Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков п - б"
Конспект открытого логопедического занятия (6 класс)
Тема логопедического занятия: Дифференциация звуков [П]-[Б]
Логопедическое занятие разработала
учитель-логопед
I квалификационной категории
КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа – интернат»
Тип логопедического занятия: тренировочное
Речевое заключение: СНР средней и легкой степени
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Цель: Учить детей различать звуки [П]-[Б] в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формирование умения различать звуки [П]-[Б] (на слух, по артикуляции, написанию)
- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:
а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;
б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов
- Уточнение и обогащение словарного запаса детей
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического восприятия
- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания, памяти
- Развитие звукопроизношения звуков б,п
- Развитие сильного короткого речевого выдоха
- Развитие межполушарного взаимодействия
- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки
Коррекционно-воспитательные:
- Расширение представления об окружающем мире
- Воспитание познавательного интереса
- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям
- Воспитание усидчивости и аккуратности в работе
- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии
Универсальные действия:
Личностные:
- самоопредение
Регулятивные:
- целеполагание
- контроль
- коррекция
- выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
- осознание качества и уровня усвоения
Познавательные:
- самостоятельное формулирование познавательной цели
- умение структурировать знания
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
- рефлексия способов действия
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками
Планируемые результаты:
- Дифференциация понятия звук и буква
- Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух, по артикуляции, написанию
- Развитие умения подчиняться разным правилам
- Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
Ход занятия:
I Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса Звучит музыка «Осень». Учитель-логопед под музыку зачитывает стихотворение: «Вот уж осень готова проститься Хмурой тучей, холодным дождём. Скоро в окна зима постучится Поприветствует первым снежком». -Природа уже подготовилась к приходу зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, многие животные подготовили свои жилища к наступлению холодов и лишь гость, который пришёл к нам на урок, не успел построить себе домик. Посмотрите, кто это? (бобер). А знаете ли вы, что жилище бобра называется «хатка» и строят её бобры на реках из толстых палок и веток, а из стволов деревьев бобры строят плотины. Плотина нужна для того, чтобы вход в хатку бобра всегда находился под водой и тогда никакой другой зверь не сможет в неё попасть. Готовая плотина настолько прочна, что человек может свободно перейти по ней с одного берега на другой. Бобры пользуются своими крепкими передними зубами, чтобы подгрызать деревья и даже могут таскать в своих зубах брёвна. Сейчас у нас в стране эти звери охраняются законом. -Ребята, я предлагаю построить на нашем занятии хатку для бобра. Мы должны помочь гостю подготовиться к зиме, но для этого вам необходимо выполнить ряд заданий. II. Этап формулировки темы и целей урока Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог. Учитель-логопед предъявляет 6 предметных картинки, в названии которых есть звук [П]: - Посмотрите на картинки, назовите одинаковый звук в словах [П]. - Какой буквой обозначается этот звук? (пэ). Вывешивается табличка с буквами П п. Учитель-логопед сообщает: «На хоккее, на футболе Буква П – ворота в поле». и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой П. Учитель-логопед предъявляет 6 предметных картинки, в названии которых есть звук [Б]: - Назовите одинаковый звук в этих словах [Б]. - Какой буквой обозначается этот звук? (бэ). Вывешивается табличка с буквами Б б. Учитель-логопед сообщает: «Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком». и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой Б. - Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия. Звуки б и похожи, но в тоже время абсолютно разные. Значит мы будем их…….(различать и находить сходство) (Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Б]) - Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками -Будем учиться их различать на слух - Будем учиться находить буквы б – п в словах и словосочетаниях - Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели что быть внимательными, старательными, активными III. Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Развитие фонематического восприятия. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. Развитие звукопроизношения звуков б, п. Развитие направленного короткого речевого выдоха. Развитие межполушарного взаимодействия Артикуляционная гимнастика для губ и щек. 1.«Окошко» Поочередно открываем и закрываем широко рот. Жарко нам – окно откроем Будет холодно – закроем. 2.«Улыбка – трубочка» «Улыбнемся, а потом губы в трубочку сожмем» Под счет 1 – 2 – 3 – 4 3.«Поможем губкам» Усиленно надавливаем на закрытые губы, потом чешем их зубами и немного прикусываем их «Губки наши укрепляем им немного помогаем, их зубами причесали и немного покусали» 4. «Мартышка» Вытягиваем губки в длинную трубочку. «Рожу скорчила мартышка, вот забавная малышка!» Под счет 1 – 2 – 3 – 4 5. «Рыбки разговаривают» Как рыбки разговаривают? 6. «Надуем шарик» - «Сдуем шарик» Молодцы! И первое бревнышко приклеивает к хатке нашего бобра Арина. А теперь давайте вспомним, как образуются звуки [п] [б] При произнесении звука п – губы резко смыкаются и потом резко размыкаются под действием сильной теплой струи воздуха, а горлышко при этом не работает, значит это какой звук? Согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? При произнесении звука б – происходит то же самое, только горлышко работает. Значит это какой звук? Как я уже сказала, для звуков п и б нужна короткая, но сильная струя воздуха. Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто выше». Возьмите аэробол в рот. Приготовьте шарик. Итак на счет три, вам нужно с силой, резко вытолкнуть шарик. Отлично! Второе бревнышко кладет Артем! IV. Дифференциация б – п изолированно,в слогах, словах, словосочетаниях Звук п похож на звук каши, которая пыхтит на плите П-П-П, а звук б похож на бульканье сапог в луже Б – Б – Б Повторите за мной п – п – п – п, б – б – б – б П – б, б – п, п-п-б, б – п - п Хорошо. Теперь приготовьте свои ушки. И повторяйте за мной. Сначала я, потом вы. ба – па па – ба бо – по по – бо бу – пу пу – бу бы – пы пы – бы ба – па – ба ба – ба – па па – ба – ба Теперь четко произнесите слова бас – пас бар – пар бух – пух бот – пот бел – пел быль – пыль бить – пить бока – пока болит – палит барин – парень бобы – попы бабка – папка Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробег Теперь произнесите словосочетания по цепочке, передавая вот этот шарик. байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, машина «Победа», пестрая бабочка, белая булка, полный бидон. Отлично справились! Молодцы! Третье бревно кладет Вика. А теперь я предлагаю поиграть вам в игру «Покажи собачке будку» Ваша задача взять фишки в обе руки, и со стороны собачки одновременно левой и правой рукой перемещать фишки, при этом проговаривать слог, который я вам скажу, например слог ба (показать) Отлично справились! Четвертое бревно кладет Матвей. Ребята, а вы ходили на рыбкалку? Кто из вас любит рыбачить? Предлагаю вам сыграть со мной в необычную рыбалку. Рыбалку на слова. Перед вами пруд, в котором плавают рыбки со словами. Сейчас по очереди передаем друг другу удочку и пытаемся изловить рыбку, слово, которое поймали четко произносим. Все понятно? Тогда сезон рыбалки объявляю открытым! Игра «Рыбалка» Здорово у вас получилось! Пятое бревно за Сережей. А теперь пришло время размяться, выходите из - за парты и вставайте в круг. Физминутка А теперь пришло время размять и руки, пальцы. Возмите в руку Су – джок. И круговыми движениями масируем ладонь правой руки. Теперь обратно – поступательными движениями большой палец, указательный, средний, безымянный, мезинец. Теперь масируем ладонь левой руки. Совершаем круговые движения, теперь большой палец, указательный, средний, безымянный, мезинец. Отлично! Шестое бревно приклеивает Светлана. А теперь откройте тетради. Перед вами карточка. Вставьте слоги «БА» или «ПА». жа… ре… тум… лам… шай… ли… вер… шля… лу… шу… сту… ры… А теперь поменяйтесь тетрадями, все кроме Артема. Артем читает что у него получилось, остальные проверяют. Хорошо. Седьмое бревно кладет Ариша. Ребята, а сейчас, чтобы закрепить полученные на занятии навыки распознавания звуков п – и б, я предлагаю вам поиграть в игру «Добль» - Собери башню. Возьмите по одной карте. Положите перед собой открытой стороной. В середине стола находится башня. Ваша задача найти у себя такую же картинку, как на башне, громко ее сказать и быстро забрать себе эту карту. Выиграет тот, у кого окажется больше карт. Восьмое бревно приклеит Света. V.Рефлексия. 1. Матвей, чему мы учились на занятии? 2.Чему ты научилась Арина? 3. Артем, чем различаются звуки п – б? 4. Как ты думаешь, Сережа, у нас получилось построить теплую хатку для нашего бобра? 5. Света, что тебе понравилось на занятии больше всего? 6.А тебе, Вика, что понравилось? Что вызвало сложности? Поднимите смайлик с вашим настроением. | Предъявляются картинки с изображением осенних пейзажей
Показ картинки с изображением бобра. Под картинкой бобра – осенние листья клена с написанными слогами
Предъявляются слова «хатка» и «плотина»
Работа с предметными картинками
Работа по табличкам с буквами П п, Б б
Работа с карточками – символами
Таблица «Характеристика звуков б - п»
Аэробол
Шарик Нейрокарточка, фишки
«Рыбалка» Запись физминутки капитан краб. Су - джок Работа в тетрадях по перфокартам
Взаимопроверка. Добль
Сигнальные флажки со смайликами
|
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)