Классный час «С чего начинается Родина?».
Цели и задачи мероприятия:
Образовательные:
1.Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.
2.Привлечь их внимание к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.
3.Показать значение Родины в жизни каждого человека.
Развивающие:
1.Расширять кругозор, изучая исторический материал о своей малой Родине.
2.Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
3.Развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитательные:
1.Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего города.
2.Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
3.Способствовать формированию гражданской позиции, чувства принадлежности к своему краю.
Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, материалы детских сочинений, выставка рисунков и плакатов, методическая разработка, презентация мероприятия.
Подготовительный этап:
Учащиеся получают домашнее задание:
Собрать сведения об истории своей семьи, своего края и изложить в форме мини-сочинения.
Найти определения «Родина», «малая Родина», «патриотизм».
1 группа. Найти пословицы о Родине, нарисовать их, оформить стенд.
2 группа. «Любимый уголок села», заснять свой любимый уголок села и рассказать в чем состоит его уникальность.
Класс делится на группы по 7 человек.
Учитель: Добрый день!
Я рада приветствовать вас на классном часе, посвященном очень сложной, но вместе с тем, очень важной теме – нашей малой Родине.
Предлагаю вместе исполнить песню Марка Бернеса «С чего начинается Родина?».
Насколько же это объемная, глубокая и трогательная для каждого человека тема! Хотя у каждого из нас Родина своя, но есть в этом что-то неуловимо общее. Вот для меня лично при слове Родина всплывает в памяти усеянное ромашками поле за селом. И дом, в которой, к счастью, до сих пор живет моя мама. Но это у меня. У каждого из нас слово Родина вызывает свои собственные чувства. А подумайте только: сколько среди жителей нашей страны людей с разными национальностями, разговаривающих на разных языках и наречиях? И на каждом языке поэты писали свои стихи о Родине.
Ученик: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
Учитель: У каждого человека есть своя малая Родина–край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным. Что для вас значит Родина? С чем ассоциируется у вас это слово? Что в вашем понимании малая Родина?
(Идет беседа с детьми, можно прочитать выдержки из сочинений, лучшие сочинения ребята читают сами, обобщение делает учитель).
Учитель: Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм? Какие определения этому слову вы нашли? Как вы сами его понимаете? Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову «патриот». Патриот – это какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд есть в личности патриота. Работать вы должны в команде, на выполнение задание вам дается 5 минут (идет работа в группах).
Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашего обсуждения. (Обсуждение результатов работы).
Ученик: У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей
Для беленькой березки
Опушки нет родней
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя,
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём. (А. Казанцева)
Учитель: В рамках подготовки данного классного часа ребятами 1-ой группы были найдены различные пословицы, высказывания видных людей о Родине. Ребята оформили стенд, где разместили рисунки, на которых они нарисовали некоторые из найденных пословиц. На этом стенде вы также можете ознакомиться с высказываниями видных людей о Родине. А, мы с вами сейчас поиграем в игру «Собери пословицу». У вас на столе лежит конверт, в котором находятся части от пословиц. Каждая пословица может быть разделена на две, три или четыре части. Ваша задача за 3 минуты собрать как можно больше пословиц (идет работа в группах).
Учитель: Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашей работы (зачитывают собранные пословицы).
Ученик:
Я живу на Ставрополье,
Где степей больших раздолье,
Где громада гор зелёных
Смотрят в небо удивлённо.
Где целебная водица-
Можно всем нам вот напиться,
Я люблю свой край родной
Потому что он друг мой!
Автор этих строк: Саша Гревцев, он написал этот стих о нашем с вами крае. Ребята, кто из вас знает, когда был образован Ставропольский край? (13 февраля 1924 года.). А наша малая Родина село Киевка? (1876г.)
Учитель: Ребятами 2-ой группы проводилось анкетирование на тему: «Знаю ли я свою малую Родину?». Результаты данного анкетирования сейчас вам будут представлены (учащиеся рассказывают о результатах анкетирования, обобщение делает учитель).
Ученик:
РОЖДАЕТСЯ В ДЫМКЕ ВЕСЕННИЙ РАССВЕТ
ТОНЧАЙШЕЮ АЛОЙ ПОЛОСКОЙ.
В ОГРОМНОЙ РОССИИ ПРЕКРАСНЕЕ НЕТ
ЧУДЕСНОЙ ЗЕМЛИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ!
КОГДА-ТО ДАВНО ЗДЕСЬ ГРЕМЕЛИ БОИ,
И БИЛИ ВРАГА ПАРТИЗАНЫ.
КАК ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ В ГОРНИЛЕ ВОЙНЫ -
ТЕПЕРЬ РАСЦВЕТАЮТ ТЮЛЬПАНЫ.
ЗДЕСЬ ВОЗДУХ НАПОЛНЕН ПРОХЛАДОЙ ЖИВОЙ
И ПТИЦ НЕСМОЛКАЕМЫМ ПЕНЬЕМ.
ЧТО МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ТАКОЙ КРАСОТОЙ,
С ТАКИМ НЕОБЫЧНЫМ ТВОРЕНЬЕМ?
В КОЛЬЦЕ ЛЕСОПОЛОС, СРЕДИ КОВЫЛЯ,
ГДЕ ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ И РАЗДОЛЬЕ,
НАХОДИТСЯ НАША РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
И ИМЯ ЕЁ - СТАВРОПОЛЬЕ.
ПУСТЬ ГОДЫ ПРОХОДЯТ, СМЕНЯЯ ВЕКА,
НО ПУСТЬ ПОСЛЕ НАС ОСТАЁТСЯ
ТО НЕБО, ГДЕ ТИХО ПЛЫВУТ ОБЛАКА,
И СТЕПЬ, ОБОГРЕТАЯ СОЛНЦЕМ.( Автор: Олег Забусов)
Учитель: Есть ли среди вас те, кто хотел бы дополнить результаты анкетирования рассказами о своей малой Родине? (рассказы учеников).
А сейчас давайте послушаем ребят, которые подготовили для нас замечательную фотовыставку( выступление обучающихся)
Учитель: Закрепить знания о своем крае я предлагаю в ходе игры. Своя игра «Хорошо ли я знаю историю своего края?». Презентация вопросов (приложение)
Ученик:
Я себя не мыслю без России,
Без её берёз и тополей,
Без её невыплаканной сини,
Без её заснеженных полей.
Без её работника и бога —
Человека с опытом Левши,
Без её Есенина и Блока,
Без её пророческой души.
Я себя не мыслю без России,
Без родной земли, где все моё,
Где легла мне на сердце впервые
Песня колыбельная её.
Без её легенд и сказок вещих,
Горных ветров, горьких как полынь.
Без её преображенных женщин
Из безвестных Золушек в богинь.
Без её железных комиссаров,
Падающих с песней на устах,
Без её космических Икаров
На своих немыслимых постах.
Без её неизмеримой силы,
Без её распахнутых морей...
Я себя не мыслю без России,
Без её любви и без моей!
(М. Лисянский)
Учитель: Благодарю всех, кто принял участие в игре (награждение победителей).
Учитель: Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее. Чувство Родины весомо.
И я верю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.
Приложение 1.
Анкета «Что я знаю о своей малой Родине?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род
деятельности, место жительства)?
Знаю все о своих родителях
Знаю все о своих родителях и бабушках, дедушках
Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
Затрудняюсь ответить
Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным ставропольцем (3 и более поколения Вашей семьи
проживали в Ставропольском крае)?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
Не знаю
Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего села?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Владею информацией частично
Другое ______________________________________________________
5.Хотели бы Вы свои пополнить знания?
О своих родных
Об истории края и села
Другое _______________________________________________________