Конспект родительского собрания «Домашняя мультипликация»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №9»
города Воткинска Удмуртской Республики
Конспект родительского собрания
Тема: «Домашняя мультипликация»
Подготовил:
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Белоногова Е.А.
Воткинск,2023
Форма проведения: мастер-класс для родителей.
Цель мастер-класса: формирование мотивации родителей к использованию технологии создания мультипликационных фильмов в домашних условиях, как способа сотворчества детей, родителей и педагогов ДОУ.
Задачи:
— побуждать родителей анализировать собственную деятельность и деятельность партнеров по взаимодействию, обобщать и представлять результаты собственной и совместной деятельности;
— способствовать развитию интереса к совместной деятельности детей и родителей в семье;
— создать условия для реализации единого подхода к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста в детском саду и дома;
— формировать элементарное представление о мультипликации;
— содействовать в формировании и развитии способностей родителей к сотрудничеству, работе в команде с другими взрослыми, педагогами в процессе создания мультфильма;
— активизировать творческую активность родителей и детей;
Участники: воспитатели, родители.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, 1 лампа на струбцине, станок «Сиреневая мультстудия», фоны, цветной картон, цветная бумага, двусторонний скотч, карандаши, фломастеры, ножницы, бамбуковые шпажки, салфетки, шаблоны для таумотропов (по количеству участников).
Ход мероприятия.
Вступительное слово.
Добрый вечер! Я уверена вам понравится то, о чём я вам сегодня расскажу. Речь пойдет о создании мультипликационной студии не только в детском саду, но и дома.(слайд 1)
Совместная деятельность позволяет детям приобрести умение ориентироваться на взрослого, а родителям погружаться в мир детства.
Одна из задач, которая встаёт перед педагогами — это поиск новых, более эффективных способов передачи информации. Одним из таких новых, универсальных, доступных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста может выступать мультипликация.
Сегодня я раскрою вам тайну создания мультфильмов не только в условиях детского сада, но и в домашних условиях.
Поскольку я музыкальный руководитель данную тему буду раскрывать относительно своих занятий, но эти знания могут быть использованы и родителями в совместном творчестве с детьми дома.
А с чего же всё начиналось???
Прежде всего нами была организованна творческая группа педагогов. До этого момента все мультфильмы создавались без специального оборудования , поэтому было принято решение о приобретении мульт-станка и специализированного оборудования для мультипликационной студии и организации тематической зоны.
В нашем детском саду было помещение, которое не было задействовано в образовательном процессе. В ходе обсуждения темы нам пришла идея, создать центр активности «Студия мультипликации» в пустующем помещении.
Основная цель деятельности мультстудии – художественно-эстетическое развитие дошкольников через включение в мультипликационную деятельность посредством создания собственного мульт продукта.
При этом сам мультфильм является не целью, а лишь средством развития ребенка.
Исторический контекст возникновения и становления опыта
История анимации очень богата. Начало её лежит глубоко в древности. Стремление, оживить свои рисунки, прослеживается по артефактам самых древних цивилизаций . (слайд 2)
«Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.(слайд 3)
Ребёнок – природный одушевитель. Любая палочка или камушек для него полон жизни и может превратиться во что угодно. Это и есть язык анимации («анимация» по латыни – оживление, одушевление), которая из всей видеопродукции наиболее близка ребенку. Поэтому педагоги поставили перед собой цель превратить мультфильм не только в развлечение, но и включить в него развивающий контент.
Не для кого ни секрет, что изначально мультфильмы были чёрно- белыми и «немыми». Например, первый мультфильм со звуком сделал Уолт Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вилли»(слайд 4)
В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи и стрекозы. Этот анимированный фильм имел ошеломляющий успех не только в России, но и в Европе.(слайд 5-7)
В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г. На ней были созданы шедевры советской мультипликации: мультфильмы «Пластилиновый ежик», «Ну, погоди», «Крокодил Гена» (1969 г.), «Ежик в тумане» (1975 г.) и другие .(слайд 8)
Теоретическое обоснование опыта, сущность мастер-класса.
А как создавали мультфильм мы?
Технология изготовления проста и понятна не только взрослому, но и ребенку. Детям это принесло огромное удовольствие и радость.
В процессе предварительной работы с детьми знакомим с мультипликацией через различные виды деятельности: педагоги рассказывают об истории мультипликации, профессиях людей, участвующих в создании мультфильма, играем в настольные дидактические игры, посвященные данной теме, просматриваем вместе с детьми мультфильмы, выполненные в различных техниках, рекомендуем и родителям совместный семейный просмотр мультфильмов в рамках выходного дня, на родительских собраниях проводим консультации, мастер-классы по созданию мини-мультфильмов в домашних условиях , играем с детьми и родителями в интерактивные игры, предлагаю и вам угадать героя мультфильма…Внимание на экран…(по мелодии слушатели называют песню и мультфильм- Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина «Чунга Чанга» из м/ф «Катерок»;Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина «Антошка» из мульт. журнала «Веселая карусель»;Сл. В. Шульжика, муз. В. Львовского. «Песня Фунтика»Из м/ф «Приключения поросенка Фунтика»-2-3мин.)
Приглашаю вас, уважаемые родители, занять места для творчества.
Родители рассаживаются за столы для изготовления тауматропа.
Сегодня мы будем мастерить волшебную «чудо-вращалку» или таумотроп.(слайд 9) Тем самым мы окунемся в тот период когда не было ни фотоаппарата, ни камеры.
Нам понадобится два одинаковых круга с картинками, Их я уже распечатала, вырезала и подготовила для Вас. Приклеиваем палочку с оборотной стороны на один из кругов, второй круг приклеиваем сверху. Если вращать палочку между ладонями, то обе картинки волшебным образом сливаются в одну.
Это один из способов самим создать самый короткий мультфильм, сотоящий всег лишь из двух кадров, без использования технических средств. Данный способ можно использовать на ознакомительном этапе работы в совместной деятельности ребёнка и родителя, чтобы окунуться в загадочный мир анимации.
Виды анимации.
Сегодня существуют большое количество разных видов анимации.
Песочная анимация. Не только песок, но и всякие крупы, бусины, кофе и т.д. и т.п .(слайд 10)
Предметная анимация. Тут подойдут кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки.(слайд 11)
Пластилиновая анимация. Лепим персонажей из пластилина, они могут быть как плоскими , так и объемными. (слайд 12)
Перекладка. Вырезаем персонажей из бумаги и двигаем на плоскости. (слайд 13)
Подвижная игра «Сказочный мешочек».
А сейчас я предлагаю сделать паузу и поиграть. Прошу всех встать в круг. Правила игры просты. Достаем из мешочка один из сказочных предметов и называем мультфильм или персонажа мультфильма, которому этот предмет принадлежит. Кто не может назвать – выбывает.
Этапы создания мультфильмов.
Процесс создания мультфильма состоит из этапов.
1 этап (слайд 14)
Идея в мультфильме как стержень как основа пирамидки. (показываю пирамидку) Идею предлагает детям взрослый, однако иногда и дети могут предложить идею взрослому, увидев где-то, что-то очень интересное.
В идею входит работа взрослого по выбору направленности.
От чего зависит направленность нашего будущего мультфильма, как вы думаете уважаемые родители?(ответы)
Далее взрослый подготавливает место , где будет проходить съёмка и мотивирует ребнка на съёмку мультфильма.Для данного этапа нужно заранее подготовить все необходимые мате
риалы:
- мобильный телефон или фотокамера;
-штатив;
-лампа настольная;
-ноутбук, программы для монтажа мультфильма;
-диктофон на мобильном телефоне;
-материалы для создания фона и персонажей .(Слайд 14)
Воспитательный аспект этапа:
Выбор идеи требует от ребёнка творческого и волевого усилия, полной включенности в созидательный процесс.
На этом этапе проявляется ся весь творческий потенциал ребёнка и его индивидуальность.
2 этап (слайд 15)
Переходим к следующему этапу-это создание сценария и раскадровка.
Немаловажно и то, что при выборе текста для создания первого мультфильма с детьми, нужно учитывать их интересы, визуальную подходящесть и образовательную ценность текста. Такой подход позволит создать мультфильм, который будет не только интересен, но и инструктивен.
Сценарий создан, обсуждаем с ребёнком, редактируем. Приступаем к раскадровке: прописываем каждую строчку сценария, описание сцен, диалогов, описание ракурсов. Подбираем музыкальное сопровождение мультфильма
Воспитательный аспект этапа:
Создание раскадровки в процессе общего обсуждения с ребёнком, приучает видеть сюжет целиком, планировать свои действия при съёмке, выбирать наиболее эффективный способ подачи материала.
3 этап.
На следующем этапе изготавливаем персонажей и фоны исходя из выбранной нами техники выполнения мультфильма. Здесь происходит творческая работа детей. Обязательно на этом этапе нужно провести игры для снятия напряжения.
Воспитательный аспект этапа:
В процессе продуктивной деятельности, ребёнок фантазирует, экспериментирует, продумывает наиболее яркий образ и характер героев, передаёт их внешнее окружение.
4 этап. (слайд 16)
Итак, самый интересный этап-это съёмка мультфильма.
На данном этапе мы оживляем и одушевляем наших героев, обязательно проговариваем технику безопасности.. Ценный лайфхак для мультипликаторов- рекомендуем проверять отснятые кадры в процессе съёмки, чтобы успеть исправит или их переснять.
Воспитательный аспект этапа:
В процессе съемки ребёнок приучается к самостоятельности, ответственности, сосредоточенности и последовательности действий при условии распределение ролей и соблюдение правил съёмки.
5 этап.
Отсняли все кадры, что же дальше? А дальше-озвучивание и монтаж. Для подготовки речевого аппарата и снятия напряжения рекомендуем проводить с детьми театрализованные игры, а также артикуляционные и дыхательные упражнения, зрительную гимнастику.
Воспитательный аспект этапа:
Озвучивая мультфильм, дошкольники проявляют свои актёрские способности: выразительно читают авторский текст, голосом передают характер и настроение персонажа, создают шумовые эффекты.
Далее осуществляем монтаж, вносим необходимые корректировки, добавляем музыку и титры.
6 этап.
И, наконец, фильм готов!
Показ готового мультфильма становится моментом завершения интересной игры. В этот момент ребёнок испытывает смятение чувств: он рад, горд, изумлен. И все это для ребёнка кажется неожиданным и даже волшебным. Показывая свою работу родителям, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию. Это его первый и ответственный «отчет» перед настоящими кинозрителями!
Увидев такой результат детям очень хочется продолжить эксперимент со съемкой мультфильмов и снять что-нибудь еще. А мы – педагоги им в этом с удовольствием помогаем и советуем использовать данную технологию родителям в сотворчестве со своими детьми в домашних условиях!
Вывод.
Таким образом, мультипликация является неоспоримой инновацией в трехвекторном взаимодействии: родитель-ребёнок-педагог, универсальным образовательным пространством, внутри которого, благодаря особой системе взаимоотношений взрослых и детей, происходит целостное развитие личности ребенка, раскрытие внутреннего мира каждого воспитанника.
Заключительная часть.
Я хочу всех поблагодарить за участие в мероприятии. Надеюсь, вы сегодня получили массу положительных эмоций, узнали что-то новое для себя. Уверена, что досуг дома с детьми будет творческим,, интересным и плодотворным. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и сотворчество! Благодарю Вас за участие!