Классный час «Великий сын России», 7-9 классы

0
0
Материал опубликован 16 July 2019

Классный час «Великий сын России»

(для 7-9 класса)

Цель: знакомство с истинным гражданином Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.

Задачи:

1. Познакомить с основными этапами жизни М. Ломоносова как учёного-энциклопедиста, показать роль учёного в развитии Отечественной науки, культуры, образования.

2. Воспитание чувства гордости, восхищения и уважительного отношения к человеку, чей вклад в развитие науки и просвещения огромен и неизмерим.

3. Способствовать развитию у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности.

Форма проведения: устный журнал

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация,

видеофрагмент «Михайло Ломоносов – настоящий русский гений», видео фрагмент фильма «Михайло Ломоносов» (Речь Ломоносова на академической конференции в Санкт-Петербургской академии наук)

Ход мероприятия

Ломоносову по необъятности его интересов

принадлежит одно из самых видных

мест в истории человечества.
С.И. Вавилов.

 

Многими славными именами по праву гордится наше Отечество, но имя Михаила Васильевича Ломоносова стоит особняком. Ломоносов — это целая эпоха в жизни российской науки, литературы, образования, наконец в судьбе самой России. В 18 веке не было почти ни одной области науки, техники и культуры, где бы он не сделал своего открытия, не внёс бы свой вклад.

19 ноября исполнилось 305 лет со дня рождения великого русского ученого. Наш устный журнал посвящается Великому сыну России Михаилу Васильевичу Ломоносову, чей вклад в развитие науки и просвещения огромен и неизмерим.

Открываем первую страницу «Ранние годы М.В. Ломоносова».

1 ведущий.

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами п
олюса он встречен у купели,
И пышным Севера сияньем озарен.

2 ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ г. Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – занимался хлебопашеством, морским рыбным и зверобойным промыслом. Он имел судно и ходил на нем в Белое море и Северный Ледовитый океан.

1 ведущий. Мать – Елена Ивановна. От неё он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и отзывчивость.

2 ведущий. Детство Михайло Ломоносова, рано лишившегося матери, было нелегким: уже с 10 лет отец брал его с собой на тяжёлый и опасный морской промысел. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля «Чайка», летевшего на всех парусах к морю! Под руководством отца юный Ломоносов научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направления ветра. Он хорошо запомнил особенности побережья и морских течений, приливов и отливов. Такая жизнь закалила характер молодого человека.

1 ведущий. Огромное влияние на его развитие оказала суровая и величественная природа Севера, которую он считал своей «первой книгой». Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел по первым в то время гражданским книгам – «Грамматике» Мелентия Смотрицкого и «Арифметике» Леонтия Магницкого, которые называл «вратами своей учёности».

2 ведущий. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. У Михайло же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться.

1 ведущий. Попросил Михайло у отца позволения уйти из дома: «Хочу, мол, учиться, а здесь негде». Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: «Зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено». Он уже и невесту приискал Михаилу.

2 ведущий. Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении. И в декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – «Грамматика» и «Арифметика».

1 ведущий. Обоз он догнал через три дня. Путь был долог, около месяца добирался Михаил Ломоносов до Москвы. В начале января 1731 года он оказался в Москве.

Чтец 1:

Той странной верности науке

Дивятся люди до сих пор…

Шел, от мороза пряча руки,

В Москву ходок из Холмогор.

Крутая вьюга заметала

Обоза северного след.

И ничего еще не знала

Москва про университет.

Чтец 2:

В котомке лук и корка хлеба,

Но он предвидел эту быль,

Когда в распахнутое небо

Вонзится твой высокий шпиль.

Когда смирится космос грозный,

Разымет атомы рука,

И встанет он одетый в бронзу,

Перед Россией на века!

2 страница «Обучение М.В. Ломоносова в храмах науки»

1 чтец:

Строптивый сын Архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов,

И песни, что певали рыбаки.

2 чтец:

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкостью монахов удивлял?

3 чтец:

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

(В. Виноградский. Михайло Ломоносов)

1 ведущий. Непросто было Ломоносову поступить в первое в России высшее учебное заведение - Славяно-Греко-Латинскую академию. Ему пришлось назваться сыном холмогорского дворянина, так как крестьянских детей в Академию не принимали. К тому времени Михайлу исполнилось 19 лет, но попал он в самый младший класс, где обучались дети 10-11 лет.

Сценка: Михайло и ученики.

1 ученик: Гляньте, какой болван пришел с нами учиться! Ну и здоровый!

2 ученик: Дядь, достань воробушка!

1 ведущий. Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным, проговорил:

Михайло: «Что с тобой сделать? На крышу забросить?».

1 ведущий. Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на чудо стали смотреть.

1 ученик: Да он лучше учителей всё знает!

2 ученик: Посмотри, как говорит!

2 ведущий. Из своих скудных средств (он имел в день жалованья один алтын – 3 копейки) Михаил Васильевич мог позволить себе покупать в день не больше, как «на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды».

3 ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошёл три класса Академии. Он научился читать и писать по-латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. За короткий срок Михаил добился больших успехов и стал первым по всем предметам.

Науки жадно изучает,

Даётся всё ему легко.

Вот только бедность изнуряет,

Пытается сломить его.

Но сила воли и стремленье

Постичь всё множество наук

Воспитывали в нём терпенье,

И он отправлен в Петербург.

1 ведущий. В Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов проучился 5 лет. Вскоре как одного из лучших учеников его направляют для

дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук.

Ах, Петербург, Петра творенье,

Все восхищаются тобой,

Ты город муз и просвещенья,

Красой твоей сражён любой.

Год, проучившись в Петербурге,

Отплыл он в дальние края.

В немецком городе Марбурге

Суть постигает бытия.

2 ведущий. В 1736 году Михайло Ломоносов становится студентом Марбургского университета. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями.

Казалось, не было науки,

Какую б он не изучал.

Во Фрейберге и в Петербурге

Исследованья продолжал.

Он в совершенстве знал английский,

Французский, греческий, латынь,

Немецкий, польский и словенский.

Как у него хватило сил!

Его стремление к учёбе

Дало прекрасные плоды

Он постепенно стал учёным,

Создал научные труды.

3 ведущий. Однажды с ним произошло событие, едва не изменившее всю его жизнь. Студент Ломоносов попал в плен. По приказу прусского короля солдаты отлавливали на улицах высоких крепких мужчин для гренадёрской службы. Их помещали в старинную крепость, обучали военному делу и принуждали подписывать контракты на долгие годы. За всю историю крепости никто не смог совершить из неё побег, а помор Ломоносов бежал! Обошёл все преграды, переплыл ров, достиг границ соседнего княжества и спасся…

1 ведущий. В Россию Ломоносов вернулся образованнейшим человеком. В 1745 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. Сейчас в это трудно поверить, но в 1746 году в Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в Академии наук «научные должности» занимали лишь иностранцы.

Чтец 3: Россия родила немало

Людей великих на земле.

Во все века одна лишь знала

Об избранных, об их судьбе.

Чтец 2:

Эпохой каждой восхищала

И всякий раз, не ошибясь,

Ты гениев нам посылала,

За судьбы их всегда молясь.

Чтец 1:

Одним из них был Ломоносов,

Учёный – энциклопедист,

Поэт, мыслитель и философ,

Историк, материалист.

3 страница «М.В. Ломоносов - учёный-энциклопедист»

1 ведущий. Академик М.В. Келдыш писал: «Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в XVIII веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе, он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и даже столетия опередили свое время».

2 ведущий. Основным направлением в своей научной работе Михаил Васильевич Ломоносов избрал химию. Ломоносова по всей справедливости можно назвать не только первым русским физико-химиком, но и первым физико-химиком вообще. До Ломоносова химия многими не считалась даже наукой, а относилась к категории искусств. Учёный впервые определил химию как науку о превращении веществ. В 1748 году он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.

Учёный разработал технологию по изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них. Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.

1 ведущий. С 1743 года М. Ломоносов начал изучать электрические явления. Вместе с академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая громовая машина.

2 ведущий. Видное место в деятельности М. Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Среди них - телескоп и «ночезрительная труба», аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере.

1 ведущий. Крупнейшим достижением учёного в астрономии было открытие в мае 1761 года атмосферы на Венере, сделанное в результате наблюдения редкого небесного явления - прохождения Венеры по диску Солнца, проведенного Ломоносовым с исключительным успехом.

2 ведущий. С именем М.В. Ломоносова связано развитие горнозаводского дела и металлургии. В написанной им книге «Первые основания металлургии и рудных дел» он научно обосновал процессы, связанные с выплавкой металлов и добыванием руд. На этой книге воспитывались сотни замечательных русских металлургов и горных инженеров.

1 ведущий. Ломоносов первый высоко оценил богатство, мощь, выразительность и красоту русского языка: «В нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского языка». Ломоносов создал первое в России печатное руководство по теории литературы и ораторскому искусству – учебник «Риторики». Другой учебник – «Российская грамматика» Ломоносова – выдержал 14 изданий, не потеряв научного значения по сей день. Он ввёл в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт.

2 ведущий. Н.В. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». Его «Теория о трёх штилях» преобразовала русскую литературу, а обоснование силлабо – тонической системы стихосложения стало отправной точкой для рождения великой русской поэзии XIX и последующих веков. Красивы звучные оды Ломоносова и сейчас актуален призыв поэта к юношеству:

(отр. Ода на день восшествия на престол Елизаветы I)


 

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

 

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.


 

1 ведущий. Литературное наследие М.В. Ломоносова огромно: поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений. В. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. Поэзия Ломоносова оказала влияние на Державина, Пушкина, Тютчева и многих других русских поэтов XVIII-XIX вв., а в начале ХХ века своеобразно отозвалась в творчестве Маяковского и некоторых других поэтов Серебряного века. В.Г. Белинский писал, что с Ломоносова начинается русская литература: «он был её Петром Великим», так как дал направление «нашему языку и нашей литературе».

2 ведущий: Чем бы ни занимался Ломоносов – физическими или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо Родины. В 1761 году он написал замечательное сочинение «О размножении и сохранении российского народа», где уделил особое внимание детской смертности и расширению медицинской помощи населению.

1 ведущий. Вместе с И. Шуваловым Михаил Ломоносов бывает при дворе и императрица Елизавета Петровна даёт наказ Ломоносову: «Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная «профессором слова».

По монастырским книгохранилищам разыскивал учёный древнерусские летописи. По ним и была составлена «Древняя Российская История», над этим трудом Ломоносов работал много лет.

 

Видео фрагмент фильма «Михайло Ломоносов» (Речь Ломоносова на академической конференции в Санкт-Петербургской академии наук)

 

2 ведущий. Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение Посвящения в русском народе.

1 ведущий. Одним из славных деяний великого учёного было основание Московского университета. «Я сие великое училище задумал и обдумал, охлопотал, выносил его и породил; горячими слезами воспитал и жить пустил, и за гробом стану о нём бога молить…».

2 ведущий. М.В. Ломоносов и план чертил, и кирпич сортовал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, излюбовал и избрал профессоров, экзаменовал студентов. Огромное значение имело то, что в Московском университете впервые началось преподавание всех наук на русском языке. Для подготовки юношества устроил две гимназии, заботясь о том, чтобы туда принимали и крестьянских детей. Он всегда помнил, как трудно было ему, крестьянскому сыну, поступить в академию для дворянских детей.

1 ведущий. И вновь вспомним слова А.С. Пушкина, сказанные о Ломоносове: "Ломоносов был великий человек... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

2: Его влекли и формулы и звуки,

Земные недра и пути светил,

Постигнул он поэзию науки,

Науки дверь в поэзию открыл.

Металлы правил он, иль трогал лиру,

Иль к телескопу проникал в тиши, -

Во всем являл на удивленье миру

Величье русской жаждущей души.

1:Нигде ни в чем не видевший предела,

Упрямо слово претворявши в дело,

Ниукротимой страсти не тая,

Он стал в веках звездою путеводной

Для всех, кто шел из глубины народной

К твоим вершинам Родина моя!

4 страница «Творческая деятельность М. В. Ломоносова.

Вклад в живопись.»

1 ведущий. В Софийском соборе Киева Ломоносов увидел произведения мастеров Древней Руси, которые были искусно составлены из кусочков смальты и назывались мозаиками… Мозаика - это разновидность монументальной живописи (настенная роспись).При жизни учёного это искусство было забыто в России, а в Европе хранилось в строгой тайне.

2 ведущий. В 1753 году в Усть-Рудице Ломоносов основал фабрику цветного стекла , а в 1758 году Михаил Васильевич Ломоносов открывает мозаичную мастерскую. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.

1 ведущий: В мастерской М.В. Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней сохранилось 24 мозаики. Лучшая из его работ «Полтавская баталия» - картина из цветного стекла на медном листе во всю стену. За эту знаменитую мозаику в 1763 году Михаил Васильевич был избран почётным членом Петербургской Академии художеств.

2 ведущий. В Эрмитаже находится портрет Петра Первого, собственноручной работы Ломоносова. В Русском музее можно увидеть портреты двух величественных женщин – Елизаветы Петровны и Екатерины Второй.

 

1 ведущий: В последние годы жизни слава Ломоносова распространилась далеко за пределами родины. В 1760 году он был избран почётным членом Шведской Академии наук. В 1764-ом – почётным членом Болонской Академии наук.

А Михайло Ломоносов

Всем сородичам пример

Он явился - нет вопросов,

Он в науке пионер.

Из Курострова в науку

Ломоносов шел в поход,

А сегодня вся наука

К Ломоносову идет.

Имя гения сближает

Всех и вся от стран и рас,

И седины обнажают

Мировые доктора.

2 ведущий. Михаил Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и 4 апреля в возрасте 54 лет умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

5 страница «Памяти М.В. Ломоносова»

1 ведущий. М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

 

2 ведущий. Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России и в честь учёного в нашей стране учреждена «Большая золотая медаль имени М.В.Ломоносова»— высшая награда Российской Академии Наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали — одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.

1 ведущий. Орденом « Михайло Ломоносов» награждаются граждане за высокие достижения в разных областях науки, искусства и литературы.

2 ведущий. Моско́вский госуда́рственный университе́т и́мени М.В.Ломоно́сова— один из старейших и крупнейших университетов России, один из центров отечественной науки и культуры. C 1940 года носит имя Михаила Ломоносова. МГУ включает в себя 15 научно-исследовательких институтов, 41 факультет, более 300 кафедр и 6 филиалов. В университете обучается около 35 тысяч студентов. На факультетах и в научно-исследовательских центрах работают 4 тысячи профессоров и преподавателей, около 5 тысяч научных сотрудников.

1 ведущий. Именем учёного назван город под Санкт-Петербургом.

Город Ломоно́сов — один из красивейших городов нашей страны.

2 ведущий. В трёх километрах от Холмогор, на берегу реки Курополки (один из рукавов Северной Двины) село Ломоносово. Село получило известность благодаря тому, что здесь, в деревне Мишанинская, родился великий русский учёный. Позднее деревни Мишанинская и Денисовка объединились в село, которое в 1911 году, получило имя Ломоносово.

Чтец 1:

Филолог, химик и геолог,

Географ, физик, металлург,

Художник и метеоролог,

Исследователь, драматург.

Чтец 2:

Любил Россию безгранично

И за народ переживал.

Все достижения в науке

Всегда народу посвящал.

Чтец 3:

Россию на весь мир прославил,

В науку вклад огромный внёс.

И след в истории оставил

России сын великоросс!



 

А сейчас, давайте ещё раз остановимся на научном наследии М.В. Ломоносова.

 

- Итак, пролистав страницы нашего устного журнала мы узнали, как пройдя путь от крестьянина-помора до учёного, совершив великое множество открытий М.В. Ломоносов заложил основы Российской науки и системы образования, являясь создателем первого российского университета.

Всё, что делал учёный было направлено к одной великой цели — на благо своего Отечества.

Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.

Личность учёного, его труды — являются бесценным достоянием нации.

Мы — благодарные потомки, по праву гордимся нашим Великим соотечественником, Великим сыном России.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.