Презентация на тему «Блокада Ленинграда»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока истории:
«Блокада Ленинграда».
9 класс специальной (коррекционной) школы для детей с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учитель: Кожевникова Л.А.
Киренск, 2021
Тема: «Блокада Ленинграда»
Цель: Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
- Объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города, привести примеры мужества и стойкости ленинградцев: дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.
- Объяснить, почему в обществе бережно охраняется традиция посещать кладбище, мемориальные комплексы, сохранять могилы героев, павших за Отечество, воспитывать гордость за свое отечество.
Основные знания.
-Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей;
-Дорога жизни;
-1944 г. - полное снятие блокады.
Основные термины:
Блокада.
Оборудование и материалы:
- карта «Блокада Ленинграда».
- карточки, иллюстрации
- презентация
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организация класса.
- уточнить здоровье детей
- обратить внимание на правильную осанку
II. Задачи на урок
- работать в общем режиме;
- активная работа на уроке;
- дополнительный материал;
- получение хороших оценок.
Ш. Повторение пройденного материала.
- какую тему изучали на предыдущем уроке? ( слайдовая презентация: «Блокада Ленинграда»).
- Вспомнить о чем говорили вам помогут задания, которые получите
( на парты материал для самостоятельной работы - тесты.)
( Тесты прилагаются. Время выполнения 5 минут)
История нашей страны показывает, что в различные годы, на разных этапах развития от того, кто стоит у власти, и особенно в минуты испытаний, зависит жизнь всех граждан государства
В. Кто возглавлял государственный комитет обороны и ставку Верховного
главнокомандующего с июня 1941 года? /Сталин/
-Благодаря руководству военачальников, советским маршалам и генералам, героизму и мужеству советских людей в ожесточенных боях советские воины отстояли Москву
Гитлеровские войска одновременно с битвой под Москвой начали новое крупное наступление на Ленинград.
Тема урока «Блокада Ленинграда» (иллюстрация 1)
тему, запись темы в тетрадь)
СЛАЙД 1
Сл.раб. Выполняется словарная работа. Блокада. (иллюстрация2)
В. В данном случае блокада какого города? Чьими военными группировками?
Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город. (открываю 3) в котором находились: (иллюстрация4,5,6)
- Крупнейшие военные предприятия
- Крупнейший морской порт
- Город несколько веков - столица Российского государства.
- Огромное количество архитектурных памятников
- В великолепных дворцах произведения искусства
- Гордость Советской страны.
В. Почему?
СЛАЙД 2
В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила подступы к городу.
- Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро.
- Ленинград оказался в кольце окружения.
Началась блокада
СЛАЙД 3
- Все дороги захвачены фашистами
- Люди строили оборонительные сооружения
- Самолеты бомбили город, артиллерия обстреливала
- Все было замаскировано: маскировочные сетки, пустые мешки, мешки с песком, деревянные щиты.
- Часть произведений искусства была спрятана в подвалах.
- Часть эвакуировали
- За город шли кровопролитные бои, т.к. немцы пытались прорваться в город.
- Город продолжает сопротивление, стоять насмерть
- Было создано народное ополчение
- Все от мала до велика встали на защиту города
- Работали заводы
- На заводах работали вместо мужчин женщины и дети, В насквозь простреленных цехах, при тусклом свете ламп, старые кадровики наспех обучали домохозяек, школьников и школьниц приемам заводского труда - и все вместе перевыполняли напряженный план, создавая оружия для фронта. Потому что все знали –
Ленинград сдавать нельзя.
СЛАЙД 4
- Кировский завод выпускал новые танки и ремонтировал, поступившие с поля боя
- Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором т.е.
- В начале блокады городские склады с продовольствием разрушили
- С продуктами питания очень тяжело
Для города начались поистине тяжелейшие дни.
СЛАЙД 5
( дополнительный материал – учащиеся)
Демонстрация хлеба, карточек…
СЛАЙД 6,7,8,9
Был страшный голод, по Ленинграду ходила смерть!
СЛАЙД 10,11
Физ.мин
Государственный комитет обороны принял решение проложить дорогу по льду Ладожского озера – ЭТО БЫЛО ОЧЕНЬ ТРУДНО!!!
СЛАЙД 12
- Автомобили с продовольствием и медикаментами шли под постоянным обстрелом
- Из города эвакуировали больных и раненых, женщин и детей
- Всего было эвакуировано 632 тыс.человек
- А весной по озеру плыли корабли
СТИХОТВОРЕНИЕ
Почему так назвали? «Дорога жизни»
900 дней и ночей длилась блокада
Истощенные люди стояли у станков, выпускали военную продукцию . Ленинградцы в те дни приветствовали друг друга
- Держишься?
- Держусь! ( дополнительный материал – учащиеся)
СЛАЙД 13
-Население всей страны всей страны было поражено мужеством и героизмом жителей Ленинграда. Но лишь к 1943 году советские войска перешли в наступление и прорвали блокаду. ( дополнительный материал – учащиеся)
Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К.Жуков. Всего восемь дней понадобилось войскам, чтобы проврать вражескую оборону, которая укреплялась фашистами 2 года. Окончательно город был освобожден в 1944 году.
СЛАЙД 14
-Прорвать блокаду было делом нелегким. Только беспримерный героизм, мужество советских воинов, оперативное мастерство командования
позволили осуществить ее в столь короткие сроки. За организацию прорыва блокады Г.К.Жукову присвоено звание Маршала Советского Союза.
О победе советских войск под Ленинградом американская газета «Нью-Йорк таймс» писала:« Их победа будет записана в историю как своего рода исторический миф. Ленинград воплощает непобедимый дух народов России».
СЛАЙД 15
Физ.мин
Демонстрация альбома: города-герой
-Сегодня город Ленинград снова переименован в Санкт - Петербург. В центре города построили памятник героическим жителям блокадного Ленинграда. Тысячи граждан приходят сюда, чтобы почтить память погибших в эти страшные дни войны.
СЛАЙД 16
У. Первичное закрепление нового материала.
- работа с учебником
- О чем говорили на уроке?
- Почему Гитлер захотел разрушить город?
VI. Подведение итогов, комментарии оценок за работу на уроке.
VII. Домашнее задание стр. 183-187 Доска
Спасибо за урок!
СЛАЙД 17