Конспект обобщающего урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное»
1.Иванова Наталья Сергеевна
2. Учитель русского языка и чтения, I квалификационная категория
3.Областное казенное общеобразовательное учреждение «Льговская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
3.Курская область, город Льгов
Конспект обобщающего урока русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное»
Конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой по предмету «Русский язык» и предназначено для учителей русского языка и литературного чтения, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями. Урок является завершающим по теме «Части речи. Имя прилагательное». Дети в игровой форме закрепляют знания основных грамматических категорий имени прилагательного.
Цель урока: обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закреплять умение находить имена прилагательные в тексте и правильно их употреблять в речи;
-закреплять умение распознавать род, число и падеж имен прилагательных;
- закреплять навыки правильного написания окончаний имен прилагательных;
-расширять словарный запас учащихся, речевые умения и навыки.
- формировать грамматический строй речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить связно излагать свои мысли;
- активизировать познавательную деятельность через использование различных форм работы;
Коррекционно-развивающие:
- развивать и корригировать орфографическую зоркость обучающихся;
- корригировать память через работу с алгоритмом, мышление на основе выполняемых упражнений;
-развитие познавательной активности учащихся, умения реализовать имеющиеся знания путем активизации логического мышления в различных ситуациях;
- развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом.
Воспитательные:
-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
-воспитывать любовь к родному языку;
-воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, интерес к учёбе.
Планируемые результаты:
Предметные: находят прилагательные в тексте по вопросу, распознают число, род, падеж, имён прилагательных; правильно пишут окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Личностные: проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, чувство взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, ноутбуки, учебник, карточки для групповой и индивидуальной работы, картинки с изображением инструментов, шаблон дома, карточки со словами разных частей речи, сигнальные карточки (ед.ч., мн.ч.), листы самоконтроля/
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Мотивационно-ориентировочный этап Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем. Но, прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила: Когда я говорю, все слушают и стараются понять меня. Когда говорит другой, мы слушаем и стараемся понять его. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные. -А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. 2. Постановка учебной задачи -Сегодня у нас не обычный урок, мы с вами будем строить дом. А для кого будет этот дом, вы узнаете, отгадав мою загадку: Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! -О какой части речи была загадка? - А что нужно для строительства дома? 3.Актуализация имеющихся знаний -Вы должны выбрать себе инструменты, но получите вы их только в том случае, если правильно ответите на вопрос. (Учитель предлагает детям картинки с изображением инструментов, на обратной стороне которых написан вопрос. Учащиеся должны правильно ответить на вопрос об имени прилагательном, чтобы получить свой инструмент). -Инструменты есть, а что нам будет нужно во время строительства? -С чего начинается строительство дома? -Для того, чтобы заложить фундамент нашего дома, нам нужно правильно выполнить словарную работу. -У вас на партах лежат листы самоконтроля, каждое выполненное задание вы будете отмечать цветным карандашом: если ошибок не было, закрашиваете квадрат зеленым цветом, 1-2 ошибки – желтым, больше 2 ошибок – красным. 4. Работа по теме урока, закрепление изученного материала 1.Словарно-орфографическая работа Работа в парах: 1 пара работает с дидактическим пособием «Словарные слова от А до Я», 2 парта – с перфокартами, 3 пара – с карточками. (взаимопроверка: пары проверяют друг друга) -Составьте и запишите в тетрадь предложение с любым словарным словом, чтобы в нем использовалось имя прилагательное. -Фундамент мы с вами заложили (на доске появляется фундамент с надписью «Имя прилагательное») -Теперь нам нужно построить стены. Чтобы они были крепкими, вы должны правильно выполнить упражнение. 2) Дидактическая игра «Узнай число»: у учащихся на партах лежат 2 карточки: ед.ч. и мн.ч. Учитель показывает имена прилагательные, а учащиеся должны определить их число и поднять соответствующую карточку. -Стены готовы, вы хорошо поработали. Теперь можно и отдохнуть. 3) Физминутка Игра «Хлопаем-топаем». (Учитель называет слова разных частей речи, если дети слышат прилагательное – хлопают, если другую часть речи – топают) 5. Закрепление изученного -Чего не хватает нашему дому? -Чтобы появилась крыша, нужно еще немножко потрудиться.
1) Работа по учебнику: упр.6, стр.188 (вставить пропущенные прилагательные, определить их падеж) - Крыша есть, осталось вставить окна, и наш дом будет готов. Для этого нужно выполнить следующее задание: 2) Интерактивный тренажер «Род имен прилагательных»: учащиеся должны собрать пазл, правильно определив род имен прилагательных. За каждый правильный ответ открывается один элемент пазла. -Наш дом готов, но в нем не хватает жильцов. Нам нужно заселить его именами прилагательными. На столе разложены слова разных частей речи. Задача обучающихся: найти среди них имена прилагательные и заселить их в дом. 3) Упражнение «Собери текст». Ваша задача: указать в квадратиках порядок предложений так, чтобы получился рассказ, и подчеркнуть имена прилагательные. Весна
Проснулся дремучий лес. Наступила ранняя весна. Стали птички вить гнезда. Оделся он зеленой листвой. Всюду слышны веселые голоса птиц 5. Итог урока - Сегодня на уроке мы учились находить имена прилагательные, определять их род, изменять их число и, я надеюсь, создали друг другу праздничное настроение. Благодарю вас за урок, Надеюсь, он пошёл вам впрок! 6.Рефлексия Проводится анализ работы по листу самооценки. По его результатам выставляются отметки. -Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. | Читают правила Записывают число, классная работа Отгадывают загадку Имя прилагательное Инструменты Выбирают себе инструменты и отвечают на вопросы. Терпение, трудолюбие, желание работать, аккуратность и др. С фундамента Вставляют пропущенные буквы Проверяют друг друга Составляют и записывают предложение Прикрепляют на доску фундамент Выполняют задание Прикрепляют на доску шаблон стены Выполняют упражнения Крыши Выполняют упражнение Определяют род и собирают пазл. Выполняют задание |
Список использованной литературы и источников:
Богданова Г.А. К урокам по теме "Имя прилагательное" // Русская словесность.- 2002.-№5.- с.45-48
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку.- М., 1983.
Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школе” (А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская) Москва “Просвещение”, 1991г.
Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс (1-4), - МП "Русь-90", М., 1996.
Иванова В.А., Потиха З.А. Занимательно о русском языке. 2 изд., дораб. - СПб.: Просвещение, 1995.
Рабочая тетрадь 2 по русскому языку: "Имя прилагательное" для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Москва “Просвещение”, 2005 г.
“Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. Русский язык”. (В.В. Волина) М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997 г.
Шибаева Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34-38.
Селиванова Галина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна