Конкурсное сочинение "О чём говорят картины?"
Конкурсная работа ученицы 11 «А» класса, МАОУ «СОШ №24» г. Перми, Белуян Мирры.
Сочинение «О чём говорят картины?»
План:
1. Что значит смерть?
2. Арнольд Бёклин «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке».
3. Гармония человеческого сознания.
Что для вас значит смерть? Одни считают это концом, другие новым началом, третьи ничем не приметным биологическим явлением, которое невозможно предотвратить, а некоторые и вовсе не желают разговаривать на эту тему. От этого меня вновь терзает мучительный вопрос: «Почему?». Возможно, из-за страха перед неизвестностью… Этим же вопросом задавались и многие деятели искусства. К примеру, художники. На их полотнах смерть предстаёт в различных своих обличьях: по-разному воспринимаемая, она и отображается также. Меня же завораживает картина Арнольда Бёклина «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке». Попробую её описать.
На полотне изображён сам художник, в чьих руках находится живописная палитра и кисть; взгляд же его направлен не прямиком на зрителя, а будто устремлён вдаль. Герой картины словно пытается разглядеть что-то незримое, но крайне манящее. Однако не всё таково, каким может показаться на первый взгляд: внимание Арнольда, оказывается, привлекла костлявая фигура Смерти (пусть и не глазами). Эта дама слега касается левого плеча художника, а правой рукой играет на скрипке. При этом, играет на одной-единственной, самой низкой по звучанию струне. Завораживает… Не правда ли?
Невозможно, глядя на эту картину, не подумать о смысле жизни и смерти, о своём предназначении. Мне кажется, что Смерть играет роль источника вдохновения, некой Музы для Бёклина. Она как будто направляет его и на протяжении всей жизни помогает выбирать путь, формируя у героя определённый взгляд на мир: мрачный, запутанный, но воодушевляющий и даже по-своему прекрасный. Складывается ощущение, что Смерть даровала ему такой талант, взяв взамен нечто важное. Играя на скрипке с одной самой низкой струной, навевающей печаль и отчаяние, она намекает на великолепие жизни и неотвратимость судьбы, которую обязательно пройдут все живые существа: от растений, рыб, животных, птиц до человека. Все окажутся в земле, из которой появились, ибо это замкнутый круг, который ещё никто не смог преодолеть.
Все мы смертны - и в этом ценность. Ограниченность жизни помогает нам осознать то, что необходимо двигаться дальше, учиться на своих и чужих ошибках. Если вы будете бессмертны, то будете ли так сильно ценить время и свою жизнь? Будете ли заниматься самообразованием и саморазвитием? Скорее всего, нет. Время и смерть изначально были взаимосвязаны. Первое - расставляет всё на свои места, а второе – подводит итог. Время даёт нам шанс раскрыть свои сильные стороны: таланты, интересы, но также не забывает и про отрицательные качества, дабы испытать человека. Иными словами, посмотреть, что он выберет. Смерть же является «финишем», после преодоления которого уже ничего не изменить. Человек создаёт (формирует как личность) себя сам, и ему необходимо либо признать конечность своего бытия и смириться, либо мучиться и отрицать это до конца вечности. Конечно, окружающие факторы тоже играют значительную роль, но жить людям с этим или перевоспитывать себя, заставляя что-то делать – уже их выбор.
Бёклин своей картиной наглядно демонстрируется неизбежность смерти. Она настигнет каждого, но вопрос в том, какими мы хотим быть в своей жизни: достойно умереть с осознанием того, что наконец обрели покой и можем заслуженно отдохнуть, или же, наоборот, терзая себя бессмысленными мыслями о невозможности что-либо изменить.
Картина Арнольда Бёклина «Автопортрет со Смертью, играющей на скрипке», произвела на меня глубокое впечатление. Она заставила меня задуматься о вопросах, связанных со смертью и помогла мне посмотреть на окружающий мир с другой стороны. Она как бы говорит мне: «Живите, как вам нравится, как вы считаете нужным. Главное – обретите гармонию, в первую очередь, с самим собой. Так ваша жизнь станет насыщенной и, возможно, не такой жестокой и бессмысленной, какой казалась изначально».