Сценарий открытого классного часа на тему «Мир удивительных наук и открытий» (3 класс)
Сценарий открытого классного часа
«Мир удивительных наук и открытий» в 3 классе
Цель: расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной науки Задачи:
способствовать воспитанию патриотических чувств, привлечь внимание к важной дате в истории России – Дню Российской науки.
развивать познавательную активность, готовить к исследовательской деятельности.
повышение уровня знаний и совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся в интересующих областях науки;
активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
развитее творческих способностей учащихся и выявление наиболее одаренных в разных областях науки; организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Ход мероприятия.
Вступление.
Слайд 1 «Гранит знаний»
Отгадайте, какой фразеологизм здесь зашифрован? (грызть гранит науки) Как вы понимаете его? ( гранит твердый, грызть его трудно, науки тоже сложные и учить их трудно, как грызть гранит) А если это трудно, зачем же люди все-таки грызут его ? Ведь есть люди, которые этим занимаются профессионально. Как их называют? ( ученые, слайд 2 )
Кто такой учёный?
Кто же такие учёные? Учёные – это люди, изучающие явления и объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии, математики, медицины, истории и многих других.
Цель их работы – узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем нас мире. И использовать эти знания на благо людей. (Слайд 2)
Узнали кого-нибудь? О ком мы сегодня будем говорить на классном часе? (Об ученых)
Правильно, ведь 8 февраля – это? (День российской науки)
А какие науки вы знаете? Давайте вспомним, что они изучают.
Химия -- наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Слово «физика» греческое, в переводе на русский язык означает природа. Таким образом, царство физики – это царство природы; физика – наука, изучающая природу.
Всё многообразие живой природы изучает наука биология.
География наука, изучающая поверхность планеты, а также население Земли и его хозяйственную деятельность.
Математика -= величины, количественные отношения и пространственные формы
Сценка. (Слайд 3)
Ученик 1
Здравствуйте , друзья! Сегодня у нас замечательный праздник – мы отмечаем день науки!
Ученик 2
А мы- то здесь причем? Мы же не ученые?
Ученик 1
А дело в том , что первый раз встреча с науками происходит в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что день науки –праздник и всех школьников тоже!
Ученик 2
Вот я бы хотела быть настоящим ученым!
Ученик 1
У тебя не получится- ты девчонка! Настоящий ученый носит очки и галстук – как Профессор Кислых щей в «Денискиных рассказах» !
Ученик 3
Скажешь тоже! Ученые бывают разными! И есть много женщин – ученых! Настоящий ученый должен много знать и уметь, быть образованным!
Ученик 2
Все правильно! Но самое важное даже не знания и умения. Главное то, что настоящий ученый умеет думать самостоятельно и у него большая скорость мысли. Именно этому мы должны научиться в школе- нашей первой в жизни Академии наук. И именно этому посвящен этот праздник- День науки.
Ученик 3
День российской науки отмечается 8 февраля. Этот праздник приурочен к дате основания Российской Академии наук.
За два с лишним века российская наука дала миру много великих имен и открытий !
Знакомство с понятием «Устный журнал»
Ребята, в детстве очень любила читать разные познавательные журналы : «Мурзилку», «Веселые картинки» и др. (Слайд 4-5) А кто из вас читает журналы? А зачем нужны познавательные журналы?
Наш классный час сегодня – это устный журнал.
Мы будем «читать журнал» ..
В журнале бывают разные рубрики, страницы. (слайд 6)
Страница 1 «Сказочная» (слайды 7-12)
Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Вы любите волшебные сказки? Какие волшебные предметы в них бывают? Сейчас я буду показывать вам волшебный предмет, а вы должны угадать, как эти предметы называются в современном мире.
Печь Емели – автомобиль
Ступа – ракета
Гусли –самогуды- магнитофон
Горшочек каши – мультиварка
Яблоко на тарелочке- видеозвонок
Волшебный клубок – навигатор
Как в нашей жизни появились все эти предметы? (ученые работали и создали их)
Страница 2 : Великие ученые. (слайды 13-17)
Рассказы детей об ученых.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
Имя этого учёного знает абсолютно любой человек. Менделеев прославился как создатель Периодической таблицы химических элементов и множества работ в области физической химии.
Над Периодическим законом, описывающим свойства химических элементов в зависимости от его атомного веса, учёный работал более 20 лет. Его концепцию не воспринимали всерьёз ещё 15 лет, однако уже в 1880-ых Менделеева признали «величайшим химиком мира».
Учёный также является создателем весов для взвешивания газов и модели ледокола. Им оставлено свыше 500 печатных трудов. В его честь построены памятники в Москве, Петербурге, Киеве и Братиславе, его именем названы улицы, населенные пункты и учебные заведения.
Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881)
Главный русский хирург, основоположник военно-полевой медицины и анестезиологии в России. За свою жизнь провёл несколько тысяч операций, а заложенные им дисциплины позволили спасти миллионы людей.
Уже в 14 лет Пирогов поступил на медицинский факультет МГУ, а в 24 года стал доктором медицинских наук. Учёный первым в России использовал гипсовые повязки, анестезию, наркоз. Также он внес вклад в развитие анатомии, изучив и зарисовав мельчайшие детали тела человека.
Николай Лобачевский
Создал геометрию Лобачевского (1829 год), позднее признанную полноценной альтернативой геометрии Евклида. Выпускник Казанского университета, в котором впоследствии преподавал и был его ректором.
Как писал историк Николай Загоскин, Николай Иванович стал «великим строителем» Казанского университета, превратив его в XIX веке в один из самых передовых в Российской империи. Фактически он вырастил этот университет из нового на тот момент учебного заведения, которое на старте было не очень успешным — настолько, что спустя 15 лет после учреждения его чуть было не закрыли. К успеху университет привёл именно Лобачевский.
Владимир Иванович Даль
Большинство людей знают Владимира Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». И его вклад в наш родной язык действительно неоценим. Однако, помимо составления словаря, в жизни этого поистине великого человека было еще много интересного. Например, по профессии он был военным врачом и хирургом.
Наибольшую славу принёс ему непревзойдённый по объёму «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
Страница 3 : «Великие изобретения российских ученых «( Слайды 19-23)
Узнайте, что это :
Агрегат мог передавать сообщения при помощи радиоволн на большие расстояния. Появление его на свет осуществилось благодаря русскому физику, инженеру-электрику, профессору и изобретателю – Александру Степановичу Попову.(радио)
Подсказка. Мы включаем его каждый день. Смотрим по нему мультики, кино и передачи. Догадались? (Телевизор.)
Да-да, телевизор изобрели именно наши учёные. 25 июля 1907 года Б. Л. Розинг заявил всему миру о возможности передачи изображения на расстояние с помощью электрических сигналов. А в 1911 году он продемонстрировал своё изобретение русскому техническому обществу.
Без этого предмета никто из нас не сможет , наверное , уже жить. Потому что, как только наступает вечер, мы им пользуемся. И это.. (лампочка)
Страница 4 «Орешки для ума»
Дети разбиваются на команды по 4 человека.
Разминка
«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракал плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро, Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 6 метров. Пришел, закинул удочку, не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбку.
Большущую – длиной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха!»
Далее игра проходит так: на экране задание. Команда совещается, затем пишет на листе ответ крупными буквами и показывает. Если ответ верный- берет фишку.
Получившая наибольшее количество фишек команда победила.
Задание « Разгадай ребусы (Слайды 25-29 )
Задание – «Реши задачу»:
Половина периметра прямоугольника – 50 см. Одна из его сторон – 30 см. На сколько см длина прямоугольника больше, чем его ширина?
В школьном буфете маленькая шоколадка стоит 20 рублей. У Стаси было 75 рублей, и на каждой переменке она покупала шоколадку до тех пор, пока ей хватало денег. Сколько шоколадок купила Стася?
Незнайка не умеет пользоваться линейкой и при каждом измерении прикладывает к началу отрезка отметку 1 вместо 0. Так он измерил линейкой все стороны треугольника и вычислил его периметр. Получилось 24 см. Чему на самом деле равен периметр треугольника?
Мальчик написал на бумаге число 89 и говорит своему товарищу: “Не производя никакой записи, уменьши это число на 21 и покажи мне ответ”. Не долго думая, товарищ показал ответ. А вы, ребята, сумеете это сделать?
60 листов книги имеет толщину 1 см. сколько сантиметров будет толщина книги, если в ней 240 страниц
На левой картинке треугольников больше, чем на правой. На сколько?
Страница 4 «Вспомни лицо» Группа получает фото ученого и изобретение. Нужно соединить соответствующие картинки.
Страница 5, последняя «Дерево наук»
Каждая группа получает символ науки и должна за 1 минуту обсудить и назвать 2 причины, по которым нужно изучать эту науку. Один человек от группы прикрепляет эту картинку на дерево .
Рефлексия.
Ребята, вы сами сейчас сказала, как важно изучать все науки. Я надеюсь, вы запомнили имена людей, которые внесли свой вклад в развитие нашей страны.
А закончить хочу словами М.Ломоносова:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут…