12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жилкина Наталья Алексеевна85
Россия, Новосибирская обл., с. Венгерово
3

Конспект занятия "Развитие речи школьников с ОВЗ средствами изобразительной деятельности. Техника рисования Эбру"












Развитие речи школьников с ОВЗ средствами изобразительной деятельности
(Использование нетрадиционной техники рисования на воде- Эбру в развитии дошкольников)










Подготовила:

Учитель-логопед
Н.А. Жилкина








Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: познакомить детей с техникой «эбру».

Задачи:

1) Дать представления детям о технике рисования по воде;

2) Воспитывать  любознательность к новому;

3) Развивать воображение, экспериментировать;

4) Закреплять способность работать сообща  в паре.


«Танцующие краски»

или использование техники Эбру в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться.

А вы пробовали рисовать на воде! Если нет, то сегодня попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои ученики от этого занятия просто в восторге.

 Искусство Эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника —рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена – растения, растущего в Анатолии (полуостров на западе Азии). Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства. 

В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.

Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у детей.


Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет :

а) Использовать разнообразные изображающие материалы (шило, гребень), новые технические приёмы, нуждающиеся в точности движений, но не ограничивающие пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики

б) Не просто развивать мелкую мускулатуру руки, а и усовершенствовать глазомер, развивается зрительно-двигательная координация функций руки

в) Развивать мелкую моторику пальцев рук во время рисования на воде оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга

г) Развивать наглядно-образное и словесно- логическое мышление, активизирует речевую деятельность детей .

д)
Стимулирует развитие познавательных интересов ребёнка.
Развивает сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами

е)
Развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.

Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.


Мастер-класс


А сейчас я приглашаю вас окунуться в волшебную мир Эбру.

Для начала рисования нам понадобятся: емкость, в которой мы будем рисовать, кисточка для фона, зубочистка для рисования, пипетка. Все это вы видите на своих рабочих местах.

В рисовании техникой Эбру – нет правильных или неправильных штрихов, каждое ваше движение, каждая капелька краски – это ваше творчество, ваш внутренний мир, поэтому не стоит бояться, что-то испортить или сделать не так.

Сейчас мы попробуем нарисовать волшебный цветочный узор.

Первое, что нам необходимо - нарисовать фон. Нужно набрать небольшое количество краски (по вашему выбору) в пипетку и аккуратно нанести на наш необычный холст - воду. Каждая капелька, соприкасаясь с водой, «оживает» и начинает путешествовать по поверхности воды.

Затем мы повторим то же самое краской другого цвета. Наш холст покрыт краской, теперь мы в руки возьмём инструмент, которым собственно и будем рисовать – это зубочистка. Одно из правил рисования по воде – зубочистку необходимо всегда держать под углом 90 градусов по отношению к воде. Осторожно окунем ее в левый нижний угол и, начинаем проводить линии вправо, затем влево, потом снова вправо и т.д. Это необходимо для того, чтобы краски немного поиграли друг с другом и перемешались между собой. У нас получается рисунок похожий на ёлочки.

Теперь вы можете немного пофантазировать и поводить спицей по поверхности, так как вам хочется.

Далее, нарисуем красивый цветок. Наносим три круга, в центр этих кругов ещё круги других цветов, посмотрите, как это делаю я, чтобы было более понятно. Затем опустим спицу чуть выше первого круга и проведём прямую в центр круга. Теперь вводим спицу в круг и плавными движениями оттягиваем краску по дуге, влево и так же вправо. Второй круг мы будем зубочисткой собирать в центр, посмотрите, как это делаю я. Приступаем к третьему кругу, первые наши действия повторим, как и со вторым цветком, соберём его в центр, а теперь каждый лепесток оттянем в сторону. Вот так из обычных кругов мы получили три разных цветка.

Ну а теперь каждый может немного пофантазировать и дополнить свою работу, какими-нибудь элементами, либо повторить мои движения. (Рисую завитки)

Итак, наш цветочный узор готов, а чтобы его красота нам запомнилась, необходимо его сохранить. Поэтому мы превратимся в волшебников и перенесем свое творчество на бумагу. Положите лист на рисунок, подождите 3 секунды. Возьмите лист за края и плавно перетащите его через лоток, чтобы убрать лишнюю жидкость.

А теперь давайте покажем наши работы друг другу. Выходите к доске. Смотрите! Какая у нас великолепная галерея!!! Молодцы!

Вопросы к детям:

- Что понравилось вам  на занятии?

-Что было трудным?

-Как называется эта техника? (ЭБРУ)

Почему не тонут краски? (Специальные натуральные  краски)

На чем вы рисовали? (на воде)

Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу)

- Какие у нас получились рисунки ( красивыми, волшебными, сказочными).

Дети показывают и рассматривают получившиеся, необычные  картины.  Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.

Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки, ( рисунки могут быть как завершенными , или  служить фоном для дальнейшей работы в виде аппликации ).

- Вот и закончилось наше сегодняшнее занятие, мы стали немножко волшебниками, научились рисовать чудо.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.