Конспект открытого урока по акамедическому вокалу «Развитие певческого дыхания при помощи упражнений»

1
1
Материал опубликован 22 October 2023

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №5 г. Йошкар-ола»





Конспект

Открытого Урока по Вокалу

на тему:



«Развитие певческого дыхания при помощи упражнений»







Автор составитель: Татлыева Алия Закировна

(преподаватель по сольному академическому пению МБУДО «Детской школы искусств №5 города Йошкар-ола»)













Г. Йошкар-ола 2023 год.



Тема урока: «Развитие певческого дыхания при помощи упражнений»



Цель урока: Работа над подстановкой правильного вокального дыхания и правильного звукоизвлечения на начальном этапе обучения. Путём системного выполнения упражнений добиться осмысленного правильного дыхания, которое в последствие будет поставлено на автоматизм.

Задачи Урока: :

разбор и прорабатывание дыхательных упражнений Александры Стрельниковой.

Работа над формированием у учащейся на начальном этапе обучения понимания, куда направлять звук при пении на примере вокализа Ф.Абта Фа мажор , песни «Колыбельная » муз. М.Перцхаладзе, Слова И.Черницкой(Фа мажор) и русской народной песни «Где был, Иванушка?»(Ре мажор).

Формирование понимания строения голосового аппарата(гортань, связки, диафрагма и т.д.)

работа над правильным вдохом, отработка этого механизма через специальные дыхательные упражнения;

работа над звонким и чистым пением во всех регистрах, на любых скачках в вокальных распевках, маленьких вокализах и в произведениях;

правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения, в характере, с осмыслением художественного текста и образа;

продолжение работы над новым произведением;



План занятия:

Организационный момент.

Актуализация темы занятия.

Разбор строения дыхательного аппарата.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Работа над распевками

Пропевание Вокализа Ф. Абта Фа мажор Номер 4

Работа над Произведением «Колыбельная » муз. М.Перцхаладзе, Слова И.Черницкой(Фа мажор)

Работа над рнп «Где был Иванушка»

Итог урока.

Домашнее задание.


Вступление .

Часто педагоги во время занятий забывают о важности правильного дыхания, а ведь оно - основа долгого и безвредного для певца использования его голосового аппарата. Хочется процитировать фразу одного известного итальянского музыкального педагога Ф. Ламперти. Он говорил так: «Учиться больше умом, а не голосом, так как, утомив его, никакими средствами не приведешь опять в хорошее состояние «Хорошая голова – залог успешной работы, она так же важна, как и хороший голос. Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что хорошее пение – это «мастерство выдоха», но, чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться «вдыхать»».

Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха, который проходит постепенно, струей через связки – горло, как смычок по струнам, заставит наш голосовой аппарат звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность дыхания в процессе звукообразования.

В вокальном исполнении дыхание должно быть активным, целенаправленным, максимально собранным в упругий «пучок».

Дыхание условно можно разделить на три типа:

Ключичное – очень поверхностное

Грудное

Грудобрюшное (диафрагмальное)

Очень важно объяснить ребёнку, что «дышать полной грудью» - это миф, потому что самое правильное, полезное и естественное дыхание, которым, кстати, дышат все новорождённые и маленькие дети - не грудное, а грудобрюшное (диафрагмальное), которое производится движением живота (диафрагмой), а также небольшое (т.е., при нём не нужно сильно «надуваться»). Также важно объяснить ребёнку, что дыхание- это прежде всего расслабление, чтобы он не зажимался при взятии воздуха от старания (как часто бывает), объяснить, что при правильном дыхании возникает ощущение, будто берёшь воздух желудком, а не лёгкими, и весь воздух идёт как будто бы сразу при вдохе в животик по ощущениям.

Ребенок должен понять, почему такое дыхание очень важно. Нужно ему объяснять, конечно же, в упрощённой форме, что при неправильном, грудном дыхании, мы берём воздух той частью лёгких (верхней частью, при котором поднимаются ещё и плечи), вокруг которой нет мышц, и при выдохе воздух не получает нужного напора, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и мышцы вокруг них выполняют двойную работу - мало того, что они создают высоту звука, они ещё и сдерживают, и проталкивают воздух (из-за этого сип и частая усталость связок как у маленьких, так и у взрослых певцов). Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный «посыл», и он сразу идёт в резонаторы - грудной и головной, где ими уже легче управлять, и там звучит, наполняя наше тело звуком. Связки при этом спокойно делают свою работу, создавая звуку нужную нам высоту. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно дышал во время пения, ведь очень важно уберечь, сохранить и развить этот хрупкий инструмент.

Также на нашем уроке мы обсудим и покажем, как правильно направлять звук в наши резонаторы – грудной и головной, и чтобы при этом звук везде звучал ровно и красиво.

При этом очень важно, чтобы ребёнок пел «своим» голосом, никого не копируя, иначе звук может «заглубиться» и уйти назад в глотку, что часто происходит, когда дети начинают копировать оперных певцов или своих взрослых преподавателей. Копировать ему нужно будет только правильные ощущения, мышечную память учителя, который в свою очередь должен понять, как стоящим перед ним детям объяснить эти ощущения, правильное дыхание и звукоизвлечение так, чтобы каждый, даже самый непоседливый и невнимательный ребёнок его понял и повторил. Здесь уже вступают в действие ассоциации, интересные образы, а также – произведения, которые учитель подберет ученику, чтобы заинтересовать и не потерять внимание, затронуть участие чувств и сознания ребёнка, которые так важны во время уроков. Всё это будет способствовать тому, что ученик, правильно используя свой голос, не только через музыку приобщится к художественной культуре, но и создаст сам что-то новое в музыке, внесёт свою художественную ценность.

Формы и методы работы:

Форма - индивидуальная работа с обучающимся (дыхательные упражнения, распевание, работа с учеником и концертмейстером над исполнением произведений (программы), работа над образом в произведениях, музыкальностью в каждой фразе).

- показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными упражнениями Александры Стрельниковой ;

-Изучения строения голосового аппарата, закрепления названий определённых органов, участвующих в формировании правильного вокального звука

- правильное и походящее ученику по диапазону голоса распевание, специальные в зависимости от проблем, имеющихся у ученика, вокальные распевки;

- показ преподавателя и передача своих ощущений ученику;

- правильный разбор произведения, точное интонирование учеником мелодии и нужных в произведении нюансов, после - соединение с партией концертмейстера;

- работа над художественным образом произведения. Над музыкальностью в каждой фразе;

Методы: рассказ;объяснение; показ(показ преподавателем и передача своих ощущений ученику); диалог; метод индивидуального подхода к каждому ученику; метод активного и интерактивного обучения; метод переосмысления (вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака. Дети не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям данной возрастной категории. Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально);

метод эвристики (прогнозируемый результат).

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, наглядные пособия, ноты произведений.





Ход урока:

Приветствие ученика.

Обговаривание темы урока.

Обсуждение строения дыхательного аппарата.

Дыхание – основа пения. Без правильного дыхания не возможно правильное пение. Дыхание – самый важный процесс. Это начальный этап формирования певческого голоса. Певческое дыхание – дыхание глубокое. При пении мы дышим нижними отделами лёгких, опуская диафрагму на вдохе, а на вдохе диафрагма поднимается и становится опорой певческого звука.

Дыхательные упражнения:

Упражнение: «длинный вдох – длинный выдох». (Представляем, что вдыхаем аромат цветка, выдыхаем, как будто аккуратно дуем на одуванчик ровной тонкой струйкой воздуха). Цель упражнения – формирование «вокальной маски» во время вдоха, правильного диафрагмального дыхания, длинного и ровного экономного выдоха.

Упражнение «активный вдох – активный выдох». Цель -активизировать работу диафрагмы.

Упражнение «длинный вдох, выдох на согласную «с» на счет, затем на «ш». Цель – продолжительный экономный выдох.

Спокойный вдох, выдох на чередование согласных «с, ш, ф». Цель – активизировать работу диафрагмы, разогреть и подготовить артикуляционный аппарат к вокализации.

Далее упражнения Александры Стрельниковой.

«Маленький Маятник» «Повороты головы» право-влево

Исходное положение : встаньте прямо. Поверните голову право и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева. Справа – вдох, слева – вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, посередине (но голова при этом не останавливается). Шею ни в коем случае не напрягать. Туловище не подвижно, плечи не поворачиваются вслед за головой. Руки можно держать на талии.

«Обними плечи с наклоном» вдох на сжатии грудной клетки

Исходное положение- встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В Момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи, наклоняясь слегка вперед. Важно что б руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причём какая над какой – всё равно. Главное- помнить, что в течении всего упражнения положение рук менять не следует. Сразу же после короткого вдоха руки расходятся в стороны. В момент вдоха руки сходятся на уровне груди- образуется как бы треугольник, затем руки слегка расходятся- получается почти квадрат. В этот момент на выдохе воздух выходит абсолютно пассивно.

Итак – руки сходятся в треугольник – вдох, затем слегка расходятся в стороны (образовался почти квадрат) выдох ушёл незаметно через приоткрывшийся рот.

Упражнение «Спортсмен»

Исходное положение - стоя. Руки согнуты в локтях. Ноги стоят прямо. Далее на месте перешагивание с пятки на пятку. При это делаем сначала четыре резких вдоха через нос, далее четыре резких выдоха через рот. Следим, что б плечи при этом не задирались вверх. Вдох делать не глубокий, что б не возникло ощущение переизбытка воздуха.

Упражнение «Рок-н-ролл» или «Шаги: передний и задний»

«Исходное положение – встать прямо, руки опущено вдоль тела. Поднимаем вверх согнутую в колене правую ногу, на лево ноги при это слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая вверх правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через рот уходит выдох. Обе ноги на какое-то время занимают прямое положение. Затем поднимаем вверх согнутую в колене левую ногу, а на правой в этот момент приседаем – вдох. И затем ноги выпрямляем. Выдох происходит пассивно.

Упражение «Насос»

Исходное положение – ноги стоят прямо, руки согнуты в локтях, пальцы и кисти сомкнуты в кулачках.

Далее наклон вперед, кулачки тянутся к полу – вдох через нос глубокий и долгий.

Выпрямляемся, локти сгибаем – выдох через рот.

Повторить 5 – 10 раз.

«Четыре дробных вдоха – один долгий выдох»

Исходное положение – ноги стоят прямо, руки вдоль туловища.

Далее руки прямые поднимаются дробными переменными движениями вверх, как бы дробно рисуя солнца, всего должно быть четыре дробных движения. На каждое дробное движение – резкий шумный вдох через нос.

Далее руки опускаются вниз, вместе с этим один долгий выдох через рот.

«Большой маятник» вдох с пола-вдох с потолка

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу(руки тянутся к коленям, но не доходят до них сантиметров на двадцать)- вдох

И сразу же, без остановки, слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи и посмотрев потолок, - тоже вдох. Выдох уходит пассивно между вдохами – движениями.



Распевание: Упражнение на разогрев губ и языка.

Упражнение «бри-брэ-бра-бро-бру». Цель упражнения - разогреть голосовые связки, сгладить вокальную позицию, наладить «кантиленную» работу диафрагмы. При этом следить за тем, чтобы ребёнок на всех гласных одинаково открывал рот и правильно расходовал воздух, не отдавая большую его часть на первых звуках.

Скороговорки «Был бык - тупогуб», «Андрей-воробей». Цель – добиваться хорошей дикции в подвижных и быстрых темпах. Пропеваем эти скороговорки с разным настроением.

Упражнение «Радуга». Цель – добиваться ровности звучания, связанного исполнения, выравнивания гласных, а также свободного, не зажатого звука на «ра».

Упражнение на гласные а-э-и-о-у. Поем на одном звуке, двигаясь по полутонам вверх. Следим что б все гласные звуки произносились в одной позиции рта, дыхание было ровным, пение было активным

Упражнение на активном, но мягком стаккато. Слоги « ми» и «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию. Упражнение налаживает и активизирует правильную работу диафрагмы, накачивает её, как мышцу, при этом поток воздуха быстро попадает в головные резонаторы, что очень нужно при пении верхних нот. В этом вокальном упражнении нужно следить за тем, чтобы у ребёнка работали нужные части тела, без плечей и груди, а двигался только животик, выталкивая звук.

Упражнение «Моторная лодка». Это упражнение поможет научиться распределять и контролировать свой поток воздуха, не набрасываться на первые строчки вокального произведения. Это массаж, который помогает разогреть вокальные мышцы во время распевания. Также очень полезно для дикции, развивает позицию головного регистра, т.е. академический звук. В этом упражнении приходит осознание того, что певцы поют не только горлом, важным является положение языка, неба, гортани, живота, вокальных мышц. При выполнении этого упражнения важно немного затаивать воздух, как будто резко накачиваем пресс. Когда немного затаились, посылаем маленький напор воздуха под верхнюю губу и опять затаиваемся. Немного послали и затаили. Выполняя это упражнение, важно чувствовать повествовательный характер в адрес вашего собеседника, будто бы вы пытаетесь ему что-нибудь сообщить, например «А помнишь?» Следует выполнять это упражнение на выдержку. Если кажется, что воздуха больше нет, нужно представить себе, что поёте не конец музыкальной фразы, а ее начало.

Следующий Этап – работа над произведениями и вокализом.

Работа над вокализом.

Франц Абт, Школа пения. Вокализ номер 4 Фа мажор

Вокал написан в той же тональности, в котором будет звучать и произведение («Колыбельная»). Обращаем внимание при работе над вокализом на Спокойное плавное пение, Ровность дыхания, чистоту интонации, Правильную фразировку, правильное формирование гласных звуков в одной вокальной позиции.

Музыка М. Парцхаладзе, Слова И. Черницкой «Колыбельная» (тональность Фа мажор)

В это произведении важным является ровность исполнения мелодической линии. Проникновенность исполнения литературного теста. Пение без напряжения легким, светлым звуком. Данная песня включает в себя вокализ, который требует сконцентрированного исполнения. Здесь необходимо очень грамотно следить за ровным глубоким вдохом и распределения дыхания на длинные фразы.



Русская народная песня «Где был Иванушка» в обработке Н.Метлова.

Главной задачей в исполнении данного произведения является правильное изложение характера и настроения литературного шуточного текста. А так веселое обыгрывание контраста темпов. Так же не маловажным является четкая дикция в произношении слов, и актерская игра. Также важна артистичность исполнения- каждый куплет должен быть «раскрашен» по - разному, как нюансами, так и интонациями, выделением важных слов в исполнении маленького певца. Приветствуется добавление артистических моментов – жестов, которые не будут мешать при пении обучающемуся, а, наоборот, будут вписываться в общее настроение произведения, тем самым способствовать раскрепощению ребёнка как в физическом плане, так и в голосовом. При этом важно следить, чтобы на протяжении всего произведения ребёнок брал дыхание правильно, не судорожно, а практически незаметно и без шума, а также старался экономно расходовать воздух во время пения.­­­­­­­­­­­

В заключении работы над произведением –исполнить песню полностью с партией концертмейстера как концертный вариант.

Заключение урока

Заключительная часть урока основана на подведении итогов, обобщении полученных знаний и умений, анализировании определенных моментов урока. Далее мы переходим к домашнему заданию. Которое состоит из закрепления полученных знаний ребенка.

Список литературы

Главные мировые дыхательные практики от Стрельниковой до Бутейко ООО «Издательство Аст» 2022 год.

Гонтаренко Н. Б. Сольное пение. - Ростов на Дону: «Феникс», 2007.

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М.: «Музыка», 1984.

Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – М.: «Лань», 2004.

Луканин А. Начало двухголосного пения в школе. - М.: «Музыка», 1966.

Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца», С – П.: «Музыка», 1977.

Морозов В. П. Тайны вокальной речи. С – П.: «Музыка», 1967.

Морозов В. П. Детский голос. - М., «Педагогика», 1970.

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М., «Прометей», 1992.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Простите, Алия, ознакомившись с содержанием данной разработки, я не совсем поняла - это мероприятие с педагогами или урок с детьми?

22 October 2023

Похожие публикации