12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калямина Екатерина Александровна78
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
1

Доклад «Командная работа как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников»

Командная работа как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Изменения, происходящие в нашем обществе, активно влияют на изменение целей современного образования. В начальной школе результатом обучения и воспитания является готовность учащихся к овладению современными средствами информации и способность применить их в самостоятельной работе по достижению знаний, умений и навыков.

Педагогу необходимо воспитать личность, которая сама сможет добывать знания и применять их в разных ситуациях. В настоящее время объём знаний постоянно удваивается, поэтому современному учащемуся необходимо не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить УУД, которые помогут ему успешно усвоить эти новые знания и компетенции, включающие умение самостоятельно учиться.

В процессе командной работы учащиеся: знакомятся с материалом, планируют работу в группе, распределяют задания внутри группы, обсуждают индивидуальные результаты, обсуждают общее задание группы, подводят итоги группового задания, анализируют выполнение задач, проводят рефлексию, делают общий вывод о групповой работе, выполняют самооценку и взаимооценку.

Задача педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, командная работа помогает сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией, добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Воспитательная ценность командной работы заключается в совместном решении задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Командная работа способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации командной формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в команде позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу, развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала. Работа в команде наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира.

Так же командная работа влияет на взаимоотношения между детьми. Класс становится сплоченный. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.

Цель командной работы – развитие мышления учащихся, чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.

Задачи командной работы:

Активизация познавательной деятельности.

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.


 

Задачи командной работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Командная работа привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в команде происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

Развивающий потенциал командной работы велик, школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - командой сотрудничающих между собой учащихся. В условиях командной работы младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью .Большое значение имеет командная работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании положительных мотивов учения.

В своей работе стараюсь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.

Командные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

Во время командной работы я контролирую ход работы в группе, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. В такой деятельности очень важным является психологический фактор: надо, чтобы обучающиеся видели в преподавателе надежного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам преподавателя и естественно верили в свои силы, в возможность достижения своих лучших результатов. При первичном закреплении, т.е. при отработке основных понятий, учебных умений и навыков, использую работу в парах. Характер такой деятельности - репродуктивный. Использую пары постоянного и переменного состава, динамические и статистические.

На этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в команде по 4 человека. В центре стола у детей табличка, позволяющая удобно и просто распределять учеников в одной команде. Далее использую обучающую структуру, в которой ученик проговаривает свой ответь в команде по кругу в течении определенного количества времени. Положительным моментом такой работы является то, что половина обучающихся группы одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, развивают коммуникативные навыки, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать свое мнение и быть услышанным.

Из вышеизложенной теории можно сделать следующие выводы:

вне всякого сомнения, командные формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;

систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества

Учащиеся, объединившиеся в одну команду, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

Очень важно правильно подобрать задания для командной работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов команды давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет команда в целом;

Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Основные выводы.

Командная работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:

Педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления знаний.

Увеличить речевую активность учащихся на уроке.

Сделать знания ученика более осознанными.

Обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы.

Необходимо помнить учителю начальных классов:

Сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.

Индивидуальный подход в обучении на каждом уроке.

Список используемых источников

Командные формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа: [ http://psh.tom.ru/index.php/component /]

Золотухина, А. Командная работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5

Использование командных технологий на уроках в начальной школе: Презентация. Режим доступа: [ http://myshared.ru/slide/41841 ]

Опыт организации командной работы на уроках. Режим доступа:[ http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm ]

Организация групповой работы на уроках в начальной школе. Режим доступа:[ http://www.openclass.ru/node/118806 ]

"Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения". Режим доступа:[http://irina78- msk.narod.ru/index/0-6 ]

Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2008. - №4.-С.67-116


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.