12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена24 |
Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1-го класса с ОВЗ по теме «Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»
Конспект группового логопедического занятия
с обучающимися 1-го класса с ОВЗ по теме
«Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях»
Тема занятия: Дифференциация звуков [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Цель занятия: формировать умение дифференцировать звуки [ч] – [ц] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи занятия:
1. Коррекционно-обучающие:
- дифференцировать звуки [ч] – [ц] в речи;
- развивать умение соотносить звуки с буквами;
- развивать навыки звуко-слогового анализа;
- развивать навык согласования имён прилагательных с существительными.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать слуховое внимание;
- развивать мышление;
- развивать общую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
- развивать навык самоконтроля;
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Оборудование: иллюстрации птиц, доска, раздаточные карточки, рабочие тетради, школьные принадлежности.
Ход занятия:
Этапы занятия цели | Ход занятия | Примечание |
1. Организационный момент с элементами психогимнастики. Цель: создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия. | Логопед приглашает детей на занятие: – Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию? Сядет первым тот, кто правильно назовёт количество звуков в моих словах. Слова: утка, парта, нос, пенал, дерево. – С хорошим настроением приступаем к нашему занятию. | |
2. Введение в тему. Определение темы занятия. Цель: развивать слуховое внимание, мышление, навыки звукового анализа. | Логопед: – Послушайте и отгадайте загадки: 1) На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля) 2) Прилетает он весной. Чёрный, важный… Не смешной! Без него весны не будет! И зовут его все люди, Что-то вроде слова врач… Да не врач! А птица – …! (Грач) – В слове «цапля», какой первый звук вы слышите? (1-й звук [ц]). – Верно, а в слове «грач», какой последний звук вы слышите? (последний звук [ч]). – Правильно. Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем изучать и учиться отличать друг от друга? (звуки [ц] и [ч]). – Молодцы! | См. Приложение (иллюстрации к загадкам)
|
3. Артикуляция звуков [ц] - [ч]. Цель: закрепить навыки чёткого произношения звуков. | Логопед: – Давайте разберём, как работает артикуляционный аппарат, когда мы произносим эти звуки? Произнесите звук [ц]. В каком положении наши губы? (улыбаются). Работает ли горлышко? (нет). Есть ли преграда для выдыхаемой воздушной струи? Какая? (есть, нижние зубы). А какая выдыхаемая воздушная струя по температуре? (холодная). – Теперь произнесите звук [ч]. В каком положении наши губы? (круглые). Работает ли горлышко? (нет). Есть ли преграда для выдыхаемой воздушной струи? Какая? (есть, язык). А какая выдыхаемая воздушная струя по температуре? (теплая). | Логопед параллельно с указанием характеристик детьми условно обозначает их на доске. См. Приложение (карточка №1 а)) |
4. Разбор характеристики звуков. Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие. | Логопед: – Молодцы, а теперь давайте охарактеризуем эти звуки. Ученики: – Звук [ц] – согласный, глухой непарный, твёрдый непарный. На письме обозначается буквой ц. – Звук [ч] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный. На письме обозначается буквой ч. Логопед: – Посмотрим, что общего у наших звуков? (оба согласные, глухие). – Чем же они отличаются? (положением губ, положением языка, температурой выдыхаемой воздушной струи, звук [ц] – твердый, а звук [ч] – мягкий). | См. Приложение (карточка №1 б)) При сравнении опираться на условные обозначения характеристик на доске. |
5. Работа на уровне слога и слова: а) игра «Ладоши»; б) игра «Шифровальщик» Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительную память, учить различать буквы и звуки [ц]- [ч] в слогах, словах. | Логопед: – Молодцы! А сейчас приготовьте свои ладошки. Я буду вам называть слоги и слова с этими звуками, а вы, если услышите звук [ц] хлопните 1 раз, а если услышите звук [ч], то 2 раза. Слоги и слова: ца, чу, оц, ач, чайка, бабочка, палец, бочка, огурец, улица, мочалка. – Хорошо! Откройте свои тетради, подпишите число. Поиграем в игру «Шифровальщик». Я буду называть слова, а вы должны написать только букву, которая пишется в этом слове. А затем по этим буквам вспомнить все слова. Слова: ключ, часы, ножницы, качели, цифра, кольцо, зайчата, пуговица. Дети выполняют взаимопроверку, а затем «расшифровывают» записанные слова. | |
6. Физкультминутка. Цель: развивать общую моторику. | Логопед: – Вы, наверное, уже устали. Давайте немного отдохнем. Дети выполняют движения за логопедом. | См. Приложение (карточка №2) |
7. Работа на уровне словосочетания и предложения: а) игра «Паутинка»; б) работа на карточках. Цель: развивать фонематическое восприятие, зрительную память, развивать навык согласования прил. с сущ., учить различать буквы и звуки [ц] и [ч] в словосочетаниях, предложениях. | Логопед: – Ребята, сейчас выполним упражнение «Паутинка». На доске написаны слова в два столбика. Вы должны к словам-признакам из 1 столбика подобрать слова-предметы из 2 столбика так, чтобы получились словосочетания. Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание. – Молодцы! Следующее задание вы выполните на карточках. Прочитайте задание, если все понятно, то можете выполнять. Дети выполняют задание на карточках. | См. Приложение (карточка №3) См. Приложение (карточка №4) |
8. 8. Итог занятия. Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности. | Логопед: – Какие звуки мы различали сегодня на занятии? Чем эти звуки похожи и чем отличаются? Ученики: – Мы различали звуки [ц] и [ч]. Эти звуки похожи тем, что они оба – согласные, глухие и непарные. А отличаются тем, что звук [ц] – твёрдый, а звук [ч] – мягкий. Логопед: – Молодцы, хорошо занимались, можете отдыхать. | |
Приложение
Иллюстрации к загадкам
|
|
Карточка №1
Артикуляция и характеристика звуков
а | | | | | |
б | | | | | |
Карточка №2
Физкультминутка
Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. |
Карточка №3
Игра «Паутинка»
чужие сказочный разноцветная цветочный обручальное | бабочка цыплята кольцо дворец горшочек |
Карточка №4
Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы Ц или Ч. Подчеркните букву Ц синим цветом, а букву Ч зелёным. Дети гуляют на ули…е. Саша ловит бабо…ку са…ком. На ветке сидит скворе… . По земле прыгает сини…а. Бело…ка ищет грибо…ки и шише…ки. Пастух пасёт ове… . |