Конспект урока (классного часа): История освоения космоса

0
0
Материал опубликован 22 April 2022


Конспект урока (классного часа): История освоения космоса

Цель:

1.  создать благоприятные условия для расширения знаний детей об  истории освоения космоса,  известных космонавтах и первооткрывателях космоса.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать способность обучающихся к новому способу действия; учить оценивать правильность выполнения своих действий, принимать позиции слушателя в соответствии с поставленной задачей.

2.Познакомить детей с историей освоения космоса,  известных космонавтах и первооткрывателях космоса. 

Развивающие: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям; расширению знаний детей о космосе, известных космонавтах.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к Родине, чувства гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма, желания поддерживать традиции и приумножать их; учить быть внимательными и заботливыми к планете Земля, сохранять и беречь её.


Планируемые результаты:

Личностные: умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей   проблемы;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения, на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли.

Предметные: формирование знаний у обучающихся о космосе, космонавтах, космическом пространстве.


Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, звезды.


Организация начала занятия.

У: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами.

Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

   Все ль готовы слушать?

   Начинаем наш урок.

Сегодня у нас пройдет необычное занятие, а начнём мы его с улыбки улыбнитесь друг другу, глубоко вдохните и выдохните. Желаю вам хорошего настроения.

Введение в тему занятия. Целеполагание

Учитель: Ребята посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? (Весна)

Учитель: Какой сейчас месяц? (Апрель)

Учитель: Какой праздник отмечает наша страна в апреле? Какого числа? (День космонавтики- 12 апреля, Пасха)

Учитель: А вы знаете, кто был первым человеком, полетевшим в космос? (ответы детей)

А чтобы ответить на наши вопросы, посмотрим видеоролик. Внимание на экран

(Слайд 1)ВИДЕОРОЛИК «12 АПРЕЛЯ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»

Основная часть занятия.

(Слайд 2- тема урока) Учитель: Ежегодно,12 апреля в нашей стране празднуется ‹‹День космонавтики››. И этому празднику посвящается наше занятие.

Это праздник высокой мечты, исканий и подвига. Мы с вами совершим путешествие в необыкновенную и интересную страну Космонавтику. В ходе, которого поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, мы узнаем имена многих прославленных людей, которые работали над созданием космических кораблей и совершали полёты, осваивая космос, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Я надеюсь, что наше путешествие будет интересным и увлекательным.

Но для этого нам понадобиться ракета.

Практическое задание для двух групп: «Строение ракеты»

Учитель: Ребята чтобы начать наше путешествие нам понадобится ракета, каждой команде дается конверт с частями ракеты. Задача - собрать ракету.

Ракеты готовы. Мы можем начать путешествие. И первая остановка «Познавательная» на планете Марс.

Планета Марс это одна из самых маленьких планет нашей Галактики. Марс - четвертая от Солнца. По мнению ученых, это единственное небесное тело, на котором могла бы существовать жизнь. Ведь в прошлом на поверхности планеты была вода. Такой вывод можно сделать на основании того, что на полюсах существуют большие ледяные шапки, а поверхность покрыта множеством борозд, которые могли быть высохшими руслами рек. 


Учитель: Человека всегда влекло к себе небо, с давних пор мечтал он подняться в космос.

Еще с давних времен люди стали думать над вопросами: «Что такое космос? Если жизнь на других планетах кроме планеты Земля?»

И тогда ученые и конструкторы создали первый космический корабль «Восток».


(Слайд 3) ВИДЕОРОЛИК «КОСМОС ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ»

Основоположниками космического корабля являются Константин Эдуа́рдович Циалковский и Серге́й Па́влович Королев.

(Слайд 4) Константин Эдуа́рдович Циолко́вский -российский и советский учёный- самоучка, исследователь, школьный учитель. Один из пионеров космонавтики. Пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» —прототипов

многоступенчатых ракет. Основные его научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтики. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий.

(Слайд 5) Серге́й Па́влович Королёв— советский учёный, конструктор, основоположник практической космонавтики. Благодаря его идеям был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.

Первый в мире искусственный спутник Земли запущен в СССР 4 октября 1957 года (Спутник-1).запуск в космос спутника с живым существом — собака Лайка. Была запущена в космос 3 ноября 1957 годазапуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина

Как сказал С. П. Королёв: «…То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что ещё вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!».


Учитель: Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первой в космос отправилась собака Лайка. Её полет стал трагическим. Она была запущена в космос 3 ноября 1957 года на советском корабле «Спутник-2». Лайка была первым животным, выведенным на орбиту Земли. Её имя указано на памятной таблице с именами погибших космонавтов, установленной в ноябре 1997 года в Звёздном городке.

А про следующих животных побывавших в космосе послушаем стихотворение:

Ученик: Белка и Стрелка в космос летали,
Белка и Стрелка много видали -
Спутники и быстрые кометы, 
Созвездья и разные планеты.
Когда они смотрели на звезды
У них сразу возникали грезы…
Есть ли созвездие в космосе - Пес?
Много бы радости он им принес!
Было бы здорово, если бы был,
Каждую ночь вместе с ними бы выл,
Но к сожаленью выть ночью нельзя,
Спать надо ночью всем вам и друзьям!


(Слайд 6) Учитель: 19 августа 1960 года собаки Белка и Стрелка, а вместе с ними – 40 мышей, 2 крысы, различные мухи, растения и микроорганизмы 17 раз облетели вокруг Земли и приземлились.

Кроме России космосом интересовались так же и американцы. Они так же использовали животных для испытания новой ракетной техники. Первой в Америке, на ракете «Рэд-Стоун», в космос полетела обезьянка.


(Слайд 7). Учитель:  12 апреля 1961 года в 09:07 в космос был запущен корабль «Восток-1». На его борту впервые находился человек. Кто скажет, как звали его?

Учитель: Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин.

Имя этого человека известно во всем мире. С детства Юра увлекался самолетами. Он был очень любознательным и схватывал все на лету. В 15 лет поступил в ремесленное училище. Но увлечение авиацией перетянуло, и он поступает в военное авиационное училище. Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически. 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» облетел вокруг нашей планеты за 108 минут (1 час 68 минут). Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам.


(Слайд 8 )ВИДЕОРОЛИК: «Дуэт открытый космос»

Учитель: Кого вы увидели в видеоролике?

-Что узнали интересного про него?

-Куда полетел Юрий Гагарин?

-Сколько длился его космический полёт?

-На каком корабле совершил свой космический полет космонавт?

-

Учитель: Послушайте следующее стихотворение и назовите имя космонавта.

Ученик: «Восток», транзитом пролетая
Над вереницею хребтов,
Вёл на орбиту, сын Алтая –
Отважный космонавт Титов.
Слегка отчаянье давило,
Что он вторым летит к светилам
Погожим августовским днём.
Но не расстраивайся Герман
Ты для Алтая будешь первым
И самым молодым «Орлом».

«Орёл» позывной космического корабля «Восток 2»
Учитель: (Слайд 9)  6-7 августа 1961 года Герман Титов совершил космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 витков вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров.


Учитель: А кто знает, как зовут первую женщину космонавт?

(Слайд 10)  16-18 июня 1963 года – полёт женщины космонавта Валентины Терешковой на корабле «Восток-6». Полёт продолжался трое суток, корабль совершил 48 витков вокруг Земли, пройдя почти 2 мл.км.

В начале 1962 г. начался поиск претенденток для полета в космос по следующим критериям: парашютистка, возрастом до 30 лет, ростом до 170 см и весом до 70 кг. Из сотен кандидатур были выбраны пятеро, среди них была Валентина Терешкова.

О ее полете послушаем стихотворение:
Ученики: Отсчёт. «Востока» сердце бьётся гулко.
Ревёт и жарко дышит он огнём.
В его утробе хрупкая фигурка
В пилотском кресле скорчилась своём.
Вчера лишь гордость заполняла душу,
Теперь вползает ужас ледяной!
(Спокойно!Я готова! Я не трушу!)
Но как же страшно в космосе одной!
Взгляд камеры внимательно-нахальный.
(Нет, не одна- весь мир следит за мной!)
«Я Чайка!Пять минут- полёт нормальный!»
И сразу будто крылья за спиной.
В кабине тесно ей, не разогнуться.
Работы и ответственности груз.
Вдруг, сбой! «Восток» не может развернуться!
Она обратно может не вернуться!
С Земли поправки спешно вводят в курс.
Так нелегко неженский труд даётся!
И организм предательски сдаёт.
«Ой, мамочки!»- в эфире раздаётся.
Но вновь, собрав всё мужество своё:
«Я Чайка!». Слышат все: «Полёт нормальный!»
Измучена. Усталый голос слаб.
Как тигр по клетке ходит генеральный,
Ворча сердито: «Космос не для баб!»
Тянулись бесконечно трое суток!
В глазах рябит и тело затекло.
Гагарин у экрана. Голос чуток.
Уж он-то знает, как ей тяжело!
Полёт закончен! Жесткая посадка.
Таскает диким ветром парашют.
А в голове стучит: "Жива! Дышу!"
Откинут люк.Какой же воздух сладкий!
Безумно трудно на ноги подняться!
Но светятся победою глаза!
И слёз счастливых можно не стесняться.
-Эй, Вы! Снимите шляпу, Небеса!


Учитель: Предлагаю Вам тоже отправиться в полет. Встанем дружно в круг и повторяем все вместе.


Физминутка «Отправляемся в полет»

5, 4, 3, 2, 1 – вот и в космос мы летим

 (на каждую цифру хлопки, после соединить руки углом над головой)

Мчит ракета быстро к звездочкам лучистым (бег по кругу)

Вокруг звезды мы облетели, выйти в космос захотели (бег в рассыпную)

В невесомости летим, в иллюминаторы глядим (руки над бровями)

Только дружных звездолет, может взять с собой в полет! (встать в круг)

Учитель: (Слайд 10).  А известно Вам имя космонавта, вышедший в открытый космос?

Алексей Леонов – советский космонавт №11, первый человек, вышедший в открытый космос. В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18-19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восток-2». В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд.


Ученик  В пространство открытое вышел Леонов
Где-то полвека назад,
Вокруг огляделся, а звезд триллионы, -
В бездне теряется взгляд.
Лишь тонкий скафандр да фал-пуповина
Тепло его жизни хранят...
Запас кислорода - уже половина.
Двенадцать минут и назад.
Один на один с проникающей бездной,
Опасно рискуя собой,
Собрался, и действуя четко и трезво,
Вернулся на Землю - домой.


Учитель: предлагаю Вам отгадать загадки и заработать звездочки:.
(каждой команде по очереди)

1.В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (Комета)

2.Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)

3.Синие полотнище
Золотыми гвоздями приколочено. (Звезды на небе)
4.Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)

5.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

6. Состоит из точек свет,
Полна горница планет. (Космос)

7.Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко—голубой. (Небо)

8. Шел я мимо, Видел чудо —
Висит в небе Круглое блюдо. (Луна)

Учитель: А что вы знаете про Луну?

(слайд 11) А знаете, что люди тоже побывали на Луне. 21 июля 1969 год – американский астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Произнесённая им фраза: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества», - вошла в историю. Всего на Луне люди побывали пять раз.


(Слайд 12) Осуществляя планомерное освоение космического пространства, ученые и конструкторы создали космические корабли нового типа – корабли серии «Союз». Они не только выполняют комплексные исследования космического пространства, с их помощью создавались орбитальные космические станции «Салют», «Мир» и др. Всего в космосе побывали 100 российских (советских) космонавтов.

(Слайд 12) За годы освоения космоса в мире созданы и эксплуатируются более 20 космодромов и ракетных полигонов, сотни боевых ракетных шахт и пусковых установок, всего запущено свыше 6000 космических объектов, из них более 700 в настоящее время эксплуатируются на околоземных орбитах, ежегодно осуществляется около 100 запусков объектов в космос, в которых участвуют более 20 стран.


Учитель: А сейчас мы проверим, какие вы были внимательные, и ответите на космические вопросы и за правильный ответ получаете звездочку.

1.Спутник земли? (Луна)

2.Как звали человека, который совершил первый полет в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)

3.Сколько планет в солнечной системе? (8 планет)

4.Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? («Восток - 1»)

5.Назовите клички собак, летавших в космос до людей и которые благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)

6.Как звали первую женщину космонавта, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)

7.С помощью чего осуществляется планомерное освоение космического пространства? (станции, корабли)

8. Назовите имя космонавта, вышедший в открытый космос? (А.Леонов)


Учитель: Молодцы! Продолжаем путь! И исполним песню «Космос начинается с Земли»


Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Молодцы ребята! Ну что, наше путешествие подошло к концу возвращаемся на нашу планету Земля. В течение занятия вы собирали звезды, и необходимый материал для изготовления картины «Волшебный космос». На партах у вас лежат ватманы- голубое небо, вам необходимо приклеить звездочки. Ваши звёзды будут на этом небе самыми яркими, самыми красивыми, будут светить долго, долго и все их будут видеть и знать.

Учитель: Ребята, какие вы молодцы, у вас получились очень космические плакаты, вы прекрасно прошли испытания и доказали, что много знаете, умеете. Но самое главное - в полете вы помогали друг другу, а чувство дружбы и взаимопомощи особенно важны в космосе.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.