Комплект контрольно оценочных средств для проведения текущего контроля по учебной дисциплине ОДП.12 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия

1
0
Материал опубликован 2 November 2023

Приложение 5


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ.


Алгебра

Содержание

Тригонометрические функции

Формулы приведения

Формулы двойного и половинного аргумента

Простейшие тригонометрические уравнения

Производная

Производная степенной функции

Производная сложной функции

Производные тригонометрических функций

Производные логарифмических и показательных функций

Степени и логарифмы

Логарифмы

Свойства логарифмов

Степень с рациональным показателем

Первообразная и определенный интеграл

Первообразная

Определенный интеграл

5. Список источников


1. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Формулы приведения

1 вариант 2 вариант

Приведите тригонометрические функции к аргументу α.

sin (t1698944434aa.gif + α)


cos (π - α)

sin (2π - α)


cos (t1698944434ab.gif + α)


sin ( π + α)


tg (t1698944434ac.gif α)


ctg (π - α)


tg (α – π)


cos (t1698944434aa.gif + α)


sin (π - α)

cos (2π + α)


sin (t1698944434ad.gif α)


cos ( π + α)


сtg (t1698944434ac.gif α )


tg (2π - α)


сtg (α – 2π)






1.2 Формулы двойного и половинного аргумента

1 вариант 2 вариант

Применить формулы двойного

sin 6α


cos 5α

Применить формулы половинного

1 - cos 4α


1 + cos 2α

Вычислить, используя формулу

аргумента

2 sin2 75о


sin2 105о


sin 105о cos 105о


аргумента

cos 4α


sin 3α

аргумента

1 + cos 6α


1 - cos 2α

половинного или двойного


2 cos2 15о


sin2 105о


sin 75о cos 75о


Простейшие тригонометрические уравнения

1 вариант 2 вариант

Решите уравнения:

sin х = t1698944434ae.gif

cos х = t1698944434af.gif

tg х = t1698944434ag.gif

сtg х = - t1698944434ag.gif


sin 2х = 0


cos t1698944434ah.gif = 1


sin 5 х = 1

tg 3х = t1698944434ai.gif

sin х = t1698944434aj.gif

cos х = t1698944434ae.gif

tg х =t1698944434ai.gif

сtg х = t1698944434ag.gif


cos 2х = 1

sin t1698944434ak.gif = 0


cos t1698944434ah.gif = -1


tg 5х = -1



2. ПРОИЗВОДНАЯ

2.1 Производная степенной функции

Вычислить производные функций:

1 вариант 2 вариант

f(x) = t1698944434al.gif


f(x) = t1698944434am.gif


f(x) = x 3 · x 5

f(x) = t1698944434an.gif


f(x) = - x 3 + x 2. Найти f '(0)


f(x) = t1698944434ao.gif . Найти f '(3)

f(x) =t1698944434ap.gif


f(x) = t1698944434aq.gif


f(x) = x 2 · x 7

f(x) = t1698944434ar.gif


f(x) = - x 4 + x 3 Найти f '(1)

f(x) = t1698944434as.gif +1. Найти f '(3)

2.2 Производная сложной функции

Вычислить производные функций:

1 вариант 2 вариант

f(x) = (2 x – 1)8


f(x) = t1698944434at.gif

f(x) = t1698944434au.gif


f(x) = t1698944434av.gif

f(x) = t1698944434aw.gif


f(x) = (4x + x)-4


f(x) = (3 x + 5)10


f(x) = t1698944434ax.gif

f(x) =t1698944434ay.gif


f(x) = t1698944434az.gif

f(x) = t1698944434ba.gif


f(x) = (3x - 4)- 9




2.3 Производные тригонометрических функций

Вычислить производные функций:

1 вариант 2 вариант

f(x) = sin (2 x + t1698944434bb.gif )


f(x) = cos (1 - x)

f(x) = tg 5 x


f(x) = ctg (t1698944434bc.gif )


f(x) = sin 2 x


f(x) = tg 2 2x

f(x) = t1698944434bd.gif

f(x) = t1698944434be.gif

f(x) = cos (3 x - t1698944434bb.gif )


f(x) = sin (2 - x)

f(x) = ctg 4 x


f(x) = tg ( t1698944434ak.gif )


f(x) = cos 2 x


f(x) = ctg 3 3x


f(x) = t1698944434bf.gif


f(x) = t1698944434bg.gif




2.4 Производные логарифмических и показательных функций

1 вариант 2 вариант

Вычислить производные функций:

f(x) = е 3х - 2


f(x) = 2 х


f(x) = log 2 x


f(x) = log 5 2x


f(x) = ln t1698944434bh.gif


f(x) = t1698944434bi.gif


f(x) = ln (sin x)


f(x) = lg 7x

f(x) = е 5х + 4


f(x) = 3 х


f(x) = log 6 x


f(x) = log 2 7x


f(x) = ln t1698944434bj.gif


f(x) =t1698944434bk.gif


f(x) = ln (cos x)


f(x) = lg 9x




3. СТЕПЕНИ И ЛОГАРИФМЫ


Логарифмы


Вычислить:


1 вариант 2 вариант

log 3 81


log 1/2 4


log 0,5t1698944434bl.gif


log 4 t1698944434bm.gif


5. 35 log 3 2


6. 10 lg 2

7. 8 log 2 5

Решить уравнение:


8. log 6 х = 3

log 2 t1698944434bn.gif


log 2 64


log 0,2 125


log 3 t1698944434bo.gif


5. 5 log 5 16


6. 0,32 log 0,3 6


7. 9 log 3 12


8. log 5 х = 4






















3.2 Свойства логарифмов

1 вариант 2 вариант

Вычислить:

1. log 10 5 + log 10 2


2. log 2 15 - log 2 t1698944434bp.gif


3. log 1/3 54 - log 1/3 2


4. log 3 6 + log 3 t1698944434bq.gif


5. log 8 12 - log 8 15 + log 8 20


6. log 3 8

log 3 16


Прологарифмировать

7. х = t1698944434br.gif


1. log 14 7 + log 14 2


2. log 3 5 - log 3 t1698944434bs.gif


3. log 1/3 48 - log 1/3 16


4. log 12 2 + log 12 72


5. log 9 15 + log 9 18 - log 9 10


6. log 5 27

log 5 9


по основанию 10

7. х = t1698944434bt.gif

3.3 Степень с рациональным показателем

1 вариант 2 вариант

Вычислить:

1. 813/4


2. 27 –1/3


3. 2 · 25 –1/2


4. 2 –1/3 · 2 –4/3


5. 4 3· 8 -2


6. 0,01

10 -3

Упростить:

а 2/3· t1698944434bu.gif


8. х 1/3х –2/3


1. 64 –1/3


2. 27 2/3


3. 125 4/3


4. 16 2 · 2 –6


5. 3 1/4· 3 – 5/4


6. 0,001

10 -5

7. а 5/4 ׃ t1698944434bv.gif

8. а –1/2 t1698944434bw.gif


4. ПЕРВООБРАЗНАЯ И ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ

4.1 Первообразная

1 вариант 2 вариант

Найти первообразные функций:

f(x) = х 2


f(x) = t1698944434am.gif


f(x) = х + 5


f(x) = 2 х


f(x) = 3 х 2 – 4


f(x) = 3 cos x

f(x) = x t1698944434bx.gif


f(x) = sin 2x

f(x) = х 3


f(x) = t1698944434by.gif


f(x) = х - 3


f(x) = - 3 х


f(x) = 2 х 2 + 5


f(x) = 4 sin x

f(x) = t1698944434bz.gif

f(x) = cos 3x

4.2 Определенный интеграл

1 вариант 2 вариант

Вычислить:

1

1. ∫ х dx

0

1

2. ∫ х2 dx

-1

π

3. ∫ sin x dx

0

0

4. ∫ cos x dx

-π/2

4

5. ∫t1698944434bx.gif dx

1

3

6. ∫ t1698944434ca.gif dx

2

π

sin 2x dx

0

2

1. ∫ х dx

1

3

2. ∫ х2 dx

0

π

3. ∫ cos x dx

0

0

4. ∫ sin x dx

-π/2

9

5. ∫t1698944434bx.gif dx

1

2

6. ∫ t1698944434ca.gif dx

1

π

cos 3x dx

0

Геометрия


Диктант №1 Основные понятия стереометрии.

Как называется раздел геометрии, изучающий фигуры в пространстве? Что означает термин «стереометрия»?

Приведите основные понятия стереометрии, как они обозначаются? (Назовите пять правильных многранников.)

Как называется раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости? (Приведите основные понятия стереометрии. Как они обозначаются?)

Диктант №2 Аксиомы стереометрии.

1. Верны ли в стереометрии аксиомы планиметрии? (Верны ли в стереометрии теоремы планиметрии?)

2. Сформулируйте аксиому Сt1698944434cb.png (аксиому Сt1698944434cc.png ).

3. Сформулируйте аксиому Сt1698944434cd.png . (Сколько плоскостей можно провести через прямую и не лежащую на ней точку?)

4. Сколько плоскостей можно провести через две точки? (Сколько плоскостей проходит через одну прямую?)

5. Сколько прямых в пространстве можно провести через три точки, если каждая из них проходит через две точки? (Сколько плоскостей проходит через одну точку?)

6. Изобразите пересечение прямой и плоскости (две пересекающиеся плоскости).

7. Могут ли прямая и плоскость иметь лишь две общие точки? (Из точки выходят три луча. Сколько можно провести плоскостей, чтобы по крайней мере два из них принадлежали плоскости?)

8. Как может быть расположена прямая относительно плоскости? (Сколько может быть общих точек у прямой и плоскости?)

Диктант №3 Параллельность прямых и плоскостей.

1. Какие две прямые в пространстве называются скрещивающимися? (Какие две прямые в пространстве называются параллельными?)

2. Сформулируйте условие теоремы 16.1 (заключение теоремы 16.1).

3. Сформулируйте заключение теоремы 16.2 (условие теоремы 16.2).

4. Для куб А...Dt1698944434cb.png . Запишите четыре пары скрещивающихся прямых (четыре пары пересекающихся прямых).

5. Дан куб А...Dt1698944434cb.png . Запишите четыре пары параллельных прямых. (Какие две прямые в пространстве называются непараллельными?)

Диктант №4 Параллельность прямых и плоскостей.

Какая прямая и плоскость называются параллельными?

(Какие плоскости называются параллельными?)

2. Сформулируйте условие теоремы 16.3 (заключение теоремы 16.3).

3. Какие возможны случаи взаимного расположения двух плоскостей (прямой и плоскости)?

4. Используя признак параллельности прямой и плоскости в кубе А...Dt1698944434cb.png , укажите две пары параллельных прямой и плоскости (не используя признак параллельности плоскостей, в кубе А...Dt1698944434cb.png укажите две пары параллельных плоскостей).

5. Сформулируйте признак параллельности прямой и плоскости (признак параллельности плоскостей).

6. Сформулируйте заключение теоремы 16.4 (условие теоремы 16.4).

7. Используя признак параллельности плоскостей в кубе А...Dt1698944434cb.png укажите две пары параллельных плоскостей (Две пары параллельных прямой и плоскости, используя признак параллельности прямой и плоскости).

8. Через данную точку проведите плоскость, параллельную каждой из двух пересекающиеся прямых. Всегда ли это возможно? (Прямые а и b параллельны. Через прямую а проведите плоскость, параллельную прямой b. Сколько таких плоскостей можно провести?).

Диктант №5 Параллельность прямых и плоскостей.

Сформулируйте условие теоремы 16.5 (заключение теоремы 16.5).

Сформулируйте первое свойство параллельных плоскостей (второе свойство).

Точка К не лежит в плоскости прямоугольника АВСD. Как расположена прямая СD по отношению к плоскости АВК (могут ли скрещивающиеся прямые а и b быть параллельны прямой С?).

Можно ли две пересекающиеся плоскости пересечь плоскостью так, чтобы линии пересечения были параллельны? (Прямая d, не лежащая в плоскости АВС, параллельна основанию АD трапеции АВСD. Выясните взаимное расположения прямых d и СD).

Диктант №6 Перпендикулярность прямых и плоскостей.



Дайте определение прямой, перпендикулярной плоскости. (Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?)

Прямая а t1698944434ce.png b, прямая b t1698944434ce.png с. Что можно сказать о взаимном расположении прямых а и с? (Прямая а перпендикулярна прямым b и с. Что можно сказать о взаимном расположении прямых b и с?)

Сколько перпендикулярных прямых можно провести через любую точку прямой в пространстве? (Сколько плоскостей, перпендикулярных данной прямой, можно провести через данную точку?)

Сформулируйте признаки перпендикулярности прямой и плоскости. (Сколько прямых, перпендикулярных данной плоскости, можно провести через данную точку?)

Диктант №7 Свойства перпендикулярных прямой и плоскости.



1. Дайте определение прямой, перпендикулярной плоскости. (Какие прямые в пространстве называются перпендикулярными?)

2.. Сколько прямых, перпендикулярных плоскости, можно провести через любую точку плоскости? (Что можно сказать о нескольких перпендикулярах к одной плоскости?)

3. Сколько плоскостей, перпендикулярных данной прямой, можно провести через точку вне данной прямой? (Сколько прямых, перпендикулярных плоскости, можно провести через точку, не лежащую в данной плоскости?)

4. Что можно сказать о прямой, параллельной перпендикуляру к плоскости? (Сколько плоскостей, перпендикулярных данной прямой, можно провести через точку вне данной прямой?)

5. Постройте прямую, перпендикулярную плоскости. (Постройте через данной прямой перпендикулярную ей плоскость.)

6. Постройте в пространстве три проходящие через одну точку взаимно перпендикулярные прямые. (Постройте через точку плоскости прямую, перпендикулярную плоскости.)

Диктант №8 Перпендикуляр и наклонная.

1. Сформулируйте условие теоремы о трех перпендикулярах (заключение теоремы о трех перпендикулярах).

2. Дайте определение перпендикуляра к плоскости (определение наклонной к плоскости).

3. Дайте определение проекции наклонной (перпендикулярной плоскостей).

4. Сформулируйте признак перпендикулярности плоскости. (Что называется основанием наклонной?)

5. Что называется расстоянием от прямой до параллельной ей плоскости? (Что называется основанием перпендикуляра?)

6. Что называется расстоянием между параллельными плоскостями? (Сформулируйте признак перпендикулярности плоскостей.)

7 Покажите на рисунке угол между проекцией наклонной и прямой, проведенной через основание наклонной (угол между наклонной и прямой, проведенной через основание наклонной).

8. Сделайте рисунок к теореме о трех перпендикулярах (к обратной теореме о трех перпендикулярах).

Диктант №9 Углы между прямыми и плоскостями

1. Чему равен угол между прямой и параллельной ей плоскостью? (Чему равен угол прямой и пересекающей ее плоскостью?)

2. Чему равен угол между пересекающими плоскостями? (Чему равен угол между скрещивающимися прямыми?)

3. Что называется углом между скрещивающимися прямыми? (Что называется углом между двумя прямыми?)

4. Чему равен угол между параллельными плоскостями? (Чему равен угол между параллельными прямыми?)

5. Что называется углом между прямой и плоскостью? (Чему равен угол между двумя пересекающимися прямыми?)

6. Что называется углом между плоскостями? (Чему равен угол между перпендикулярными прямыми?)

7 В кубе А...Dt1698944434cb.png покажите угол между гранью ВВt1698944434cb.png Сt1698944434cb.png и диагональю Аt1698944434cb.png С (между плоскостью АВС и прямой ВDt1698944434cb.png ).

8. В кубе А...Dt1698944434cb.png покажите угол между пересекающимися плоскостями (между скрещивающимися прямыми).





Диктант №10 Векторы в пространстве

1. Что называется вектором в пространстве? (Что такое модуль вектора?)

2. Какие векторы называются противоположно направленными (коллинеарными)?

3. Что называется суммой векторов х и у? (Что называется скалярным произведением вектора х и вектора у?)

4 Как записать в координатах условие равенства вектора а и b? (Как определяется произведение вектора а на число t1698944434cf.png ?)

5. Какие векторы называются равными? (Запишите условие перпендикулярности векторов.)

6. Что такое абсолютная величина вектора? (Каково направление нулевого вектора?)

7. Найдите сумму вектора х (1; -4; -5) и вектора у (3; 4; -5). (Найдите произведение числа – 3 на вектор b (4; 3; 10).)

8. Каковы координаты вектора с началом в точке (3; 2; -5) и концом в точке (-5; 2; 3;)? (Найдите координаты вектора, противоположного вектору b (7; 8; 9).)

9. Найдите скалярное произведение вектора а (1; 31; 2) и вектора b (-1; 0; 3)).

t1698944434cg.png

Диктант №11 Двугранные углы. Многогранные углы.

Многогранники.

Что такое двугранный угол (трехгранный угол)?

Какими фигурами являются грани трехгранных углов (грани двугранных углов)?

Постройте трехгранный угол. Укажите ребра, грани. Запишите обозначение трехгранного угла. (Постройте линейный угол двугранного угла. Запишите обозначение двугранного угла и линейного угла двугранного угла.)

Какими фигурами являются ребра трехгранных углов (двугранных углов)?

Что такое многогранник ? (Какой многогранник называется выпуклым?)

Начертите куб. Сколько у куба ребер? Обозначьте ребра, входящие из одной вершины. (Начертите куб. Сколько у куба вершин? Обозначьте вершины, принадлежащие одной грани.)



Диктант №12 Призма.

Что называется основанием призмы (ребром призмы)?

Какая призма называется прямой? Ответ поясните рисунком. (Какая призма называется наклонной? Ответ поясните рисунком.)

Сколько вершин, ребре имеет шестиугольная призма? (Призма имеет 20 граней. Какой многоугольник лежит в ее основании? Сколько вершин и ребер имеет эта призма?)

Что является боковой гранью пятиугольной призмы? (Какими многоугольниками являются боковые грани правильной призмы?)

Сколько диагоналей у треугольной призмы (четырехугольной призмы?)

Сравните длину бокового ребра прямой призмы L с высотой H. (Сравните длину бокового ребра наклонной призмы L с высотой H.)

Сколько диагональных сечений у четырехугольной призмы? (Какими многоугольниками являются диагональные сечения прямой призмы?)

Что лежит в оснований четырехугольной призмы? (Что является основанием правильной треугольной призмы?)

Каким свойством обладают основания призмы? (Каким свойством обладают основания призмы?)

Запишите формулу площади боковой поверхности прямой призмы. (Можно ли использовать формулу площади боковой поверхности призмы для нахождения расхода плиток, требуемых для облицовки стен операционной комнаты?).



Приложение 6


Основные виды самостоятельной работы студентов:



работа с учебником, со справочниками и др. справочной литературой;

подготовка мультимедиа презентации и докладов;

подготовка реферата;

разработка тематических кроссвордов;

решение задач и упражнений;

использование компьютерной техники и Интернета и др.;


Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками деятельности по дисциплине. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.


Задачами самостоятельной работы студентов являются:


систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;

развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений;

овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу отображается в рабочем учебном плане, в рабочей программе дисциплины с распределением по разделам и темам.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.












































Приложение 7


Методические рекомендации по подготовке реферата, СООБЩЕНИЯ


Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.


Содержание реферата

Титульный лист;

Содержание;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованных источников;


Титульный лист. Является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам. Ниже представлен образец оформления титульного листа реферата.


Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

на одной стороне листа белой бумаги формата А-4.

размер шрифта-14; Times New Roman, цвет – черный.

междустрочный интервал – одинарный.

поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.

отформатировано по ширине листа

на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

в конце работы необходимо указать источники использованной литературы.

нумерация страниц текста.


Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов.


Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Кировский транспортный техникум»









РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия»

на тему: «_______________»











Выполнил:

____________

____________

Проверил:

____________

____________












г. Кировск 20___г.



Реферат, сообщение оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, сообщение, которые носят исследовательский характер, содержат грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат, сообщение при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, сообщение, которые удовлетворяют всем предъявляемым требованиям, но отличаются поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.


Приложение 8


Методические рекомендации по подготовке докладов


Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.


Этапы подготовки доклада:

Определение цели доклада.

Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

Композиционное оформление доклада.

Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

Выступление с докладом.

Обсуждение доклада.

Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.


Вступление должно содержать:

название доклада;

сообщение основной идеи;

современную оценку предмета изложения;

краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

интересную для слушателей форму изложения;

акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.


Методические рекомендации по подготовке сообщений

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами и краткими примерами.



Этапы подготовки сообщения:

Прочить текст.

Составить план.

Сократить текст, так чтобы не исчезла главная мысль.

Сложные предложения заменить простыми.

Время выступления 3-5 мин., сопровождается презентациями, схемами, таблицами, рисунками и др.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.


Критерии оценивания докладов

Оценка «отлично» - учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).

Оценка «хорошо» - по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.

Оценка «удовлетворительно» - студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» - сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.

Приложение 9


Методические рекомендации по составлению презентаций


Презентация, согласно толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова: « способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук».

Самая простая программа для создания презентаций – Microsoft PowerPoint.

Для подготовки презентации необходимо собрать и обработать начальную информацию.


Последовательность подготовки презентации:

Четко сформулировать цель презентации: вы хотите свою аудиторию мотивировать, убедить, заразить какой-то идеей или просто формально отчитаться.

Определить каков будет формат презентации: живое выступление (тогда, сколько будет его продолжительность) или электронная рассылка (каков будет контекст презентации).

Отобрать всю содержательную часть для презентации и выстроить логическую цепочку представления.

Определить ключевые моменты в содержании текста и выделить их.

Определить виды визуализации (картинки) для отображения их на слайдах в соответствии с логикой, целью и спецификой материала.

Подобрать дизайн и форматировать слайды (количество картинок и текста, их расположение, цвет и размер).

Проверить визуальное восприятие презентации. К видам визуализации относятся иллюстрации, образы, диаграммы, таблицы.


Практические советы по подготовке презентации

готовьте отдельно: печатный текст; слайды; раздаточный материал;

слайды – визуальная подача информации, которая должна содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку, выглядеть наглядно и просто;

текстовое содержание презентации – устная речь или чтение, которая должна включать аргументы, факты, доказательства и эмоции;

рекомендуемое число слайдов 17-22;

обязательная информация для презентации: тема, фамилия и инициалы выступающего; план сообщения; краткие выводы из всего сказанного; список.


Критерии оценки презентации


Критерии оценки

Содержание оценки

1.Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4.Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации


Приложение 10


Методические рекомендации по разработке творческого проекта


Под учебным творческим проектом мы понимаем самостоятельно разработанное и изготовленное учащимся изделие. Оно выполняется под контролем педагога, который является и консультантом. Самостоятельно выполненные учащимися творческие проекты отражают уровень приобретенных ими в процессе обучения знаний, умений и навыков по данному направлению. Существует типовая последовательность выполнения творческого проекта. Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия.


В пояснительной записке должны быть отражены:

Обоснование и выбор темы проекта.

Описание этапов изготовления изделия.

Выбор материала для изделия.

Технологическая последовательность изготовления изделия, чертежи, схемы.

Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.

Техника безопасности при выполнении работ.

Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.

Используемая литература.

Объем пояснительной записки составляет 5-10 страниц текста, набранного на компьютере или рукописного. Пояснительная записка выполняется на листах формата А-4 с обязательным оформлением титульного листа.


К проектируемому изделию предъявляются следующие требования:

Технологичность. Заключается она в возможности максимально простого изготовления изделия, в частности, на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда, в выборе рациональной технологии.

Экономичность. Необходимо изготовить изделие с наименьшими затратами и получением наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия.

Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не должны повлечь за собой существенных изменений окружающей среды, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной, санитарной гигиеной.

Эргономичность. Тесно связана с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.

Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно отражать изученный материал в течение учебного года, быть политехнический направленным.

Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.

Посильность. Предполагает соответствие уровню развития и подготовки учащихся; их индивидуальным возможностям.

Эстетичность. Проектируемое изделие должно соответствовать требованиям дизайна, быть внешне эстетично красивым, практичным и функциональным.

Значимость.

Изготовленное изделие должно иметь определенную ценность, полезность для общества и конкретной личности.


Выполнение творческих проектов проходит в три этапа:

Исследовательский – поиск проблемы, выбор и обоснование проекта; анализ предстоящей деятельности; выбор конструкции и материалов; разработка технологической документации.

Технологический – выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности; изготовление изделия.

Заключительный – контроль, подведение итогов; защита проекта.

Деятельность учащихся на всех этапах выполнения проекта: анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, конспектируют, рисуют, чертят, оформляют, защищают проект. Деятельность руководителя объединения на всех этапах выполнения проекта: предлагает, ставит проблему, консультирует, участвует в оценке проекта. Оценку творческому проекту вначале дает автор, а затем жюри.


Критерии оценивания выполненных проектов:

Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполнения работы.

Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.

Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитаты.

Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов, оригинальность материального воплощения и представления проекта.

Качество пояснительной записки, оформление, соответствие стандартным требованиям, структура текста, качество схем, рисунков.

Качество изделия, соответствие стандартов, оригинальность.


Критерии оценивания защиты выполненного проекта:

Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.

Объем знаний по теме, эрудиция.

Культура речи, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.

Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защиты.


Функции руководителя объединения в процессе выполнения проекта:

Консультирование, помощь в подборе проектов.

Наблюдение за ходом работы учащихся.

Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно – трудовой деятельности.

Поддержание рабочей обстановки в группе.

Нормирование труда учащихся.

Анализ и обобщение работы отдельных учащихся.

Оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

Организуя учебное проектирование, педагог может осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания.


Темы проектов по дисциплине «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия»:

Изготовление развертки многогранника.

Изготовление моделей призмы, параллелепипеда, куба из картона.

Изготовление моделей октаэдра, тетраэдра из картона.

Изготовление развертки цилиндра и конуса.

Обучающийся может самостоятельно выбрать тему для проекта при необходимости можно получить консультацию у преподавателя. Проект должен соответствовать методическим рекомендациям по созданию проекта.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации