Конспект образовательной организованной деятельности в подготовительной к школе группе «Знакомство с карельскими оберегами»
Конспект образовательной организованной деятельности в подготовительной к школе группе
«Знакомство с карельскими оберегами»
Цель: дать представление детям об оберегах карел.
Задачи:
Расширять представления детей о быте коренных народов.
Вызвать интерес к теме и содержанию занятия.
Развивать устную речь, мышление, воображение, внимание.
Формировать умения детей воспринимать на слух вопрос, правильно на него отвечать, отвечать полным предложением.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Пазлы с нательным крестиком, ноутбук, записи с карельскими песнями,
тряпичные куклы-обереги, пояс, булавка, гвоздь, картинки поясов из шерсти с узорами, черно-белые картинки оберегов.
Игровая идея: дети вместе с воспитателем и Матти выполняют игровые задания (испытания), связанные единым сюжетом, при этом воспитатель поясняет выполнения заданий.
Последовательность образовательных действий | Содержание деятельности на русском языке |
Открытый вход в деятельность. | Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Я хозяйка этой избы. Я умею говорить по – карельски, а вы умеете? Давайте вместе скажем: «Здравствуйте!» Я хочу показать и рассказать вам, как здороваются карелы: «Здравствуй, солнышко золотое! Здравствуй, весна теплая! Здравствуйте, птички! Здравствуйте всем!» |
Мотивация на деятельность. | В группу заходит Матти – весельчак. В-ль: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришёл? Дети: Это Матти. В-ль: да, это Матти – весельчак! Здравствуй Матти! Дети здороваются Матти: здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в мир карельских оберегов. В-ль: Ребята, а кто из вас знает, что такое оберег? (ответы детей) Матти: правильно, это слово говорит само за себя «то, что оберегает». В-ль: есть ещё одно важное слово – традиции. Это то, что передаётся из поколения в поколение. Матти: и так, мы с вами отправляемся в мир карельских оберегов, а помогут нам мои волшебные часы. (на часах нарисованы карельские обереги) Матти: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся? (С помощью стрелки дети выбирают) Говорим вместе: Тик-так, тик-так Ходят часики - Никогда не спят Идут, идут и нам покажут путь. |
Дидактическая игра «Знакомство с оберегами (нательным крестом)» | В-ль: Обереги сопровождали жизнь крестьянина от рождения до самой смерти. Матти: чтобы узнать о каком первом обереге будем говорить, Вам необходимо собрать пазлы. В-ль: что у вас получилось? (ответы детей) Матти: Главными повседневными оберегами карел был нательный крест. Крестик на младенца надевался часто еще при родах. Если ребенок умирает еще до крещения, за него не мог заступиться ангел-хранитель. Вот поэтому, согласно поверьям наших предков, при рождении на младенца одевали крестик. В-ль: А как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей) Матти: все правильно. Крестик защищает младенца от злых духов. В-ль: ну, что, отправляемся дальше? Матти: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше? (Выбирается следующий оберег) Говорим вместе: Тик-так, тик-так Ходят часики Никогда не спят Идут, идут и нас приведут. |
Дидактическая игра «кукла-оберег» | В-ль: Давайте, присядем на коврик! Отдохнем! Послушаем песенку. (Воспитатель поёт колыбельную) Матти: Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг. Вы видите что-нибудь необычное? (на полках, в люльке расставлены тряпичные куклы.) -Что вы видите? (правильно, куколки) - Какие они? (опишите их) В-ль: ещё до рождения малыша девушки этой семьи мастерил и куколок и укладывали в колыбельку, чтобы она «оберегала» малыша. Даже после рождения ребенка кукла-оберег не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с этой куколкой». Кукла отвлекала на себя недобрые духи, оберегая малыша. Матти: наши предки верили, что самодельные игрушки оберегают детский сон. Такие куклы-обереги передавались от бабушек, мам, внучкам и дочкам. В-ль: ну, что, отправляемся дальше? Матти: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше? (Выбирается следующий оберег) Говорим вместе: Тик-так, тик-так Ходят часики Никогда не спят Идут, идут и нас приведут. |
Дидактическая игра «Пояс - оберег» | Матти: чтобы узнать, о каком обереге мы будем говорить сейчас, вам необходимо отгадать загадку. Надену - ободом сведёт, Сниму - змеёй упадёт, Тепла не даёт, А без него холодно. В-ль: о чем эта загадка? (ответы детей) Матти: правильно, это пояс. Поищите этот элемент одежды в нашей избе. (Дети находят и рассматривают) В-ль: Пояс первый раз надевали младенцу у печки, когда ему исполнялся год. Пояса плели люди, которые жили и в деревнях, и в городах. В праздники они одевали особенно красивые пояса из шелка, с бисером и блестками. Большинство поясов передавались по наследству. Матти: нитки для простых поясов пряли из льна, конопли и овечьей шерсти. Пояса изготовляли тремя способами: вязали, плели или ткали. Посмотрите, вязаные и тканые пояса обязательно имели геометрические узоры – ромбы, кресты, ломаные линии и другие. Каждый узор имел свое значение: например, круг – символ солнца, ромб – символ земли, крест – символ защиты и плодородия. Нитки использовали ярких цветов – красные, синие, зеленые и другие. Их окрашивали соком трав, ягод или покупными красителями. Концы пояса часто украшали кистями. В-ль: ну, что, отправляемся дальше? Матти: Кто хочет взять часы и выбрать, куда мы отправимся дальше? (Выбирается следующий оберег) Говорим вместе: Тик-так, тик-так Ходят часики Никогда не спят Идут, идут и нас приведут. |
Дидактическая игра «Острый предмет» | Матти: Следующее задание называется «Соедини точки». Если вы их соедините правильно, то без труда узнаете, о каких оберегах мы будем говорить дальше. (Дети выполняют задание) В-ль: что у вас получилось? (дети показывают выполненное задание) - Правильно это булавка и гвоздь. Матти: как вы думаете, какой оберег женский, а какой мужской? (ответы детей) -Почему вы так думаете? В-ль: когда девочке исполнялось семь лет, то ей мама или крестная надевали булавку на левую сторону майки или рубахи. Карелы верили, что она убережет ребенка от сглаза. И должны были постоянно носить ее не снимая, даже дома, и лишь на ночь класть под подушку. Матти: мужчины для оберега носили в кармане гвоздь или другой острый предмет. Самый сильный считался оберег тот, который делали своими руками. |
Итог занятия | Матти: Интересным было наше путешествие? Что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей). В-ль: ребята, выберите себе картинку понравившегося оберега и раскрасьте ее. |