Коллективное творческое дело. Из опыта работы.
Коллективное творческое дело. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ с. Падовка Носковой О.Н.)
Перед начальной школой стоит задача формирования универсальных учебных действий.
Одной из форм работы, которая в полной мере раскроет способности детей, является коллективное творческое дело.
В основе заложены три основные идеи:
Коллективно творческое дело —это форма работы, которая направлена на развитие способностей ребёнка.
Главные принципы:
Воспитывать в совместной деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность, создавать вместе с ними, а не вместо них.
При этом неважно, если этот или похожий продукт уже был когда либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.
Общая технология включает последовательные этапы взаимодействия:
1 Предварительная работа взрослых
2.Коллективное планирование
3. Коллективную подготовку
4. Коллективное проведение
5. Коллективный анализ и важнейшее последействие.
Главная «рабочая единица» коллективно творческого дела – это группа.
В своей работе с первых шагов становления коллектива и формирования взаимоотношений детей я использую технологию сотрудничества.
Моя главная задача как классного руководителя - создать в детском коллективе благоприятный микроклимат, где каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено. Научить ребят вместе работать, учиться, творить, всегда готовыми прийти друг другу на помощь, считаться с чужими интересами, находить компромисс. В процессе ребята узнают друг о друге много нового. Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников. 
Для достижения успеха в работе необходимо соблюдать несколько условий
Существуют такие виды коллективно творческих дел.
Приведу примеры из своей практики:
Гражданско-патриотические

Цели: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре нашей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.
Одно из таких коллективно творческих дел, посвящённых Дню Победы мы провели накануне праздника 9 мая. Мы назвали его «Спасибо деду за Победу!» Вместе с ребятами решили выяснить, какой вклад в дело победы внесла каждая семья. Привлекли к сбору информации родителей, старшее поколение. В семейных архивах отыскались письма, документы. Ребята принесли фотографии и документы в школу, с помощью родителей подготовили рассказы. Портреты своих прадедов- участников Великой Отечественной войны ребята несли в составе Бессмертного полка на митинге. Мы обязательно участвуем в концертах, посвящённых присоединению Крыма к России, на 9мая. Уже не раз участвовали в сборе гуманитарной помощи военнослужащим СВО, писали и пишем письма, изготавливаем поздравительные открытки солдатам.
Познавательные
Цель: формировать потребности в познании.
Это брейринги, викторины, «Знание- сила», «Хочу всё знать» и др. Они развивают у школьников такие качества личности, как стремление к познанию, исследовательские умения, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, и многое другое.
Художественные
Цели: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; обогащать внутренний мир человека (Литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, а так же поддержка военнослужащих СВО)
В 2022 году проводился конкурс исследовательских проектов учащихся начальных классов «Мы сами открываем чудеса» . Я предложила детям принять в нём участие. Мы решили сначала провести этот конкурс в классе, а затем уже лучшие выступления отправить на сайт.
Подготовка длилась 2 недели. Дети сочиняли стихи, сказки, рассказы группами и индивидуально. В результате, у нас призёр в конкурсе исследовательских проектов.
Участвуем в конкурсах поделок, рисунков. Занимаем призовые места
Экологические.
Природа — лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы являются, пожалуй, самыми влиятельными. Понимание того, что жизнь целой планеты зависит от твоих поступков делает ребёнка более ответственным.
Примером может служить КТД «Планета в опасности». Подготовка велась заранее, Создавались группы по интересам: одна -писала стихи, другая делала рисунки, третья подбирали материал для оформления. Результатом стало интересное мероприятие. Самостоятельно выпущенные листовки с правилами поведения в природе были очень выразительными. А как важно покормить птиц зимой или посадить деревце.
Трудовые
Хочется рассказать о коллективно творческом деле «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цели
Проверка знаний о профессиях,
Воспитание уважения к людям разных профессий; продолжить формирование сплоченности в коллективе. Велась подготовка. Дети добывали информацию о малознакомых профессиях, ходили на экскурсию к родителям на производство и знакомились с профессиями практически. Пробовали сами в профессии учителя, продавца, технического работника. Итогом явилось интересное мероприятие А ежегодные субботники, стремление к чистоте и красоте привели к тому, что мои детки, не дождавшись когда взрослые организуют субботник. Сами, взяв пакеты для мусора в магазине самостоятельно организовали себя и пошли собирать мусор вокруг церкви, на площади Памяти. Вот такое приятное важнейшее последействие после проводимых трудовых коллективно творческих дел.
Спортивные . Это «Спортивный праздник», «Весёлые старты», «День здоровья», «День защиты детей»,
Цели: формирование здорового образа жизни, приобщение учащихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом, а также формирование благоприятного психологического микроклимата в классе
При подведении итогов важно обсудить, что хорошо получилось, в чём были трудности, как их избежать в следующий раз. А важнейшее последействие –это желание детей участвовать в спортивных мероприятиях.
Досуговые.Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. А как любят дети поездки в цирк, на спектакли, в музеи. Они несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности.
Вывод:
Таким образом, организация коллективно творческих дел настолько захватывающая, что никто из детей не может отсидеться или заняться посторонним делом.
В результате коллективно творческое дело является эффективным средством формирования межличностных отношений в классном коллективе, открывает широкие возможности для реализации способностей каждого ребёнка.
Изменилась позиция детей – от прилежного исполнения заданий и поручений к активному творчеству. Учащиеся научились самостоятельно действовать для достижения определенного результата, научились брать на себя ответственность. У детей повысился интерес к учебной деятельности, к саморазвитию.
В нашей школе дети вовлечены в коллективно творческие дела, активно участвуют в предметных, творческих конкурсах всех уровней.