Конспект урока на тему "Древняя Индия"
Тема урока: «Древняя Индия»
Цели урока: Знакомство с государством Древняя Индия.
Образовательные:
- рассмотреть вопрос о географическом положении и природе Древней Индии, познакомиться с основными занятиями жителей Индии, выяснить особенности религиозных верований индийцев.
через проектную работу сформировать знания о Древней Индии.
Развивающие:
- развить познавательный интерес к предмету,
- развивать навыки исследовательской и проектной деятельности,
- развивать умение сравнивать, приводить доказательства, умение обобщать,
- развивать навыки публичных выступлений,
- развивать самостоятельность,
- развивать восприятия, внимания, расширять кругозора учащихся.
Воспитательные:
- Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов, воспитание толерантности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; читать историческую карту с опорой на легенду;
Метапредметные
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе
Личностные
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ребята, я предлагаю начать наш урок с игры «Чудесный сундучок». В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Ребята, а как вы думаете что может объединять эти продукты?
Как вы думаете, с историей какого государства нам предстоит сегодня познакомиться?
Правильно Индией, тема нашего урока «Древняя Индия».
Проблемный вопрос: Древние греки называли Индию:" волшебной, сказочной страной". Почему? В конце урока, мы должны ответить на этот вопрос.
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно познакомиться с этой страной. Теперь делимся на три группы. ( Природа, занятия, религия). Теперь я попрошу вас сесть за столы так как вы сейчас объединились в группы. Ребята, вот эти вопросы мы и будем сегодня изучать.
(1 ряд - природа, 2 ряд- занятия, 3 ряд-религия)
План урока.
1. Изучить географическое положение и природу Древней Индии.
2. Познакомиться с основными занятиями жителей Индии.
3. Выяснить особенности религиозных верований индийцев.
III. Первичное усвоения новых знаний.
Для того, чтобы лучше запомнить материал, мы с вами будем работать с картой. ( работа с контурной картой)
Отметить на карте границы Древней Индии.
1. На каком полуострове расположена Индия? Ответ: на полуострове Индостан. (подписать на контурной карте)
Полуостров – это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. (подписать на контурной карте)
2. Водами какого океана омывается Индия? Ответ: С запада, с востока и юга ее границы омывает Индийский океан. (подписать на контурной карте)
3. Вы уже знаете, что люди поселялись там, где есть реки. В Индии это две большие реки. Найдите их на карте и назовите их. Ответ: Инд и Ганг. (отметить на контурной карте)
(В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь.)
А сейчас мы с вами поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Историческая библиотека».
"Много в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями."
- Что мы узнали из этого отрывка? (Ответ: в Индии есть горы)
Смотрим на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?(Гималаи)
(отмечаем горы на контурной карте)
"Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона – один зимний, другой -летний."
Что мы узнали о климате Индии? ( Ответ: там идут дожди)
Дожди в Индии идут часто. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами.
Теперь когда мы с вами обладаем знаниями о географическом положении можем отправляться в путешествие. Итак три экспедиционные команды отправляются в Индию и у каждой будет своя задача. После завершения работы каждая группа представит свой проект. Все, что необходимо для этого у вас есть, учебники, дополнительные источники лежат на столах.
Группа №1. Тема «Джунгли и их роль в жизни индийцев».
Группа №2 Тема «Основные занятия населения».
Группа №3 Тема « Религиозные верования».
Работа над проектами.
Выступление групп с выполненными проектами.
IV.Первичная проверка понимания Первичное закрепление.
Самопроверка. Каждый получает персональную карточку и самостоятельно выполняет задания.
Выполнение задания впишите недостающие слова.
1) Индия расположена на юге материка ….. .
2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название ……. .
3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ……… океан.
4) Самые многоводные реки Индии — это ………..
5) Трудные непроходимые леса называют ……..
6) Основные занятия древних индийцев - это ……
7) С давних пор индийцы выращивали на полях......
8) Одним из самых главных богов был ..........., его изображали с головой ...........
Взаимопроверка правильности выполненного задания в парах. Выставление отметок. (Правильные ответы и критерии оценивания работы появляются на слайде).
Проблема: "Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной". Почему?
Ответы:- благоприятные природные и климатические условия,
- плодородные земли;
- полноводные реки,
- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);
- памятники культуры...
V.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Запишем домашнее задание: ( каждый сам выбирает уровень сложности дом. задания)
1) Параграф 20 – читать, отвечать на вопросы.
2) Подготовить сообщения по группам и темам:
1 – брахманы,
2 – кшатрии
3 – вайшьи
3 – шудры
4 – «неприкасаемые»
VI.Этап рефлексии.
Рефлексия
Что из вновь изученного материала вы считаете самым интересным запоминающимся?
Что вас удивило?
У вас появилось желание совершить путешествие в эту загадочную, интересную страну?
В Индии возникла традиция именовать года в честь животных. Индия родина шахмат, цифр, которые мы сейчас называем арабскими. Об этом и многом другом мы узнаем на следующем уроке.
Спасибо за хорошую работу на уроке.
Задания группе №1 .
Тема «Джунгли и их роль в жизни индийцев» Параграф 20, пункт №2.
Гипотеза: Человек может выжить в джунглях.
Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)
Вопросы для ответа:
1. Объясните значение слова джунгли
2. Что представлял собой растительный мир джунглей.
3.Какую пользу эти растения принесли людям ?
4. Какие опасности подстерегали там человека?
Задания группе № 2
Тема «Основные занятия населения»
Параграф 20, пункт №3, лист с дополнительными историческими источниками.
Гипотеза: Основным занятием в древней Индии было земледелие.
Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)
Вопросы для ответа:
1. Что необходимо было сделать индийцам, чтобы подготовить участок для поселения?2. Благодаря чему эта работа стала намного легче, когда это произошло?
3. Что индийцы выращивали в заболоченных долинах?
4. Какие культуры выращивали, кроме риса?
5. Что изготавливали из хлопка?
6. Какие ремесла были развиты?
7.Каких животных разводили?
Занятия древних индийцев.
Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.
Задания группе №3.
Тема « Религиозные верования» Параграф 20, пункт №4, 5.
Гипотеза: Древние индийцы не верили в переселение душ.
Докажите или опровергните эту гипотезу.(Чтобы это сделать сначала вам надо ответить на вопросы этой карточки. А затем вернуться к рассмотрению гипотезы.)
п.4 Отношение к животным
Вопросы для ответа
1. Как индийцы представляли богов?
2. Одним из самых главных богов был __,( обратите внимание на ударение) как его изображали?
3. Как они относились к слону, корове.
п.5 Вера в переселение душ
Вопросы для ответа
1. Что происходило после смерти с человеком?
2. От чего зависит, кем станет человек после смерти?
3. Как вели себя те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе?