12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
4

Конспект образовательной организованной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомство с карельскими оберегами».

Конспект образовательной организованной деятельности в подготовительной к школе группе

«Знакомство с карельскими оберегами»

Цель: дать представление детям об оберегах карел.

Задачи:

Расширять представления детей о быте коренных народов.

Вызвать интерес к теме и содержанию занятия.

Развивать устную речь, мышление, воображение, внимание.

Формировать умения детей воспринимать на слух вопрос, правильно на него отвечать, отвечать полным предложением.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

Пазлы с нательным крестиком, ноутбук, записи с карельскими песнями,

тряпичные куклы-обереги, пояс, булавка, гвоздь, картинки поясов из шерсти с узорами, черно-белые картинки оберегов.

Игровая идея: дети вместе с воспитателем и Матти выполняют игровые задания (испытания), связанные единым сюжетом, при этом воспитатель поясняет выполнения заданий.



Последовательность образовательных действий

Содержание деятельности на русском языке

Открытый вход в деятельность.


Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Я хозяйка этой избы. Я умею говорить по – карельски, а вы умеете?

Давайте вместе скажем: «Здравствуйте!»

Я хочу показать и рассказать вам, как здороваются карелы:

«Здравствуй, солнышко золотое!

Здравствуй, весна теплая!

Здравствуйте, птички!

Здравствуйте всем!»

Мотивация на деятельность.

В группу заходит Матти – весельчак.

В-ль: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл?

Дети: Это Матти.

В-ль: да, это Матти – весельчак! Здравствуй Матти!

Дети здороваются

Матти: здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в мир карельских оберегов.

В-ль: Ребята, а кто из вас знает, что такое оберег? (ответы детей)

Матти: правильно, это слово говорит само за себя «то, что оберегает».

В-ль: есть ещё одно важное слово – традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение.

Матти: и так, мы с вами отправляемся в мир карельских оберегов, а помогут нам мои волшебные часы.

(на часах нарисованы карельские обереги)

Матти: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся? (С помощью стрелки дети выбирают)

Говорим вместе:

Тик-так, тик-так

Ходят часики -

Никогда не спят

Идут, идут и нам покажут путь.

Дидактическая игра «Знакомство с

оберегами (нательным крестом)»

В-ль: Обереги сопровождали жизнь крестьянина от рождения до самой смерти.

Матти: чтобы узнать о каком первом обереге будем говорить, Вам необходимо собрать пазлы.

В-ль: что у вас получилось? (ответы детей)

Матти: Главными повседневными оберегами карел был нательный крест. Крестик на младенца надевался часто еще при родах. Если ребенок умирает еще до крещения, за него не мог заступиться ангел-хранитель. Вот поэтому, согласно поверьям наших предков, при рождении на младенца одевали крестик.

В-ль: А как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей)

Матти: все правильно. Крестик защищает младенца от злых духов.

В-ль: ну, что, отправляемся дальше?

Матти: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше? (Выбирается следующий оберег)

Говорим вместе:

Тик-так, тик-так

Ходят часики

Никогда не спят

Идут, идут и нас приведут.

Дидактическая игра «кукла-оберег» 

В-ль: Давайте, присядем на коврик! Отдохнем!

Послушаем песенку.  (Воспитатель поёт колыбельную)

Матти: Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг. Вы видите что-нибудь необычное?

(на полках, в люльке расставлены тряпичные куклы.)

-Что вы видите? (правильно, куколки)

- Какие они? (опишите их)

В-ль: ещё до рождения малыша девушки этой семьи мастерил и куколок и укладывали в колыбельку, чтобы она «оберегала» малыша.  Даже после рождения ребенка кукла-оберег не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Кукла отвлекала на себя недобрые духи, оберегая малыша.

Матти: наши предки верили, что самодельные игрушки оберегают детский сон. Такие куклы-обереги передавались от бабушек, мам, внучкам и дочкам.

В-ль: ну, что, отправляемся дальше?

Матти: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше? (Выбирается следующий оберег)

Говорим вместе:

Тик-так, тик-так

Ходят часики

Никогда не спят

Идут, идут и нас приведут.

  Дидактическая игра «Пояс - оберег»

Матти: чтобы узнать, о каком обереге мы будем говорить сейчас, вам необходимо отгадать загадку.

Надену - ободом сведёт,

Сниму - змеёй упадёт,

Тепла не даёт,

А без него холодно.

В-ль: о чем эта загадка? (ответы детей)

Матти: правильно, это пояс. Поищите этот элемент одежды в нашей избе.

(Дети находят и рассматривают)

В-ль: Пояс первый раз надевали младенцу у печки, когда ему исполнялся год. Пояса плели люди, которые жили и в деревнях, и в городах. В праздники они одевали особенно красивые пояса из шелка, с бисером и блестками. Большинство поясов передавались по наследству.


Матти: нитки для простых поясов пряли из льна, конопли и овечьей шерсти. Пояса изготовляли тремя способами: вязали, плели или ткали. Посмотрите, вязаные и тканые пояса обязательно имели геометрические узоры – ромбы, кресты, ломаные линии и другие.  Каждый узор имел свое значение: например, круг – символ солнца, ромб – символ земли, крест – символ защиты и плодородия. Нитки использовали ярких цветов – красные, синие, зеленые и другие. Их окрашивали соком трав, ягод или покупными красителями. Концы пояса часто украшали кистями.

В-ль: ну, что, отправляемся дальше?

Матти: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше? (Выбирается следующий оберег)

Говорим вместе:

Тик-так, тик-так

Ходят часики

Никогда не спят

Идут, идут и нас приведут.

Дидактическая игра «Острый предмет»

Матти: Следующее задание называется «Соедини точки». Если вы их соедините правильно, то без труда узнаете, о каких оберегах мы будем говорить дальше.

(Дети выполняют задание)

В-ль: что у вас получилось? (дети показывают выполненное задание)

- Правильно это булавка и гвоздь.

Матти: как вы думаете, какой оберег женский, а какой мужской? (ответы детей)

-Почему вы так думаете?

В-ль: когда девочке исполнялось семь лет, то ей мама или крестная надевали булавку на левую сторону майки или рубахи. Карелы верили, что она убережет ребенка от сглаза.

И должны были постоянно носить ее не снимая, даже дома, и лишь на ночь класть под подушку.

Матти: мужчины для оберега носили в кармане гвоздь или другой острый предмет.

Самый сильный считался оберег тот, который делали своими руками.

Итог занятия

Матти: Интересным было наше путешествие? Что вам понравилось и запомнилось больше всего?  (Ответы детей).

В-ль: ребята, выберите себе картинку понравившегося оберега и раскрасьте ее.  

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.