шостаковича.


 

Вводное слово учителя.

Вспомним одно из тяжелейших событий в истории нашей страны, блокаду Ленинграда, которая длилась почти 900 дней.

Стенд –доклад учащихся об основных датах блокады Ленинграда.

Дневник из девяти страниц Тани Савичевой прозвучал на Нюрнбергском процессе.

Доклад учащихся о Тане Савичевой.

Слово учителя.

Вот что нам говорят воспоминания блокадников.

Если первую зиму 41-42 года можно охарактеризовать «война и вымирание», то вторую зиму – «война и сопротивление».

«Мы стали не люди, а какое-то страдающее подобие, дрожащее от холода, голода и страха… На слабых, отекших ногах плетёмся на рынок в поисках какой-нибудь еды, которой давно нет. Существуем от утренней чашки кипятка из талого снега до дневной и вечером – третий раз с кусочком блокадного снега в 100 грамм.

Говорят, что люди варят студень из столярного клея и едят, варят кожаные ремни… не знаю, этого у нас не было, а вот баночка скипидарной мази оказалось. Я выложила её на сковородку и выпаривала её неделю, скипидар улетучился и остался чистый свиной жир. Мы его съели. Несколько раз перебирала нашу аптечку, но больше ничего не нашлось.»

В это время партизаны собирают и проводят подводы с продовольствием в осажденный Ленинград. Летчики транспортной авиации делают по 6-7 рейсов сверх нормы, и даже если под локтем у летчика остается местечко, он берет лишнюю буханку хлеба…»

И даже в таких условиях в городе возобновили концертную деятельность.

Слово учителя.

Руководство Кировского театра собирает оставшихся в живых артистов для формирования агитбригад по обслуживания Красной Армии, Краснознаменного Балтфлота и госпиталей.

«Наш первый зритель – небольшая группа людей в шинелях и ватниках, шоферы- герои, совершающие множество рейсов через Ладогу»

Доклад-презентация учащихся о Дороге жизни.

Слово учителя.

Небольшой грузовик ГАЗ-АА (полуторка) неприхотлив к горючему, его с грузом может выдержать 20-сантиметровый лед, заводится даже в лютые морозы.

В Ленинград везли продовольствие, топливо, а обратно вывозили людей.

Машины проваливались под лед, застревали в торосах, попадали под обстрелы.

«Колонна вышла на восточный берег и потерялась… Затем их нашли» Машины вышли в стороне от связистов…

«Шоферы обессиленные, на льду держались, а потеряли сознание уже на берегу.»

«Самая главная опасность на трассе – это когда глох мотор. Стартеры не брали – аккумуляторы плохие. А заводской ручкой завести моторы не было сил. Рационализаторы предложили удлинить заводские ручки и теперь за них могли браться сразу пять человек…»

17 марта 1942 г. в Большом зале филармонии случился первый открытый «афишный» концерт. «Конечно, станцевав, мы задохнулись и за кулисами упали на стулья. Мы были на грани потери сознания, но духом вознеслись, танцевали с упоением и восторгом…. На поклоны откуда-то взялись силы. Сцена большая, конферансье, волнуясь за нас, умоляла не бежать к рампе, а кланяться тут же у выхода, но у нас словно вырастали крылья»…

Доклад учащихся о 7 симфонии Шостаковича. Звучит фрагмент Ленинградской симфонии.

Слово учителя.

В осажденном городе продолжали работать заводы, школы, театры, радио, даже проводился набор в хореографическое училище. Люди не сдавались.

«27 января 1944 года!!! Тишина. Ни одного взрыва…и вдруг весть! Наша армия одержала Победу, полностью разгромлен враг под Ленинградом, блокада снята… Мы все выбежали на улицу, чужие люди бросались друг другу в объятья, плакали… Раздался оружейный залп… Город салютовал нашим войскам, отстоявшим Ленинград…»

Заключение.

На мемориальной стене Пискаревского кладбища начертаны слова: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

Список литературы.

Танцуя под обстрелами. Дневники артистов Кировского театра 1941-1944гг. Из осажденного Ленинграда. - Выборг: Военный музей Карельского перешейка, 2019.

Вячеслав Федоров. Оружие Победы – Нижний Новгород: изд-во «Книги», 2010.

Открытые источники сети Интернет.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.