12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена24
5

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1-го класса с ОВЗ по теме «Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»


Конспект группового логопедического занятия

с обучающимися 1-го класса с ОВЗ по теме

«Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»


Тема занятия: Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Цель занятия: формировать умение дифференцировать звуки [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи занятия:

1. Коррекционно-обучающие:

- дифференцировать звуки [ч] – [ц] в речи;

- развивать умение соотносить звуки с буквами;

- развивать навыки звуко-слогового анализа;

- развивать навык согласования имён прилагательных с существительными.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать слуховое внимание;

- развивать мышление;

- развивать общую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

- развивать навык самоконтроля;

- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: иллюстрации птиц, доска, раздаточные карточки, рабочие тетради, школьные принадлежности.


Ход занятия:


Этапы занятия

цели

Ход занятия

Примечание

1. Организационный момент с элементами психогимнастики.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Логопед приглашает детей на занятие:

Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию? Сядет первым тот, кто правильно назовёт количество звуков в моих словах.

Слова: утка, парта, нос, пенал, дерево.

С хорошим настроением приступаем к нашему занятию.


2. Введение в тему. Определение темы занятия.

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, навыки звукового анализа.

Логопед:

Послушайте и отгадайте загадки:

1) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

2) Прилетает он весной.

Чёрный, важный…

Не смешной!

Без него весны не будет!

И зовут его все люди,

Что-то вроде слова врач…

Да не врач! А птица – …!

(Грач)

В слове «цапля», какой первый звук вы слышите? (1-й звук [ц]).

Верно, а в слове «грач», какой последний звук вы слышите? (последний звук [ч]).

Правильно. Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем изучать и учиться отличать друг от друга? (звуки [ц] и [ч]).

Молодцы!

См. Приложение (иллюстрации к загадкам)
















3. Артикуляция звуков [ц] - [ч].

Цель: закрепить навыки чёткого произношения звуков.

Логопед:

Давайте разберём, как работает артикуляционный аппарат, когда мы произносим эти звуки? Произнесите звук [ц]. В каком положении наши губы? (улыбаются). Работает ли горлышко? (нет). Есть ли преграда для выдыхаемой воздушной струи? Какая? (есть, нижние зубы). А какая выдыхаемая воздушная струя по температуре? (холодная).

Теперь произнесите звук [ч]. В каком положении наши губы? (круглые). Работает ли горлышко? (нет). Есть ли преграда для выдыхаемой воздушной струи? Какая? (есть, язык). А какая выдыхаемая воздушная струя по температуре? (теплая).

Логопед параллельно с указанием характеристик детьми условно обозначает их на доске.

См. Приложение

(карточка №1 а))


4. Разбор характеристики звуков.

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие.

Логопед:

Молодцы, а теперь давайте охарактеризуем эти звуки.

Ученики:

Звук [ц] – согласный, глухой непарный, твёрдый непарный. На письме обозначается буквой ц.

Звук [ч] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный. На письме обозначается буквой ч.

Логопед:

Посмотрим, что общего у наших звуков? (оба согласные, глухие).

Чем же они отличаются? (положением губ, положением языка, температурой выдыхаемой воздушной струи, звук [ц] – твердый, а звук [ч] – мягкий).

См. Приложение

(карточка №1 б))










При сравнении опираться на условные обозначения характеристик на доске.

5. Работа на уровне слога и слова:

а) игра «Ладоши»;

б) игра «Шифровальщик»

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительную память, учить различать буквы и звуки [ц]- [ч] в слогах, словах.

Логопед:

Молодцы! А сейчас приготовьте свои ладошки. Я буду вам называть слоги и слова с этими звуками, а вы, если услышите звук [ц] хлопните 1 раз, а если услышите звук [ч], то 2 раза.

Слоги и слова: ца, чу, оц, ач, чайка, бабочка, палец, бочка, огурец, улица, мочалка.

Хорошо! Откройте свои тетради, подпишите число. Поиграем в игру «Шифровальщик». Я буду называть слова, а вы должны написать только букву, которая пишется в этом слове. А затем по этим буквам вспомнить все слова.

Слова: ключ, часы, ножницы, качели, цифра, кольцо, зайчата, пуговица.

Дети выполняют взаимопроверку, а затем «расшифровывают» записанные слова.
















    6. Физкультминутка.

Цель: развивать общую моторику.

Логопед:

Вы, наверное, уже устали. Давайте немного отдохнем.

Дети выполняют движения за логопедом.

См. Приложение

(карточка №2)



7. Работа на уровне словосочетания и предложения:

а) игра «Паутинка»;

б) работа на карточках.

Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительную память, развивать навык согласования прил. с сущ., учить различать буквы и звуки [ц] и [ч] в словосочетаниях, предложениях.

Логопед:

Ребята, сейчас выполним упражнение «Паутинка». На доске написаны слова в два столбика. Вы должны к словам-признакам из 1 столбика подобрать слова-предметы из 2 столбика так, чтобы получились словосочетания.

Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание.

Молодцы! Следующее задание вы выполните на карточках. Прочитайте задание, если все понятно, то можете выполнять.

Дети выполняют задание на карточках.


См. Приложение

(карточка №3)








См. Приложение

(карточка №4)

8. 8. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности.

Логопед:

Какие звуки мы различали сегодня на занятии? Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

Ученики:

Мы различали звуки [ц] и [ч]. Эти звуки похожи тем, что они оба – согласные, глухие и непарные. А отличаются тем, что звук [ц] – твёрдый, а звук [ч] – мягкий.

Логопед:

Молодцы, хорошо занимались, можете отдыхать.






Приложение

Иллюстрации к загадкам


t1585162736aa.jpg

t1585162736ab.jpg



Карточка №1


Артикуляция и характеристика звуков


аt1585162736ac.jpg
)

t1585162736ad.jpg

t1585162736ae.pngt1585162736af.png

t1585162736ae.pngt1585162736ag.png

t1585162736ah.jpg

t1585162736ai.png

бt1585162736aj.jpg
)

t1585162736aj.jpg

t1585162736ak.png


t1585162736al.jpg







Карточка №2


Физкультминутка


Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.



Карточка №3


Игра «Паутинка»


чужие

сказочный

разноцветная

цветочный

обручальное

бабочка

цыплята

кольцо

дворец

горшочек



Карточка №4


Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы Ц или Ч. Подчеркните букву Ц синим цветом, а букву Ч зелёным.


Дети гуляют на улие. Саша ловит бабоку саком. На ветке сидит скворе . По земле прыгает синиа. Белока ищет грибоки и шишеки. Пастух пасёт ове .










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.