Классный час на тему «Моя семья и семейные обязанности»

2
0
Материал опубликован 5 December 2023

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Морская кадетская школа имени адмирала Котова Павла Григорьевича»







Номинация:

«социально – педагогическая»


«Моя семья и семейные обязанности»


Классный час

(деловая игра)



(Вид работы: план-конспект, возраст учащихся: 8-9 лет)






Автор:

Левашева Ольга Леонидовна,

социальный педагог

МБОУ «Морская кадетская школа им. адмирала Котова Петра Григорьевича»
















Северодвинск


2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение 3-4

2. Основная часть 5-9

2.1.Конспект классного часа 5-9

3. Заключение 10

4. Список литературы 11

5. Приложение 12

































ВВЕДЕНИЕ

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости.

Но, к сожалению, в настоящее время под словом “семья” совсем не обязательно подразумевается наличие мамы, папы и детей. Сегодня растет число “неполных” семей, то есть с одним родителем (мамой или папой). У детей, которые выросли в таких семьях, могут возникнуть определенные проблемы в будущей семейной жизни и отношениях с противоположным полом. Кроме того, это может наложить отпечаток на развитие личности ребенка и вызвать некоторые особенности в его характере.

Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества. Вот почему важно, чтобы ребенок понимал ценность семьи, уважал ее традиции, которые передаются из поколения в поколение. Выбирая тему классного часа, мне бы хотелось, обратить внимание детей на важную роль семьи в жизни каждого человека.

Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся через формирование у них сознательной мотивации к созданию в будущем крепкой семьи.

Задачи:

образовательные:

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи;

- дать знания о духовно-нравственном здоровье семьи, о социально-биологической роли семьи;

- познакомить с семейным законодательством РФ и правовыми аспектами взаимоотношения полов;

- формировать знания об основах оказания психологической поддержки и помощи в семье в критических ситуациях;

воспитательные:

- воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью;

- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;

развивающие:

- развивать культуру общения, нравственного и психологического самоконтроля;

- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям;

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Методы и приемы: беседа, обсуждение, аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов), рефлексия, интерактивный (проблемная дискуссия).

Оборудование: цветные жетоны, мультимедийная презентация.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Применяемые технологии:

-коммуникативно-диалоговые технологии;

-технология деловой игры;

-технология развития рефлексивного мышления.






























2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 КОНСПЕКТ УРОКА

1. Организационный момент.

Участники разбиваются на три группы. Группы формируются по цветовым жетонам, которые выбирают дети (желтый, красный, зеленый).

2. Ребята, я думаю, вы со мной согласитесь в том, что самое главное в жизни каждого человека – это его семья. С радостями мы идём к самым близким людям – маме, папе, братьям и сёстрам, бабушкам и дедушкам – и радости становится больше. С горестями мы тоже бежим к родным – и нам становится легче, потому что любимые люди делят их с нами. Значение семьи трудно переоценить.

Сегодня мы с вами на занятии ответим на важные вопросы: Что значит семья в жизни каждого человека? Какие функции выполняет семья? Какие существуют обязанности у членов семьи? И как сделать так, чтобы семья была крепкой и дружной? А начнем наш классный час со стихотворения Е. Шварца.

Приложение. Слайд 1

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?


Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»! (Е. Шварц)

Приложение. Слайд 2

В Конституции РФ закреплены три очень важных положения, касающихся семьи:

1. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.


Семейный кодекс четко определяет, с чего начинается семья. Семья начинается с брака, т.е. с государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности.

Приложение. Слайд 3

Вопрос детям:

Что дает нам семья? (высказывания детей)

Какую семью мы можем назвать благополучной (счастливой)? (высказывания детей)
Счастливая семья (благополучная) – это та, в которой учитываются потребности каждого члена семьи. И жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей ее членов, называется функцией семьи. Какие же функции выполняет семья?

Приложение. Слайд 4

Функции семьи:

1. Репродуктивная (продолжение рода).

Вопросы детям: назовите имена ваших дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, прапрадедушек, прапрабабушек.

2. Воспитательная (удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, передача знаний и опыта последующим поколениям, семейные традиции).

Вопросы детям: назовите семейные традиции вашей семьи.

3. Коммуникативная (развитие речи и культуры языка).

Вопросы детям: какое первое слова ты сказал? Есть ли в вашей семье родственники, знающие еще, какой-нибудь язык кроме русского?

4. Эмоциональная (удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите)

Вопросы к детям: с кем в своей семье ты чаще всего делишься своими переживаниями? Как тебя поддерживают в семье?

5. Хозяйственно - бытовая (удовлетворение материальных потребностей членов семьи, ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета).

6. Функция первичного социального контроля (ответственность всех членов семьи друг перед другом, уход за детьми и престарелыми).

7. Духовного общения (совместные проведение досуга и духовное обогащение).

Вопрос детям: как чаще всего проходит ваш совместный отдых в семье?


Приложение. Слайд 5

В старину семьи были очень большие. Вместе с родителями под одной крышей жили мужья дочерей, жены сыновей, внуки. И все они назывались по-разному.

Приложение. Слайд 6

Задание детям.

Сейчас вам будет дано задание. Ваша задача объяснить, кто есть кто. В первом столбике даны слова, а во втором их расшифровка. Ваша задача подобрать правильнее ответы. Каждой команде дано по четыре слова.

Например: мачеха – неродная мать

— тесть

— теща

— зять

— сноха

— невестка

— свекор

— свекровь

— золовка

— шурин

— деверь

— пасынок

— падчерица

(муж дочери)

(неродная дочь)

(мать мужа)

(неродной сын)

(сестра мужа)

(жена сына — для отца)

(брат жены)

(брат мужа)

(отец жены)

(мать жены)

(жена сына – для матери)

(отец мужа)

Семья – это маленькие государство, где каждый член семьи выполняет свои обязанности. А теперь задание командам. Сейчас мы попробуем определить, какие обязанности есть у членов семьи.

Задание детям: (по командам)

1. Какие обязанности могут выполнять в семье дети.

2. Какие обязанности в семье выполняют родители.

3. Какие обязанности могут выполнять родители и дети вместе.

Высказывания детей.

Приложение. Слайд 7

А теперь попробуем объединить наши ответы в группы.

Дети:

- домашние обязанности;

- помощь младшим;

- помощь и уважение старших.

Родители:

- содержание детей;

- воспитание детей;

- обучение детей;

- защита прав детей;

- помощь старикам.

Приложение. Слайд 8

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.
Вопрос детям: нужно ли уметь разрешать конфликты? Зачем?

Приложение. Слайд 9

Задание детям:

Вам даны конфликтные ситуации. Ваша задача выбрать, какой стратегии поведения вы будете придерживаться в возникшей ситуации.

Примерные ситуации.

1. Мои родители не разрешают мне дружить с одноклассником, говорят мне, что он «плохой мальчик».

2. Меня мама опять отругала за беспорядок в комнате, хотя мне в ней комфортно.

3. Мама с папой сегодня сильно ругались друг с другом. Я сидел и не знал, что делать и как поступить.

Сейчас, мы попробовали с вами решить конкретные ситуации. И порой бывает сложно сразу понять, кто больше прав, а кто виноват. Но решать конфликтные ситуации мы должны так, что бы, ни обижать никого из родных. И если мы будем делать больно нашим близким, то тепло семейного очага будет становиться все слабее и слабее.

Приложение. Слайд 10

Теперь, подводя итог нашему занятию, мне бы хотелось услышать ответ на вопрос: Что же значит семья для человека в жизни? Высказывания детей.

А закончить наш с вами классный час, мне бы хотелось одной китайской притчей.

«Ладная семья» (китайская притча)

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье, и занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе не было, ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, хорошо старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТРЕПЕНИЕ. И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ», «Сто раз ПРОЩЕНИЕ», «Сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: — И мира тоже».

Вопрос детям: какие три волшебных слова назвал старик владыке? В чем их волшебство?

Приложение. Слайд 10

Как видим, семья-это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. Семья дает нам опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и ребенку в том числе, тем увереннее он будет чувствовать себя в жизни.

Данный классный час дал представления детям о том, что такое семья и какие функции она выполняет, какую важную роль играет в обществе. Это способствовало развитию у детей чувства гордости за свою семью и формированию уважительного отношения ко всем членам семьи.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. – 352 с.
2. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб.– М.: ТК Велби. Изд – во Проспект, 2005 – 536 с.

3. Семейный Кодекс РФ

4. Конституция РФ





























ПРИЛОЖЕНИЕ

Презентация к уроку.


12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации