Конспект классного часа по экологии на тему «Как мы можем защитить природу»
Ход классного часа.
I. Орг. момент.
Дети занимают свои места в классе под звуки природы.
II. Вводная часть классного часа.
Выходит ученица и читает стихотворение.
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.
III. Вступительное слово учителя.
На сегодняшний день очень сложно найти клочок земли, куда бы не вступала нога человека. Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России.
Что же тревожит сегодня людей? Каждый день на земле исчезает один вид животного навсегда! Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растения! В одну минуту на земле вырубается несколько гектаров тропических лесов. Это очень много, ребята! А сколько пыли, копоти, различных химических веществ попадает в воду, в воздух, в почву?! Кто это может подсчитать? Род людской может погубить себя, отравляя землю, воздух, воду, погубить нашу планету. Неужели мы все погибнем?
Нет, колокола тревоги звучат вовремя, но опасность всё-таки велика. Поэтому учёные всего мира делают всё возможное для оздоровления нашей природы. На фабриках и заводах создаются специальные очистительные сооружения, которые очищают воду и воздух. В специальных заповедниках, аквариумах разводят рыб, птиц, зверей и выпускают их на волю. На многих животных вообще запрещена охота. Очень много растений и животных занесены в Красную книгу и охраняются законом.
Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
IV. Основная часть
Беседа: «Семь способов сохранить природу»
Рассказ учителя, беседа по данному вопросу, ответы детей на вопросы.
1. Приобретать экологически-чистые товары
Основными принципами экологически-чистых продуктов является то, что они:
- не содержат генетически модифицированные ингредиенты.
- не содержат ингредиенты выращенные при использовании пестицидов, гербицидов, ядохимикатов и искусственных удобрений.
- не содержат искусственные консерванты, красители и вкусовые добавки.
- экологически чистые продукты обязаны иметь на упаковке специальные лицензионные символы «Органика».
Что можете сделать Вы?
Приобретая экотовары, вы улучшаете свое здоровье, повышаете иммунитет, а также помогает своей стране, так как экопроизводство, способствует укреплению внутреннего рынка, увеличению экспорта и помогает решить экономические и экологические проблемы.
2. Отказаться от пластиковых пакетов и бутылок
Пластик – проблема мирового масштаба. Пластик производится из полезных ископаемых, для его изготовления и транспортировки требуются миллионы баррелей углеводородов в год. В мире почти один миллион пластиковых бутылок употребляются каждую минуту! Пластик переполняет свалки, душит реки и озера, загрязняет океаны и причиняет вред диким животным.
Пластик разлагается более 450 лет. Но некоторые ученые считают, что пластик вообще не разлагается – он просто распадается на кусочки, которые со временем становятся всё меньше. Каждый кусок пластика, выброшенный на свалку с момента изобретения этого вещества, до сих пор там и лежит! Если продолжать такими темпами, то наша планета покроется пластиком даже до того, как он начнет разлагаться.
Что можете сделать Вы?- Сдавать пластиковую тару в специализированные автоматы и получать за это вознаграждение;
- Отказаться от использования пластиковых пакетов;
- Если вы ездите в магазин на машине, удобно класть фрукты и овощи в большие многоразовые ящики, тогда фрукты не давятся.3. Выбрасывать мусор раздельно
Раздельный сбор мусора позволяет выделять из общей массы твердых бытовых отходов (ТБО) жилищного сектора так называемые «полезные фракции» - те материалы, которые могут быть переработаны и использованы вторично.
Большинство предметов потребления производится из невозобновляемых ресурсов (или сложно возобновляемых):
- нефть и газ (без продуктов нефтехимии жизнь человеческого общества в привычном нам виде на сегодняшний день невозможна);
- металлы;
- древесина.
Что можете сделать Вы?
- Cдавать вторсырье – замечательный способ помочь природе. Что можно сдавать: цветной металл, стекло, бумагу, ядовитые отходы; жестяные банки.
- Что нужно для того, чтобы организовать раздельный сбор у себя дома?
Желание (жильцы, ТСЖ/УК) и условия (контейнер, реальный вывоз на переработку, а не в общую кучу мусора – обратная связь, оценка значимости производимой работой).
- Производство продуктов потребления из вторсырья позволяет:
· экономить природные ресурсы;
· значительно снижать затраты энергии и воды;
· снижать нагрузку на экологию;
· получать экономический эффект.
Кроме того производство вещей неразрывно связано с высоким уровнем потребления энергии, воды, загрязнения окружающей среды.
4. Проявлять бережное отношение к лесу
Необходимость леса обуславливается такими его функциями, как:
- регулирование баланса кислорода и углекислого газа в атмосфере,
- регулирование водного режима занятой лесами и прилегающей территории,
- обеспечение возможности сохранения большей части биологического и экосистемного разнообразия Земли,
- сохранение ценных в эстетическом отношении природных ландшафтов, и многое другое.
Что можете сделать Вы?
- Если заметил мусор на улице или в лесу, подними его и выброси в урну, так вероятнее, что он попадет на свалку и не останется в лесу на сотни лет;
- Если ты остановился на обочине для пикника, забирай мусор собой и выбрасывай его в положенное место. Ты не только поможешь беречь природу, но и оставишь место чистым для следующих посетителей;
- Осторожно обращаться с огнем.5. Не лить воду напрасно
Вода – это важнейшее условие существования жизни растений, животных и человека.
Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды – водопои. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот.
Без воды нельзя построить дом. Не будут работать фабрики и заводы. Не вырастить без неё культурные растения. Не будет на столе ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания. Без воды погибнут животные.
Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Что можете сделать Вы?- Привести в порядок сантехнику и другое оборудование водоснабжения;
- Установить счетчики воды в квартиру;
- Растения поливайте талой снеговой водой;
- Наливайте воду в стаканчик, когда зубы;
- Когда моете руки, не включайте сильную струю. Это не помешает умыться, а воды утечёт меньше;
- На даче мойте руки под умывальником, так меньше потратите воды;
- Плотно закрывайте кран;
- Мойте посуду в тазике, не под открытой струей;
- Мойте фрукты и овощи в специальной посуде, а не под проточной водой;
- Мойтесь под душем, а не в ванне (при мытье в ванной расходуется 150- 180 литров воды, а под душем в три раза меньше).
Соблюдая эти нехитрые советы, можно сберечь очень много пресной воды.6. Экономить электроэнергию
Экономия и сохранение электроэнергии, наравне с экономией потребления воды, является одной из самых актуальных проблем нашей страны.
Мотивацией к бережному отношению к электричеству может выступать не только желание сохранить часть семейного бюджета или подверженность социальной рекламе, но и желание помочь планете, страдающей от избытка CO2.
Что можете сделать Вы?- Используйте энергосберегающие лампы;
- Холодильник ставьте подальше от плиты или батареи
- Правильно подбирать бытовую технику;
- Чаще протирайте плафоны и лампы. При их загрязнении освещенность может уменьшиться на 10-15%;
- Уходя, гасите свет;
- Не оставляйте электроприборы в режиме «ожидания»;
- Не заставляйте бытовую технику работать в усиленном режиме;
- Реже пользуйтесь тройниками и удлинителями.
Самые простые действия могут помочь сэкономить большое количество энергии и сохранить нашу планету!7. Участвовать в субботниках и акциях
Субботники возникли весной 1919 года, в период Гражданской войны и военной интервенции, и успешно проводятся и по сей день. Обычно граждане узнают о субботниках увидев объявление у подъезда, читая районную газету или увидев сообщение по телевидению.
Что можете сделать Вы?
- Собрав мусор, посадив деревья и цветы вы подаете отличный пример подрастающему поколению и улучшаете эстетический облик города, в котором вы живете.
Проведение экологических субботников повышает экологическую культуру не только области в целом, но и каждого участника этих мероприятий!!
V. Работа над пословицами и поговорками.
- Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней. Давайте продолжим пословицы.
Лес – богатство и краса, ☼ береги свои леса.
Враг природы тот, ☼ кто леса не бережет.
Люби лес, люби природу, ☼ будешь вечно мил народу.
Земля хоть и кормит, ☼ но и сама есть просит.
Покорми птиц зимой, ☼ они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью ☼ золотая клетка, а нужна ему ☼ земная ветка.
Срубили кусты - ☼ прощай птицы.
Много леса ☼ не губи, мало леса ☼ береги, нет леса ☼ посади.
Рощи да леса - ☼ родного края краса.
Судьба природы - ☼ судьба Родины.
Растения – ☼ земли украшения.
Искру туши ☼ до пожара, отведи беду ☼ до удара.
VI. Сценка «Однажды в лесу»
Звучит веселая музыка. Выбегают четыре туриста.
1-ый турист:
Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2-ой турист:
Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!
Лес он чей?
Ничей!
1-ый и 2-ой туристы (хором):
Ничей!
3-ий турист:
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают
Жги и лей, руби и бей!
4-ый турист:
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на "ты”!
1-ый турист:
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
2-ой турист:
Мы - цари! Молчи природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Звучит веселая музыка.
Туристы разбрасывают мусор.
Появляется Берендей и его помощники Цветик–семицветик и Мухомор.
Берендей:
Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем.
Кто здесь все переломал?
Разбросал и не собрал?
За такое поведенье
Вас судить – мое решенье!
3-ий турист:
Что ты, что ты, Берендей!
Мы не знали, пожалей!
Слово учителю: Можно сберечь и лес, и сад, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить "спасибо”.
Берендей: А ну-ка, мои помощники: Цветик–семицветик и Мухомор (ударяет посохом об пол) принесите учебник экологической грамотности. Мы научим горе – туристов, как нужно вести себя в лесу.
Цветик–семицветик и Мухомор выносят учебник экологической грамотности.
- Итак, вот некоторые правила нашей экологической азбуки.
(Показывает первый знак.) Не рви цветы.
Мухомор (показывает второй знак): Нельзя разорять муравейники.
Цветик – семицветик: Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
Берендей (показывает четвертый знак): Не повреждай кору деревьев.
Мухомор (показывает пятый знак): Не разводите костер в лесу.
Берендей (показывает шестой знак): Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
Мухомор (показывает седьмой знак): В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
Цветик-семицветик: Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Берендей: Вот мы и познакомили вас с основными правилами поведения в лесу.
1-ый турист: Спасибо вам, лесные жители, вы научили нас, как вести себя в лесу. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
3-ий турист: Ребята! Давайте уберем все за собой и приведем в порядок лесную поляну.
Туристы прибирают поляну от мусора.
VII. Итог классного часа.
За нежные рассветы, багряные закаты,
Сверкающие молнии-небесные раскаты,
За тайны все природные,
За недра плодородные,
Что матушка-Земля веками там хранит.
За капельки росы хрустальные,
За облака печальные.
За шум весеннего дождя, ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ я!
- А как мы можем защитить природу? (собрать семена, покормить зимой птиц, пользоваться экономно природными ресурсами, не загрязнять воды и почву)
- Помните! Спасение природы – дело человека во имя спасения самого же человека.
- Давайте решим задачу:
Человек примерно в день употребляет 2 литра воды. Сколько литров употребит человек за неделю?
2·7=14 (л) употребит человек за неделю
- А представьте, сколько литров 1 человек употребит в год? А за 10 лет? А все жители Земли?
Так давайте же экономить воду!!!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.
Человек должен разумно относиться к природе.
Вы должны всегда помнить слова М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
Всем спасибо!
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1444834096.docx (Классный час "Как мы можем защитить природу")