Классный час «Конституция России. Права и обязанности»
Классный час на тему: Конституция России. Права и обязанности.
Учитель: Терланова Наталья Васильевн. МБОУ СОШ №1 г.Нерюнгри Республика Саха (Якутия)
Класс: 3 класс
Цель:
Деятельностная:
познакомить обучающихся с главными законами России, узнать о правах и обязанностях граждан России, и о том, какой детский закон защищает права ребёнка.
Содержательная:
формировать понятие «Конституция», знать символы нашей страны, дать конкретное представление о детском законе , который защищает права ребёнка и называется «Конвенция прав ребёнка».
развивать культуру общения детей и взрослых;
воспитывать полноценную личность как самостоятельного субъекта права.
Ход занятия
I Орг. момент
II Вводная часть:
Звучит гимн РФ
– Скажите, ребята, что сейчас мы слушали? ( гимн РФ)
- Почему, во время исполнения гимна, все встают? ( ответы детей)
Гимн –это торжественная песня в честь государства. Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей, торжественных собраниях. Во время исполнения все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Гимн исполняется и во время спортивных состязаний в честь победителей. Они прославили родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны.
Авторы гимна: композитор Александр Васильевич Александров
Поэт Сергей Владимирович Михалков ( Презентация)
- Гимн – это символ нашей страны. ( Символ – это отличительный знак).
- Какие ещё государственные символы вы знаете? (флаг, герб)
- Флаг и герб являются обязательными атрибутами (необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта) государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляют все документы.
Вот так выглядит флаг. Три цвета.
Белый цвет символизирует чистоту, мир, правду, благородство.
Синий цвет символизирует небо, верность. веру.
Красный цвет символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.
Герб: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Всадник поражает змея – это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Держава – представляет собой золотой шар с крестом наверху. (С давних пор скипетр и держава служили знаком царской власти).
III Мы вспомнили и назвали государственные символы нашей страны – России
( Российской Федерации). Страна наша большая и красивая, здесь много лесов и полей, широких рек, глубоких озёр. Мы любим страну и гордимся ею. Россия многонациональное государство.
Каждая страна живёт по своим законам. В нашей стране, как и в других, основным законом является Конституция. ( Конституция –лат. – «устройство», «установление»)
Тема нашего классного часа: Конституция России. Права и обязанности.
Цель: Познакомиться с главными законами России, узнать о правах и обязанностях граждан России, и о том, какой детский закон защищает права ребёнка.
12 декабря вся наша страна отмечаtn праздник – День Конституции
Конституция - это основной закон государства. В нём написаны все правила, по которым живут все жители России и мы с вами тоже.
История Конституции:
В 1821 – 1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.
Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
Вторая конституция союзных республик была принята в 1919 г для АССР, а также для СССР в 1924 г, называлась первой союзной Конституцией.
В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924г.
Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.
В 1977г – Конституция СССР ( период правления Брежнева Л.И.)
Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
IV В нашей Конституции много законов. Мы рассмотрим главу 2 «Права и свободы человека и гражданина». В этой главе записаны наши права и обязанности.
Что такое право? ( Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношение между людьми. Словарь Ожегова)
Права – свобода личности, условия учёбы, работы, жизни, которые государство даёт человеку, защищает его.
Зачем людям нужно знать права? ( Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого – то и обязательны для выполнения)
Обязанность - требование к поведению и отношениям, которые человек должен выполнять
По Конституции нашей страны мы имеем право:
На жизнь;
На отдых;
На жильё;
Медицинскую помощь;
На образование;
На работу;
На личную неприкосновенность;
На неприкосновенность жилья и имущества.
-Какие из данных прав вы могли бы объяснить? ( беседа по данным пунктам прав ребёнка).
Например: Право на образование. Вы учитесь в большой красивой школе, где созданы все условия для обучения и вашего развития. Вы задумывались, сколько нужно средств вложить, чтобы вам здесь было комфортно? Во всех классах компьютеры, которые нам помогают проводить интересные уроки, спортивные залы, бассейн, игровая комната, медицинский кабинет, где наши мед. работники следят за вашим здоровьем и многое другое, чем мы гордимся. Сколько лет исполнилось нашей школе? Что бы вы ей пожелали, а значит и себе? Но не у всех детей мира есть такие условия. Ещё есть много детей в мире, которые не умеют читать и писать.
Какие свободы есть у гражданина нашего государства?
На свободу слова;
Свобода совести;
Вероисповедания ( право выбора религии)
Мысли и слова и др.
Существует детский закон , который защищает права ребёнка.
Этот закон называется «Конвенция прав ребёнка» -принята 20 ноября 1989г.
(Конвенция ( лат. – соглашение) это международный договор, соглашение по определённому вопросу с взаимными обязательствами). В этом законе ребёнок провозглашается полноценной и полноправной личностью. В нём прописаны нравственно – правовые взаимоотношения между взрослыми и детьми. Взрослые обязаны уважать и бережно относиться к личности ребёнка, его мнения и взгляды должны учитываться со всех сторон воспитания и обучения.
Основные права:
Право на жизнь;
Право на имя;
Право на гражданство;
Право на защиту жизни, чести, достоинства;
Право свободно выражать своё мнение;
Право на образование;
Право на охрану здоровья;
Право на свободу мысли, совести, религии;
Право на защиту от всех форм насилия;
Право на защиту своей индивидуальности.
А теперь я предлагаю вам вспомнить некоторые литературные произведения, в которых предлагаются ситуации, подходящие к статьям Конвенции прав ребёнка. Давайте обсудим их.
« И вдруг какой – то маленький мальчик крикнул: А король –то голый! –Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал его отец. – Ребёнок есть ребёнок. Он всегда для своей должности годится, значит, он говорит правду». ( Г,Х,Андерсен «Новое платье короля»)
Статья 13. Ребёнок может думать совсем не так, как взрослые, и всё, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые: «Мал ещё, помалкивай!». Ну и что, что мал, ведь, бывает, и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребёнок может свободно выражать своё мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны – участницы Генеральной Ассамблеи ООН, когда дети грубят.
«Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я всё равно тебя съем! Выходи лучше сама! – сказала лиса» ( Д,Мамин – Сибиряк «Серая Шейка)
Статья 23. Больному ребёнку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у взрослых детей. И государства – члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Есть болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых – говорить и т.д.
«Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушачьей кожи. Искала-искала, не нашла и говорит Ивану – царевичу: «Ах, Иван – царевич, что же ты наделал! » ( русская народная сказка «Царевна лягушка»)
Статья 16. Иными словами: ребёнок, как и любой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не всё равно, с кем дружит ребёнок, где бывает, как одевается, о чём шепчется со своими друзьями. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребёнку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по – своему, указывать с кем дружить, какую музыку слушать, как думать.
Наше государство также приняло на себя обязательство выполнять Конвенцию о правах ребёнка
В нашей Конституции записано ( ст 17), что основные права и свободы принадлежат каждому гражданину от рождения.
V Человек рождается, родители дают ему имя. ( В Конвенции о правах ребёнка ст.7 сказано , что ребёнок с момента рождения имеет право на имя.) У каждого из вас есть имя. Каждый из вас слышит своё имя каждый день. Какое обращение к вам больше всего нравится? ( дети пишут ласковые формы своего имени в бумажных цветках, на лепестках).
VI Работа в группах.
- Вы познакомились с правами. В данной работе вы покажите знания по основным правам.
Задание: Какие герои лишены следующих прав ( выбрать одного героя из трёх, ненужное зачеркнуть).
Право на жизнь |
Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища |
Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на отдых |
Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступления в брак |
Золушка Дюймовочка Алёнушка |
Право на владение личным имуществом |
Красная Шапочка Буратино Баба Яга |
VII Конечно, у детей много прав, как и у взрослых. Однако нужно помнить, что все правила должны соответствовать нормам культурного поведения. Отсюда можно сделать вывод, что у ребёнка, как и у взрослого, есть немало обязанностей.
- Назовите свои обязанности. ( ответы детей)
- У каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Охранять Родину;
Защищать Родину;
Сохранять природу и окружающую среду;
Платить налоги
Вывод: - Человек свободен, когда выполняет закон. В нашей школе есть Устав, для нас он является законом, который мы должны выполнять. Устав, как и все важные документы, написан в соответствии с Конституцией нашей страны, поэтому мы должны с уважением относиться к нему, выполнять его требования.
1 июля 1994г был принят Закон республики Саха (Якутии) «О правах ребёнка», в статье 21 сказано «Ребёнок обязан изучать, уважать и соблюдать законы Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, уважать права и интересы других детей и граждан, традиции и обычаи, культурные ценности»
VIII Итог:
Сегодня мы познакомились с главным законом РФ – Конституцией. Теперь вы знаете, какие права, свободы, обязанности имеем мы, как граждане Российской Федерации.
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя.
Когда метель – то я снежинка,
В ручье я капелька ручья.
Из этих капелек росинок
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
- Я хочу, чтобы вы запомнили такую заповедь:
«Живи по закону, поступай по совести».
Предлагаю вам календари с правовыми датами, чтобы вы о них всегда помнили
Календарь правовых дат
1 июня – Международный день защиты детей
12 июня для России значимая дата. В этот день вся страна празднует День независимости России.
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка ( Принята Конвенция о правах ребёнка 20 ноября 1989г )
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
А сейчас послушайте песню «Чему учат в школе?».
Эта песня отражает право на образование.