Конспект по окружающему миру на тему «Откуда берется снег и лед?» (1 класс)
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Тихонько присаживайтесь.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний
- Наступили холода.
Обернулась льдом вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
Посмотрите, на иллюстрации и скажите:
- Зима, она какая? Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. Какой месяц год заканчивает? А какой месяц год начинает?
Выполним задание на доске. Но сначала настроим себя на работу в группе:
Повторим слова:
Мы – умные
Мы - дружные
Мы внимательные
Мы старательные
Мы отлично учимся
У нас всё получится!
Задание называется «Убери лишнее слов». Посоветуйтесь в группе, кто-то один выйдет выберет и объяснит свой выбор.
1группа
Мороз иней цветы
2 группа
Сарафан шуба варежки
3 группа
Январь март декабрь
- К нам на урок пришел гость, а кто он – вы узнаете, отгадав загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Ручки - сучки.
Холодный, большой -
Кто я такой? (Снеговик)
- Снеговик принёс письмо с заданием от Деда Мороза, выполнив которое, вы узнаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. Давайте откроем конверт и прочитаем, что в нем?
На столе лежат конверты. В конвертах буквы. Вы должны из букв собрать слова.
Одгадаем загадки и узнаем у какой группы слово отгадка
1. Одеяло белое, не руками сделано,
С неба на землю свалилось (Снег).
Летели серые гуси,
нароняли белого пуха. (снег)
2. Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло (Лёд).
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь его в окно. (Лед)
Предположите о чём сегодня пойдёт речь? (Лед и снег).
Молодцы! Посмотрите, у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька.
Сегодня мы поговорим о том, откуда берутся снег и лед.(Вывесить слова на доску)
III. Работа над новым материалом
1. Проблемная ситуация
У нас сегодня на уроке еще две необычные гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.
Снежинка. В небе зародилась я из капельки воды
Звездочка резная дивной красоты
Хрусталиком искристым с неба прилечу
Сяду и растаю, если захочу
Льдинка. И я тоже капелькой чистою была
А когда замерзла, словно замерла
Тоже я искристая, ростом невеличка
Льдинка я лучистая – я твоя сестричка
Снежинка. А вот и нет! Я из солнца, серебра
Ты же – мутная вода! Просто замарашка
Разве ты - близняшка?
- Ребята, а как вы думаете, кто из девочек прав, Льдинка или Снежинка? Вот видите, у нас с вами тоже возникли разногласия. Сестренки они или нет - это надо доказать. Девочки, вы хотите вместе с нами провести урок? Займите свое место.
Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как настоящие ученые, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. - Наша задача – установить родство между Льдинкой и Снежинкой. За каждое открытие от снеговика вы будете получать снежинки
Нам необходимо немного отдохнуть перед работой.
Физминутка
Напоминаю, что мы доложны установить родство между Льдинкой и Снежинкой. Для этого изучим их свойства.
У каждой группы на столе лежат листы с таблицей. Свои наблюдения мы будем заносить в эти таблицы.
Чтобы проводить исследования у каждой группы на парте имеется оборудование для работы.
Так что же мы будем исследовать? (свойства снега и льда)
-Что у меня на блюде? (снег и лёд)
-Давайте их уберём, а через некоторое время вернёмся.
-У вас на столах тоже находится снег и лёд. Приступим к изучению их свойств.
Опыт№1
В одну тарелку я положу вам снег, в другую лед.
- Попробуйте в снегу сделать ямку карандашом. Получилось?(да)
- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.(не получается)
- Что можем сказать Какой же снег? Рассыпчатый, рыхлый
После снежной бури образуются сугробы, заносы. Можно ли в это время пронаблюдать, что снег рыхлый? (трудно идти, ноги проваливаются, машины буксуют)
- Сейчас я возьму кусочек льда и ударю по нему молотком. Что произошло? О каком свойстве льда это говорит?
Делаем вывод. Снег рыхлый , а лед хрупкий.(прикрепить под словами снег и )лед таблички
Заполним первую строку нашей таблицы
№ опыта |
Снег |
Лед |
Опыт 1 |
Рыхлый Хрупкий |
Рыхлый Хрупкий |
Опыт 2 |
Бесцветный Белый |
Бесцветный Белый |
Опыт 3 |
Прозрачный Непрозрачный |
Прозрачный Непрозрачный |
Опыт 4 |
Тает Не тает Вода |
Тает Не тает Вода |
Переходим к следующему опыту
Опыт №2
Посмотрите на снег. Какого он цвета? Найдите на доске среди цветных листов цвет снега.
Верно, белее снега нет ничего на свете. Недаром говорят «белоснежная скатерть», «белоснежные лепестки». - Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света от граней этих кристалликов и делает снег белым.
- А теперь рассмотрите лед. Что вы скажете о цвете льда?(если выберут голубой, то предложить подложить под лед цветную бумагу.
Показать цветные бусы. А вот такой лед я сделала сама, как раньше в детстве украшала двор своего дома перед новым годом.
Найдите квадрат на доске, по цвету соответствующий льду. Можно ли это сделать?
Правильно, нет. Лед не имеет цвета, т.е. бесцветный.
Делаем вывод : снег белый , а лед бесцветный (не забыть про карточки- повесить)
и заполняем строчку с опытом 2
Следующий опыт
Опыт №3
- Положите на пустую тарелочку открытку. Засыпьте ее снегом. Видна ли открытка через снег? О чем это говорит?(снег непрозрачный)
- А теперь посмотрите на эту открытку через пластинку льда. Видите рисунок? Какой лед?
Делаем вывод: снег непрозрачный, а лед прозрачный
заполняем таблицу.
Молодцы! Переходим к заключительному опыту№4
Опыт №4
Рассмотрим четвертое свойство.
- Один из вас положит себе на ладошку маленький комочек снега, а другой кусочек льда. Что происходит со льдом и снегом?(начинают таять)
А почему на улице они не тают?(там холодно)
Сделаем вывод: в тепле снег и лед тает, Образуется вода
отметим в таблице
В ТЕПЛЕ СНЕГ И ЛЕД ТАЮТ И ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ВОДУ.
В начале исследований я отложила на отдельных тарелках лед и снег, давайте посмотрим, что там в тарелках. Лед и снег превратились в воду.
Мы увидели свойства снега и льда разные. Но одно свойство у них общее. Какое? (в тепле превращаются в воду)
Можем ли мы сказать, что снег и лед- это вода, но только в твердом состоянии? Что же мы смогли доказать Льдинке и Снежинке? (сестренки)
Молодцы, ребята! Помогли сестричкам!
Физминутка
Какие красивые снежинки Вам подарила Зима. Рассмотрите их внимательно.
- Сегодня я хочу рассказать вам тайну снежинки (включить видео)
Тайна снежинок
Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.
Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.
Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
Какую форму имеет снежинка?(звезды, пластинки, иглы, пушинки и другие
Все ли снежинки одинаковые?
(Если есть время выполнить задание в тетради «Дорисуй снежинку»)
- Ребята, пока мы с вами работали, Снеговику стало совсем плохо от тепла, боится, что растает. Ему нужен снег. Поможем ему?
У вас на столе лежат полоски со снежками. Я буду читать утверждение. Если вы согласны с утверждением снежок раскрасим синим цветом, если не согласны красным.
Вопросы теста:
1. Снег при таянии превращается в воду________________________
2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________
3. Снег бесцветный_________________________________________
4. Лед прозрачный__________________________________________
5. Лед хрупкий_____________________________________________
6. Снег рыхлый_____________________________________________
7. У снежинки 5 лучей_______________________________________
8. Снег прозрачный_________________________________________
9. Все снежинки одинаковые_________________________________
10. Снег белый_____________________________________________
Поменяемся полосками с соседом. Проверим ваши работы
Правильные ответы на доске. Если все верно , если допустили ошибки
Снеговик благодарит вас и отправляется дальше. Ведь скоро волшебный праздник, к нему надо подготовиться. Скажем снеговику спасибо и до скорой встречи.
О чем мы говорили с вами на уроке? (о свойствах льда и снега)
С какими свойствами снега и льда мы познакомились, выполним задание на доске.
Вставь слово в предложение
Вывод 1 Снег рыхлый , а лед хрупкий
Вывод 2 снег белый , а лед бесцветный
Вывод 3 снег непрозрачный, а лед прозрачный
Вывод 4 в тепле снег и лед тает, Образуется вода
Молодцы!
Ребята , эти снежинки, которые вам подарила зима непростые, а волшебные.
Я предлагаю вам прикрепить эти снежинки на нашу новогоднюю елку. Если вам понравился урок, снежинку прикрепите на елку, если не понравился, вам было не интересно, оставьте свою снежинку внизу.
Снеговик вас не забыл и оставил вам в подарок за работу на уроке, вот такие льдинки. Они съедобные, горлышко от них не заболит.
Спасибо за урок.
Кияйкина Наталья Федоровна