Конспект психокоррекционного занятия на тему «Конструирование предметов из составных частей»
ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Ериловка»
Конспект открытого психокоррекционного занятия в 3 классе
Тема.
«Конструирование предметов
из составных частей»
Педагог-психолог Е.Н.Соломенцева
2022 г.
Тема. Конструирование предметов из составных частей.
Цель: учить конструировать изображения предметов из геометрических фигур.
Задачи:
Образовательные. Формирование: навыков самостоятельного определения формы, цвета, величины, количества необходимых деталей; навыков конструирования по образцу предметов из геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие. Развитие:
- зрительно-слухового восприятия, словесно-логического и наглядно-действенного мышления на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, на основе закрепления понятий: право-лево, верх, низ;
- развитие связной речи и диалогической речи на основе упражнений на определение последовательности событий, действий.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к занятиям, умение починяться определённым правилам поведения; развитие самоконтроля, внимательного отношения к ответам товарищей.
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: групповая.
Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные, словесные, практические.
Оборудование: наборы геометрических фигур, карточки с заданием, серия картинок, презентация, музыкальное сопровождение, конструктор «Лего»
Базовые учебные действия:
Личностные:
- самостоятельность в выполнении заданий.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт с учителем, работать в коллективе.
Регулятивные:
- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные:
- умение слушать и формулировать ответы на вопросы; делать обобщения, сравнивать на наглядном материале по теме «Геометрические фигуры
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Добрый день! Я рада всех видеть!
1)Упражнения на развитие общей и мелкой моторики под музыкальное сопровождение.
2) Упражнение на развитие внимания, словесно-логического мышления.
- Какое сегодня число?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- В какой день мы отдыхаем?
- Какое сейчас время суток?
- Назови части суток.
- Какое время года?
- Назови весенние месяцы.
2. Повторение темы.
1) Загадки. Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, продолжать учить сравнивать геометрические фигуры по форме, цвету, размеру, развивать пространственную ориентировку.
- Отгадав загадку такую же форму найдите у себя на парте.
Я фигура - хоть куда.
Очень ровная всегда.
Кубик мой любимый брат,
Потому что я …(Квадрат).
(Слайд 1) Внимательно посмотрите на эти квадраты. Что вы можете о них сказать?
- Какой квадрат находится в левом верхнем углу?
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый … (Треугольник).
- Где расположен жёлтый треугольник? (Слайд 2)
Нет углов у меня.
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку.
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой мой друг? (Круг).
- Сравните эти два круга. (Слайд 3)- Что вам напоминают эти круги? (Сигналы пешеходного светофора.)
- Вспомним правила перехода проезжей части дороги.
Он похожий на яйцо или на твое лицо
(Овал)
- Что общего у овалов. (Слайд 4).Чем они отличаются друг от друга?
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
- Сравните эти прямоугольники. (Слайд 5)
- Расположите на своём листе бумаги так же свои прямоугольники.
Он похожий на квадрат (Слайд 6)
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).
- Что общего у ромбов. (Слайд 4)
- Чем они отличаются друг от друга?
2)Упражнение «Соотнесите фигуры с предметами такой же формы». (Слайды 7-8) Цель: развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления на основе соотнесения геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.
- На какой предмет похож круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, треугольник.
3. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний.
- Как выдумаете, какая сегодня тема занятия?
Конструирование предметов из геометрических фигур.
На прошлых занятиях мы с вами конструировали из конструктора.
Сегодня мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур.
4.Изучение новой темы.
1) Упражнение «Цыпленок».
Цель: формировать умение узнавать знакомые формы на рисунке-образце, определять количество необходимых деталей, собирать по образцу предметы из геометрических фигур.
- Из каких фигур состоит изображение? Найди и закрась геометрические фигуры, из которых составлен цыплёнок.
- Соберите изображение цыпленка на листе (Слайд 9)
2) На доске серия сюжетных картинок: мальчик, дерево, дом, ракета.
- Составьте рассказ по картинкам. (Жил был мальчик. Мальчик жил в красивом доме. Вокруг дома росли красивые цветы и деревья. Мальчик хотел стать космонавтом. Когда он вырос, то он улетел на ракете).
а)Конструирование мальчика из геометрических фигур. (Слайд 10) б)Конструирование домика из геометрических фигур.
в)Конструирование ракеты из геометрических фигур.
- Из каких геометрических фигур состоит ёлочка. Что вы можете сказать о этих треугольниках? Сравните, чем они различаются и в чём их сходство.
Какую работу сейчас выполняли?
- Конструировали домик из геометрических фигур
- В каком порядке выполняли работу?
- Ребята, а вы кем хотите стать, когда вырастите? (ответы).
- Для этого нужно хорошо учиться, чтобы многое знать.
5. Закрепление знаний.
1).Конструирование автомобиля, медведя из геометрических фигур. Загадка. Пью бензин и масло ем,
Хоть не голодно совсем.
А без них я так болею,
Что поехать не сумею! (Автомобиль)
2). Игра «Цвет. Форма. Размер». Цели: закрепление знаний о свойствах, форме геометрических фигур; учить выделять эталон из множества, формирование умения группировать предметы по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме).
- Предлагаю поиграть у доски: разные геометрические фигуры нужно разделить: по размеру (большие и маленькие); по форме (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник); по цвету (красные, синие, желтые, зеленые)
(Дети выходят по очереди к доске и раскладывают фигуры по признакам)
3) Ролевая игра «Магазин». Цель: развитие связной, диалогической речи; формировать умение соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.
6. Итог. Проверка полученных знаний.
- Чему учились на занятии? Как называлась тема нашего занятия? Что понравилось?
- Учились конструировать предметы из геометрических фигур
- Что нужно сделать, чтобы работа получилась такая же, как на образце?
- Внимательно смотреть, думать, какие фигуры взять и как их положить, выполнить задание и сравнить с образцом
(Дети становятся в круг, взявшись за руки. Звучит релаксационная музыка.)
- Вы все сегодня хорошо работали на занятии: соблюдали правила поведения, не ссорились, помогали друг другу. Желаю вам здоровья, удачи. Желаю, чтобы вы хорошо учились.
Занятие окончено,
Все сделаны заданья.
Гостям мы скажем на прощание:
«Спасибо, до свидание!»