12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чувилкина Елена Юрьевна84
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Чувилкина Елена Юрьевна.

ГБОУ РФМЛИ г. Владикавказ РСО-Алания

Урок: математика.

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Умножение и деление на 10 и на 100».

Основные цели:

1) сформировать умение делить и умножать на 10 и на 100;

2) тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:

2) эталон смысла действия умножения;

3) эталон переместительного свойства умножения;

4) эталон смысла действия деления;

5) задание для пробного действия:

t1709830370aa.jpg


6) эталон умножения на 10 и на 100: 7) эталон деления на 10 и на 100:

t1709830370ab.gift1709830370ac.gif






Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Начинаем урок математики. Чему вы учитесь на уроках математики? (учимся считать, решать задачи, открываем математические законы)

- Хочу познакомить вас с высказыванием американского математика Айвена Нивена «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.»

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие арифметические действия вы изучаете последнее время? (Умножение и деление.)

- Сегодня вы продолжите работать с этими действиями. И начнем урок с повторения необходимых знаний.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Тренинг вычислительного навыка (фронтальная работа устно. Ответы записываем на доске)

- Найдите произведения чисел: 3 и 12; 4 и 2; 11 и 4; 3 и 4

- Чему равно произведение, если каждый множитель равен 5; первый множитель - 7, а второй - 5?

- Какие ответы вы получили? (36, 8, 44, 12, 25, 35.)

- Какие правила вам помогли выполнить это задание? (Знание таблицы умножения, знание правила, что такое умножение, знание переместительного свойства.)

Открываю на доске эталоны.

- На какие группы можно разбить эти числа? (На четные и нечетные, однозначные и двузначные, числа, в которых количество единиц и количество десятков одинаковое.)

- Назовите четные числа? (36, 12, 44, 8.)

- Найдите их сумму удобным способом.

Один из учащихся записывает на доске:

36 + 12 + 44 + 8 = (36 + 44) + (12 + 8) = 100



- Назовите нечетные числа. (25, 35.)

- На сколько одно число больше или меньше другого? (На 10.)

- Что вы можете сказать о числах 100 и 10? (Эти числа круглые, четные, число 100 – трехзначное, число 10 – двузначное.)

2) Пробное действие.

Работа в группах: решение задач с рисунками.

t1709830370ad.jpg

t1709830370ae.jpg

t1709830370aa.jpg


- Что нужно сделать в этом задании? (Решить задачи, пользуясь рисунками-подсказками.)


- Все ли задачи вам удалось решить? Что вам помогло это сделать? (Знание таблицы умножения и деления.)

- Какие трудности возникли при решении третьей задачи? (Умножение круглого числа 10. Это делать ещё не умеем.)

- Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите? (Научиться умножать на 10.)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Умножение на 10.)

- Давайте разобраться, в чем у нас возникло затруднение.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти произведение 10 и 4.)

- Что нового в этом задании? (Нужно умножить круглое число 10.)

В чем затруднение? (Нельзя воспользоваться таблицей умножения.)

Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила умножения числа на 10.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» правило умножения чисел на 10.)

Что вам поможет «открыть» правило? (Понятие действия умножения.)

Как этот эталон вам поможет? (Представим произведение в виде суммы одинаковых слагаемых, найдём значение суммы, сделаем вывод, сформулируем правило.)

5. Реализация построенного проекта.

- Я предлагаю работать в группах. Как вы должны работать в группах? (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны внимательно выслушать; если кто-то не согласен, то может после этого предложить свое решение; в каждой группе есть ответственный, он отвечает за работу группы.)

- Какой результат получили? (Выслушиваем представителей групп.)

- Как вы действовали? (Представили произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)

Один из учащихся записывает на доске:

10 · 4 = 10 + 10 + 10 + 10 = 40



- Что интересного вы замечаете? (В результате получилось двухзначное число, в разряде десятков цифра, соответствующая множителю 4, в разряде единиц ноль, так же, как у числа 10.)

- Как сказать проще? (К 4 приписали один ноль.)

- Какой вывод вы можете сделать? (При умножении на 10 к числу нужно приписать справа один ноль.)

Фронтальная работа со всем классом:

- Как умножить число на 100? (Нужно к числу справа приписать два нуля.)

- Проверьте верность вашего вывода.

Один из учащихся выводит правило умножения числа на 100 у доски фронтально на любом примерах: 100 * 4; 4 * 100.

- Как изменится правило, если надо разделить на 10 и на 100? (Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один ноль, если делим на 100, то отбрасываем у делимого два ноля.)

- Почему вы так решили? (Деление обратная операция умножению.)

- Мы сделали свои выводы. Теперь надо сравнить их с выводами в учебнике.

Откройте учебники на странице 54. Проверьте.

Учащиеся читают правила на странице 54.

- Мы сделали правильные выводы? (Да.)

Учитель раздает учащимся эталоны.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

- Уточните тему урока.

- Что вы теперь умеете делать? (Умножать и делить на 10 и на 100.)

- Попробуем применить полученные знания при выполнении конкретных заданий.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Фронтальная работа.

№ 2 (1, 2), стр. 54.

Решение примеров в первом столбике по цепочке с комментированием.

Примеры второго столбика учащиеся решают, работая в парах с последующей проверкой.


№ 4 (1, 2), стр. 54.

Решение примеров в первом столбике по цепочке с комментированием.

Примеры второго столбика учащиеся решают, работая в парах с последующей проверкой.


- Проверьте свои результаты.

- Кто из вас ошибся?

- В чем ошибка?

- Кто считает, что сможет справиться с подобными заданиями самостоятельно?

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

№ 5, стр. 55

- Выполните это задание самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону для самопроверки.

- Кто ошибся?

- В каком случае? (...)

- Исправьте ошибку.

- Кто выполнил работу правильно?


Одновременно организуется индивидуальная работа с дальнейшей проверкой. (Используются проектные работы «Презентация животного» и «Красная книга»)



Сколько килограммов весят 10 кошек?

Сколько килограммов весят 100 кошек?


Сколько килограммов весят 10 песцов?

Сколько килограммов весят 100 песцов?


Сколько крыльев у 10 стрекоз?

Сколько крыльев у 100 стрекоз?


Сколько ног у 10 змей?

Сколько ног у 100 змей?


- Какие правила вы использовали для вычисления? (При умножении на 10 к числу нужно приписать справа один ноль, при умножении на 100 к числу нужно приписать справа два нуля. Если 0 умножить на любое число, то получится 0.)


8. Включение в систему знаний и повторение.

При выполнении, каких заданий вам нужно будет выполнять умножение и деление на 10 и на 100? (В примерах, в задачах, в уравнениях.)

- Я предлагаю вам потренироваться в решении задач.

- Мы с вами работаем над проектом «Родной город». Как называется наш город? (Владикавказ)

- Как называется одна из старейших улиц нашего города, по которой любят гулять жители Владикавказа? (Проспект Мира)

- Длина нашего класса – 10 метров, а Проспект Мира в 100 раз длиннее нашего класса. Какова длина одной из старейших улиц нашего города?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (10 * 100 = 1000)

- Какое правило вы использовали для вычисления? (При умножении на 100 к числу нужно приписать справа два нуля.)

№ 6, стр. 55

- Прочитайте первую задачу.

Один из учащихся читает задачу вслух.

Как ответить на вопрос задачи? (Нужно 10 умножить на 7.)

Обоснуйте выбор действия? (В одной пачке 10 листов, всего 7 одинаковых пачек.)

Запишите решение данной задачи.

Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.

Аналогично организуется решение остальных задач.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения на 10 и 100.)

- Удалось ли достичь цели?

- Какие правила вы еще открыли? (Правило умножения на 10 и на 100, правило деления на 10 и на 100.)

- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание?

- Приготовьте цветные карандаши. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поднимите карандаш зеленого цвета. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поднимите карандаш желтого цвета. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поднимите карандаш красного цвета.



- Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся.)


Комментирование домашнего задания.

Домашнее задание:

стр. 56, № 7, № 9.




5


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.