Классный час на тему «Семья — начало воспитания»

5
0
Материал опубликован 2 April в группе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОЛУЧСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа

по теме: «Семья – начало воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

преподаватель русского языка

и литературы

Павлюченко С. В.

 

 

 

 

 

Красный Луч, 2024

Тема: Семья – начало воспитания.

Цель: - воспитание правильного отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

-познакомить обучающихся с семейными традициями известных русских писателей и поэтов (Л. Толстого, М. Булгакова) и воспитанием детей в царской семье Николая 2;

- обсудить актуальные проблемы современной семьи;

- формировать представления о жизненном идеале семьи, умения анализировать ситуации;

- помочь сформировать правильное отношение в семье, и её членам, их взаимоотношениям;

- воспитать уважительное отношение к своей семье, своим родителям, вызвать интерес к своей родословной, усвоить нравственные и духовные традиции лучших семей России.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (тесты).

 

Ход занятия

I. Вступительная часть.

1. Введение в тему.

-Здравствуйте! Наш сегодняшний классный час я хочу начать с притчи, а вы внимательно послушайте и определите нашу тему.

Притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.

     Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни больше упаси, драк и раздоров.

     Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди.

     Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

     СТО РАЗ ЛЮБОВЬ,

     СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ,

     СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ.

     Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: "И все?"

     - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

     - И мира тоже.

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

- Что значит ладная семья?

- А свою группу мы можем назвать семьёй?

- Чему учит притча?

- Тема для обсуждения у нас очень важная и актуальная, тем более 2024 год объявлен В. В. Путиным Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья – это залог стабильности и процветания общества.

Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Только в семье человек по-настоящему может быть счастлив, может обрести мир души, равновесие, тишину сердца. Здесь воспитываются его лучшие качества, созревает личность. В семейном тепле раскрывается мир духовных ценностей.

Если в семье господствует культ любви, добра, взаимного уважения, то эта семья – носитель и хранитель духовности. Не зря народная мудрость гласит: «Где в семье лад, там и клад», «Семья красна ладом», «Добрая семья прибавит ума», «Согласную семью и горе не берет». Из данных пословиц можно сделать вывод: кроме родственных связей, людей в семье объединяют забота друг о друге и помощь друг другу.

II. Основная часть.

- Приоткроем дверцу истории и войдем через детскую комнату в патриархальную семейную жизнь последней царской семьи Романовых – семьи Николая Второго, где царила духовно-нравственная атмосфера. Наша последняя в России царская семья была настоящей семьей, в которой супруги любили друг друга. И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

Выступление студента о воспитании в царской семье.

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай 2-ой был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».Хорошо знакомая со всеми последними достижениями педагогики, царица-мать внимательно следила за подбором учителей своим детям, за их физическим и духовным здоровьем.

В свое время В.Жуковский, бывший воспитателем у наследника Николая 1, составил кодекс для наследника престола. Он гласил: «Уважай народ свой; «Имей в душе идеал прекрасного – верь добродетели». Этим принципам воспитания следовали в семье последнего императора.

В царской семье все было, как и в каждой семье: дни рождения, учеба, болезни, игры дома и на улице, семейные праздники. А по вечерам, так же, как тогда во многих семьях на Руси, они любили вместе проводить время за домашним чтением. Особенно мастерски читал вслух сам Николай Александрович. Книг в детской был большой выбор, их насчитывалось более четырех тысяч.

Как и во всей православной России, главными праздниками в семье Николая были Рождество и Христово Воскресение. Царь и царица были глубоко верующими людьми. И такими же воспитали своих детей.

Современники отмечали: «На протяжении почти 25 лет они представляли собой мир семейного счастья, эпицентром которого были сначала «сиреневая» гостиная Александры Федоровны, а затем, после рождения наследника Алексея – детская». Окруженные взаимной любовью родителей дети росли добрыми и ласковыми.

Обобщение учителя. С детства в них были заложены духовно-нравственные понятия: любовь и уважение к родителям, верность, честь, добро, достоинство, вера в Бога и Россию, соблюдение христианских заповедей.

Словарная работа: духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный, относящийся к духовенству; нравственность – правила, определяющие поведение; нравственный – духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе; соблюдающий требования нравственности.

Выступление студента. Воспитание детей в семье Л. Н. Толстого.

Л. Н. Толстой – гениальный писатель, мыслитель, общественный деятель, замечательный педагог – раскрыл целый мир духовных и душевных ценностей, красоту и уют, внутреннюю теплоту семейной жизни в своих великих произведениях: «Анне Карениной», «Войне и мире» и других.

Софья Андреевна, жена писателя, подарила ему 13 детей. Толстой был прекрасным мужем, заботливым отцом, любил свою жену и детей, которых им подарила судьба. Дети воспитывались в атмосфере высокой нравственности и морали, в строгости и послушании. Толстой был не только отцом для своих детей, но и их учителем: преподавал им уроки словесности, истории, философии, обучал языкам. Он и сам всю жизнь учился. Эту жажду к знаниям передал своим детям. Софья Андреевна занималась с детьми музыкой. Кроме музыки, она увлекалась фотографией, за 20 лет сделала более тысячи снимков. Видя трудолюбие своих родителей, дети учились уважать любой труд: и умственный, и физический. Л. Н. Толстой передал детям безграничную любовь к России и житейскую мудрость.

Учитель. Семья – это стержень и путеводный маяк в жизни детей. Семья воплощает в себе духовную преемственность отцов и детей. Атмосфера высокой культуры и духовности царила в семьях известных русских поэтов и писателей: А. Блока, М. Цветаевой, Б. Пастернака, М. Булгакова.

Выступление студента о семейном воспитании, полученном писателем М. Булгаковым.

«Семья Булгаковых, - писал К. Паустовский, - была хорошо известна в Киеве. Огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой мысли».

В семье очень много читали. Прекрасно знали не только русскую, но и западно-европейскую литературу, которую читали и в подлинниках, благо знание языков почиталось в семье обязательным. Точно так же все страстно любили музыку – играли на разных музыкальных инструментах, организовали свой домашний хор. Столь же страстно увлекались театром, особенно оперой. Дома часто ставили любительские спектакли. Отец, Афанасий Иванович, был профессором Киевской духовной академии, человеком строгих нравов, детей своих воспитывал в строгости и послушании. Послушание родителям было для детей первейшей заповедью, забота друг о друге – священным долгом.

Учитель. Прекрасная, дружная семья составляет счастье человека. Благополучная семья – это семья, в которой царят взаимоуважение, взаимопонимание, любовь, доверие, терпение, чувство долга, ответственность друг за друга. И у нас в классе есть семьи с добрыми традициями, трудовыми, спортивными, духовными. (Выступления ребят).

Они рассказывают о том, что родители воспитывают в них трудолюбие, доброе отношение к людям, нравственные качества.

Дискуссия о проблемах современной семьи.

- Каковы проблемы современной семьи?

- Намечается ли кризис современной семьи?

- Каковы признаки неблагополучной семьи?

Студенты активно обсуждают данные вопросы. Вместе приходим к выводу, что в настоящее время, к сожалению, во многих семьях материальное преобладает над духовным. При живых родителях некоторые дети испытывают «безотцовщину», так как папа с мамой вынуждены уезжать из дома в поисках работы и заработка. Во многих семьях наблюдаются разлад и разобщенность, исчезает уважение к родителям, ведущих аморальный образ жизни. Появилось много неблагополучных семей. В 2007 году в нашей стране более 50 тысяч детей потеряли папу и маму, их лишили родительских прав. Во многих современных семьях дети и родители живут, не пытаясь понять друг друга, не зная о внутреннем мире близких людей, об их проблемах, переживаниях. Отсюда возникает у детей желание уйти из дома. Статистика показывает, что большинство наркоманов, преступников выросло именно в неблагополучных семьях.

Учитель. Конфликты между родителями и детьми возникают и в благополучных семьях, но не надо рубить с плеча и помнить пословицу «Утро вечера мудренее». Нужно научиться быть терпимее друг к другу. И помните, ребята, что родители вас любят и все их наставления – только во имя любви! Плохое родители вряд ли посоветуют.

Статья 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Примите это к сведению, ведь вы тоже будущие родители.

А сейчас давайте проверим, готовы ли вы к семейной жизни, пройдя небольшой тест.

Тест: «Готовы ли вы к семейной жизни?»

Отметьте в приведенном ниже перечне то, что вы считаете своими обязанностями в семье (в будущем):

1. Забота о детях.

2. Проверка домашнего задания.

3. Посещение родительских собраний.

4. Решение проблем, с которыми дети будут обращаться к родителям.

5. Организация детских торжеств в саду и школе.

6. Организация семейных праздников.

7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей.

8. Выполнение тяжелой физической работы по дому.

9. Выполнение домашней работы, которая требует большой сосредоточенности.

10. Покупка продуктов.

11. Уборка квартиры.

12. Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель).

13. Текущий ремонт квартиры.

14. Поддерживание контактов с соседями.

15. Планирование семейного бюджета.

16. Стирка белья.

17. Оплата коммунальных услуг.

18. Покупка одежды, обуви.

19. Покупка мебели, бытовой техники.

20. Кормление и уход за домашними животными.

Обработка теста:

7 и менее баллов – вы хотите получить не супруга (супругу), а домработника.

От 8 до 15 – у вас нет особых причин для тревоги, но всё же подумайте, не много ли обязанностей вы перекладываете на плечи будущего супруга.

16-20 – вы полностью готовы к семейной жизни.

- Итак, учиться созданию семейной жизни необходимо каждому. И я желаю, чтобы добрые традиции ваших семей передались вам по наследству.

III. Заключительная часть.

- Я желаю вам искать и найти заветную формулу семейного счастья. Для этого не надо спешить, иначе за счастье можно принять некий фантом, который кажется обманом.

И закончить нашу встречу хочется прекрасным стихотворением И. Молчанова «Семь правил», который также выводит некую формулу семейного счастья. (Студенты читают стихотворение, при чтении создаётся кластер: счастье, уют, любовь, дети, забота, чистота, семья, ответственность, дом, терпение, чистота, уважение).

1-й

Что значит для меня моя семья?

Конечно – счастье и уют домашний,

Семь правил обязательно храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных.

2-й

Во-первых, это главное – любовь.

Всем сердцем, и душою всей, и разумом.

Не просто, чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по-разному.

3-й

Второе – дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник.

И продолженье рода. Пусть струится!

4-й

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережёт от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

5-й

Четвёртое – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды.

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

6-й

А пятое – ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

7-й

Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретёшь успех, признанье общее.

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8-й

И, наконец, седьмое – чистота.

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.

- Мне хочется верить, что наш сегодняшний разговор побудит вас задуматься об отношении к близким, о том, что мир в семье и «погоду» в доме мы создаём сами, своими словами и поступками. Берегите тех, кого любите. До свидания!

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации