Конспект и технологическая карта урока информатики «Решение задач на кодирование информации» (10 класс)
План урока и технологическая картаDOCX / 19.87 Мб
План урока «Решение задач на кодирование информации. Повторение и обобщение материала.»
1. Приветствие, проверка явки учащихся.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3. Актуализация знаний.
http://www.umapalata.com/uschool/expo/chebotareva/8688.html?LANG=RU
4. Обобщение и систематизация знаний
Составление ментальной карты
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Практическая работа.
Вариант 1.
1. В Советском энциклопедическом словаре (1983 года издания) 1600 страниц. На одной странице размещается в среднем 100 строк по 140 символов (включая пробелы) в каждой. Найдите объем текстовой информации в словаре, если при записи используется кодировка «один символ — один байт».
2. В 15-м издании энциклопедии Britannica 32 тома, в каждом из которых порядка 1000 страниц. На одной странице размещается в среднем 70 строк по 120 символов (включая пробелы) в каждой. Найдите объем текстовой информации в энциклопедии, если при записи используется кодировка Unicode («один символ — два байта»).
3. Рисунок размером 512 на 256 пикселей занимает в памяти 64 Кбайт (без учёта сжатия). Найдите максимально возможное количество цветов в палитре изображения.
4*. Какой минимальный объём памяти (в Кбайт) нужно зарезервировать, чтобы можно было сохранить любое растровое изображение размером 64 на 64 пикселов при условии, что в изображении могут использоваться 256 различных цветов?
5. Производится стереозвукозапись с частотой дискретизации 32 кГц и 32-битным разрешением. Запись длится 2 минуты 8 секунд, её результаты заносятся в файл, сжатие данных не производится. Определите приблизительно размер полученного файла (в мегабайтах).
6*. В Новый год Петя Иванов записал бой курантов. Перезвон длился 20 секунд, а бой курантов – еще 40 секунд. Определите объём полученного моноаудиофайла (в килобайтах), записанного с глубиной кодирования 8 бит и частотой дискретизации 8 кГц.
Практическая работа.
Вариант 2
1. Мощность алфавита равна 256. Сколько Кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста, содержащего в среднем 192 символа на каждой странице?
2. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов, а второй текст – в алфавите из 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?
3. Какой минимальный объём памяти (в Кбайт) нужно зарезервировать, чтобы можно было сохранить любое растровое изображение размером 32 на 1024 пикселов при условии, что в изображении могут использоваться 128 различных цветов?
4*. Рисунок размером 256 на 128 пикселей занимает в памяти 12 Кбайт (без учёта сжатия). Найдите максимально возможное количество цветов в палитре изображения.
5*. Производится двухканальная (стерео) звукозапись с частотой дискретизации 22 кГц и глубиной кодирования 24 бита. Запись длится 2 минуты, ее результаты записываются в файл, сжатие данных не производится. Каков размер полученного файла, выраженный в мегабайтах?
6. На рисунке изображено зафиксированное самописцем звучание 1 секунды речи. Закодируйте его в двоичном цифровом коде с частотой 11 Гц и длиной кода 3 бита.
Практическая работа.
Вариант 3
1. Для кодирования нотной записи используется 7 значков-нот. Каждая нота кодируется одним и тем же минимально возможным количеством бит. Чему равен информационный объем в битах сообщения, состоящего из 180 нот?
2. Метеорологическая станция ведет наблюдение за атмосферным давлением. Результатом одного измерения является целое число, принимающее значение от 720 до 780 мм ртутного столба, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Каков информационный объем результатов наблюдений?
3. Файл цветовой модели RGB в режиме High Color напечатали на принтере для печати использовали линейное разрешение 128 пикселей/см. Размеры печатного оттиска изображения 10 х 16 см2. Определите размер файла. Линейное разрешение означает количество пикселей на единицу длины. В режиме High Color каждый пиксель кодируется 2 байтами.
4*. После преобразования растрового 16-цветного графического файла в черно-белый формат (2 цвета) его размер уменьшился на 21 Кбайт. Каков был размер исходного файла в Кбайтах?
5. Музыкальный фрагмент был записан в формате моно, оцифрован и сохранён в виде файла без сжатия данных. Размер полученного файла - 24 Мбайта. Затем тот же музыкальный фрагмент был записан повторно в формате стерео (двухканальная запись) и оцифрован с разрешением в 4 раза выше и частотой дискретизации в 1,5 раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Укажите в мегабайтах размер файла, полученного при повторной записи.
6*. Музыкальный фрагмент был оцифрован и записан в виде файла без использования сжатия данных. Получившийся файл был передан в город А по каналу связи за 30 секунд. Затем тот же музыкальный фрагмент был оцифрован повторно с разрешением в 2 раза выше и частотой дискретизации в 1,5 раза меньше, чем в первый раз. Сжатие данных не производилось. Полученный файл был передан в город Б; пропускная способность канала связи с городом Б в 4 раза выше, чем канала связи с городом А. Сколько секунд длилась передача файла в город Б?
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Ответы
7. Заключительный этап урока – рефлексия.
Задание. Оцените, как вы выучили формулы, распределите их по трем колонкам и напишите, что значат все входящие в формулу обозначения.
8. Домашнее задание: стр. 43 § 6, стр. 214 № 19, работа над ошибками
/data/files/t1701326094.doc (Технологическая карта урока)
Материалы к уроку:
1.Дидактическая игра «Остров информации»
2. Презентации:
- https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/10-14-1-kodirovanie-tekstovoj-informacii.pptx
- https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/10-15-1-kodirovanie-graficheskoj-informacii.pptx
- https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/10-16-1-kodirovanie-zvukovoj-informacii.pptx
3. Интеллект-карта (заготовка)
4. Практическая работа на 3 варианта «Кодирование графической и звуковой информации»
5. Эталонные решения по вариантам.
6. Карточка с заданием на рефлексию знаний.
Использованные источники:
1. http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm подготовка к ЕГЭ
2. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor10.php презентации к уроку
3. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege открытый банк заданий ЕГЭ