Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Как проверить орфограмму по словарю?»
Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение
«Вихоревская средняя образовательная школа №2»
КОНСПЕКТ
урока по русскому языку
Тема: «Как проверить орфограмму по словарю?»
Составила Е.С. Мотуз
Цель урока: создание условий для ознакомления, осмысления, закрепления знаний и умений в использовании орфографического словаря.
Задачи урока:
Дидактические: научить правилам работы со словарем, научить алгоритму работы со словарем.
Развивающие: развивать интерес к конкретной деятельности на уроке, связную речь, познавательный интерес, долговременную память, внимание, устную речь..
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, парной работе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Этап урока | Образова-тельная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты | |||
предметные | Метапредметные (П1, П2, П3-познавательные, Р-Р1,Р2, регулятивные, К- К1,К2 коммуникативные) | Личностные - Л1,Л2,Л3 | |||||||||
Мотивация | Настроить учащихся на активную продуктивную работу. | Прием «Стихотворение» | Приветствует учащихся. Настраивает на активную работу на уроке. Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы весёлый, дружный класс. Всё получится у нас! | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. | Фронтальная | - | - | - | - | Л2: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению; | |
Постановка цели урока | Сформулировать цель и тему урока; составить план урока | Прием «Подводящий к цели диалог» Прием «Восстановление последовательности» | Содействует формулировке учащимися цели и темы урока с помощью задания с затруднением. Задание: Ответить на вопросы. На доске: У п_сьма св_и с_крет_. Читаю текст на стр 84. -Почему в некоторых словах пропущены буквы? -Как мы называем слова, написание которых мы не можем проверить по сильным позициям? -Что значит словарные слова? -Правильно, их написание мы уточняем в словаре, а вернее, в орфографическом словаре. -А почему словарь называется орфографический? Значит какая цель нашего урока? Организует работу по составлению плана урока. 1. Выполнить задания с использованием алгоритма. 2.Узнать алгоритм орфографического словаря. 3. Найти секреты орфографического словаря. | Формулируют цель и тему урока. Составляют план урока: 1.Найти секреты орфографического словаря. 2.Узнать алгоритм орфографического словаря. 3.Выполнить задания с использованием алгоритма. | Фронтальная | Презентация | Устный опрос | Знают: термин «словарные слова». Умеют: находить словарные слова. | Р2:определять наиболее эффективные способы достижения результата, П4: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, Р1:Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Л1:развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация | |
Восприятие | освоения учащимися знаний о правилах работы с орфографическим словарем. | Наглядный – объяснение. | Организует фронтальную работу по ознакомлению с правилами работы с орфографическим словарем. Задание: ответить на вопросы. Прочитайте первые 10 слов в словаре. С какой буквы они начинаются? А с какой буквы начинаются последние 10 слов? -Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова, начинающиеся с буквы Я, - в конце? -Конечно же, слова в словаре расположены в алфавитном порядке - это и есть главный секрет словаря. -Значит, что нам нужно очень хорошо знать? У вас на столах карточки с алфавитом. Не забывайте пользоваться им при работе со словарем. -Где искать слово калитка-до или после слова лопата? - А где искать слово ребята до или после слова работа, русский? -Попробуем найти это слово. -Какое слово будем искать: мороз? На мА или на мо? С какой буквы начинается?? Между ними какая буква? Почему нельзя сразу сказать, где искать это слово на мА или на мо? -Слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учётом алфавитной последовательности второй, третьей букв. Это ещё один секрет словаря. -Итак, какие 2 «секрета» словаря мы знаем? Подводит обучающихся к алгоритму по работе со словарем. 1. Читаем слово. 2.Определяем с какой буквы начинается и ее место в алфавите. 3.Находим эту букву в словаре и ищем слово.
| Выполняют задание фронтально, устно. Дети делают вывод ,что слова в словаре идут в алфавитном порядке. | Фронтальная | Учебник | Устный опрос | Знают: правила работы с орфографическим словарем.
| П2: умение наблюдать, читать, П1: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Л1: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Л2: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
Осмысление | Первичное закрепление умений использования орфографического словаря в соответствии с алгоритмами. | Практический -упражнение. | Организует фронтальную работу по закреплению правил работы с орфографическим словарем. Задание: упр 93 Первое слово делать вместе с учениками, второе и третье дети выходят к доске. | Выполняют задание письменно в тетрадях. | Фронтальная | Учебник | Устный опрос | Умеют: пользоваться орфографическим словарем. | П2:Умение наблюдать, читать. К1: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
| Л1: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Л2: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
Закрепление | Закрепить алгоритм пользования орфографического словаря в написание слов со слабой позицией. | Практический - упражнение | Организует парную работу по закреплению алгоритма пользования орфографическим словарем. Задание: В парах доделать упражнение 93. Кто сидит на первом варианте, делают 4 и 5 слово, кто на втором варианте 6,7. Организует работу по самоконтролю по критериям. Критерии оценивания. 5-все слова записаны правильно. 4-есть 1 ошибки. 3-есть 2ошибки 2-есть 3 и более.
| Выполняют задание в парах письменно в тетради. Осуществляют самоконтроль по критериям. | Парная | Учебник | Самоконтроль по критерия | Умеют: пользоваться орфографическим словарем по алгоритму. | К3:Умение совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;П2: Умение наблюдать, читать, П4: Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. | Л3: учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях. | |
Подведение итогов урока | Подвести итог урока; установить соответствие между поставленной целью и результатом урока. | Словесный – беседа. | Организует беседу о достижении цели урока. Вопросы к беседе: Какую цель мы ставили в начале урока? Мы выполнили ее? Все ли сделали по плану? Как пользоваться орфографическим словарем? Подведение итога урока. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока. | Фронтальная | - | Устный опрос | Знают: как пользоваться орфографическим словарем. | П1:Умение делать выводы в результате совместной работы всего класса | Л1: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Л2: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | |
Рефлексия учебной деятельности | Оценить полученные знания и умения на уроке. | Прием «Лестница успеха» | Осуществляют работу по самостоятельному оцениванию полученных знаний и умений | Оценивают с помощью лестницы успеха полученные знания и умения. | Фронтальная | Карточка | Самооценка | - | - | Л4: Сравнивать свои оценки с оценками других. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуациях. |