Конспект занятия для 2 класса «Комнатные растения»
«Комнатные растения»
Подготовила Крюкова Е. А., педагог дополнительного образования МБУ ДО «Барнаульская городская станция юных натуралистов»
Цель: познакомить детей с понятием «комнатное цветоводство», овладеть приемами определения и ухода за комнатными растениями в кабинете.
Оборудование: презентация Power Point, атласы-определители А. А. Плешакова «От Земли до неба», карточки деления на группы, карточки с номерами определяемых растений, справочный материал для групп (5 листов с названиями и фотографиями комнатных растений, 5 листов с условными обозначениями ухода за растениями, 5 карточек с описанием правил ухода), изображение полянки и цветы разного цвета для рефлексии, клей-карандаш, ножницы.
Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь поудобнее и посмотрите, у нас на демонстрационном столе появились новые объекты. Что же это такое? Вы, я думаю, знаете!
- Конечно, это комнатные растения! Какие они красивые, правда?! Все они взяты из вашего же кабинета.
- А что такое «комнатное растение»? (Ответы детей).
- Все верно! Молодцы!
- А вы слышали о таком понятии, как «комнатное цветоводство»? Замечательно! (Слайд 1)
- Комнатное цветоводство - это направление садоводства, занимающееся размножением и выращиванием комнатных растений. (Слайд 2) Тогда цветовод – это человек, который занимается цветоводством. Это может быть профессия или хобби.
- А каким должен быть цветовод, чтобы у него получилось эффективно выращивать комнатные растения? (Слайд 3) Правильно: «Любить растения», «Знать растения», «Уметь ухаживать за растениями», «Уметь размножать растения».
- Я хочу предложить вам сегодня попробовать себя в роли цветоводов. Как вам такая идея? Вы согласны? Здорово!
- Какими качествами должны обладать цветоводы мы уже выяснили. Есть ли они у нас? (Ответы детей)
- С качеством «любить растения» проблем быть не должно. Давайте проверим. Вы любите комнатные растения? (Ответы детей)
- Второе качество-умение «знать» растения. Вы знаете комнатные растения? (Ответы детей)
- С этим могут возникнуть сложности. Давайте проверим! На столе и в классе вы видите комнатные растения с номерами. Их мы с вами попробуем определить, то есть выяснить, как они по научному называются.
- Для работы нам нужно разделиться на 5 групп по 3 человека. Выбираем карточку, переворачиваем ее и смотрим на картинку. На карточках 5 разных картинок. Ребята, которым достались цветы, садятся за 1 парту, грибы – за вторую, ягоды - за третью, листочки - за четвертую и груши – за пятую. Хорошо. Теперь каждая группа выберет путем жеребьевки номер определяемого растения. Представители групп подойдите, пожалуйста, и возьмите карточку с цифрой. На растениях наклеены такие же цифры. Если растение небольшое можете взять его с демонстрационного стола на парту. К большому можете подойти и рассмотреть его.
- На столах у вас атласы-определители А. А. Плешакова «От Земли до неба». Мы с ними уже работали. Страницы, посвященные комнатным растениям, от 22 до 31. Открываем их. На слайде (Слайд 4) задание 1: Определить растение, сравнив его внешний вид с картинками в атласе.
- Как только группа готова, поднимаем руки.
- Молодцы, ребята! Все группы правильно определили свои растения! Чувствуете, как мы прямо сейчас становимся цветоводами-профессионалами?! И я чувствую!
- Теперь вспомним, что еще должен уметь цветовод? Правильно – «ухаживать за растениями». То есть уметь создать растениям такие условия жизни, чтобы они себя хорошо чувствовали и радовали нас своим внешним видом. А от чего будут зависеть такие условия? (Ответы детей)
- Ребята, откуда к нам пришли комнатные растения? (Ответы детей)
- У каждого растения есть родина. Место, где оно растет в природе. Давайте выполним Задание 2 со слайда 4: Найди в определителе и зачитать родину комнатного растения. Хорошо. С этим заданием цветоводы тоже справились. - А теперь подумаем, какие условия были у наших растений на родине?
Обращать внимание будем на:
Температуру
Свет
Влажность почвы (полив)
Влажность воздуха (опрыскивание) (Слайд 5)
- Итак, Африка. (Слайд 6). (Ответы детей). Жарко, много света, почва часто сухая, опрыскивание (дожди) в природе редкое. Индия (джунгли). (Ответы детей). Не так жарко, света меньше, возможно и затенение, влажность почвы больше, влажность воздуха тоже может быть большая.
- Молодцы! Хорощо работаем! А сейчас мы засиделись с вами. Предлагаю встать и подвигаться.
Физминутка. (Слайд 7)
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть на место сесть опять.
- Продолжим изучать условия ухода за каждым растением. Чтобы наши с вами рассуждения не забылись, мы сейчас изготовим карточки-памятки по уходу за каждым растением. Записывать словами долго. Будем использовать специальные знаки. (Слайд 8)
- Наши карточки-памятки будут в виде вот таких цветков. (Слайд 9). На каждом лепестке и в серединке мы поместим одно из условий. Так же там будет название растения и фотография.
- Итак, задание: Используя справочную информацию, определить условия ухода за комнатными растениями и наклеить изображения знаков на карточку-памятку.
- Ребята, кроме названия растения, слов на вашей карточке не должно быть, только знаки-картинки.
- Все группы справились с заданием? Замечательно! Приклеиваем наши памятки с помощью магнитиков на доску. Теперь при уходе за растениями вы можете ими руководствоваться.
- А сейчас каждая группа выберет представителя, который расскажет нам, как ухаживать за вашим комнатным растением.
Выступления групп
- Ребята, как вы думаете, мы стали с вами комнатными цветоводами? (Ответы детей) Пожалуй, мы еще не совсем профессионалы, но сильно продвинулись в нужном направлении. На следующих занятиях мы продолжим изучать комнатные растения, уход за ними, а так же попробуем размножить растения (4 умение цветовода).
Рефлексия
- А сейчас я хочу спросить, как для вас прошло это занятие. (Слайд 10). Мы украсим вот эту полянку цветами: если занятие было интересным и полезным, приклеиваем красный цветочек, если интересно было не всегда – синий , а если было скучно, то желтый.
- Какая красивая полянка у нас получилась! Мне сегодня очень понравилось, как вы все работали. Я считаю, что мы многое узнали. Мне было с вами очень интересно. Молодцы!