Конспект урока по окружающему миру на тему «Огонь, вода и газ» (3 класс)
Урок окружающего мира
в 3 классе
по теме: «Огонь, вода и газ»
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Тявина Александра Ивановна
2023 г.
Окружающий мир
3 класс
Тема: «Огонь, вода и газ»
Цель: получение знаний о правилах правильного поведения в случае пожара, аварии водопровода и утечки газа.
Задачи:
Дидактические: учить правильно действовать при пожаре, аварии водопровода и утечки газа.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования представлений о возникновении опасных ситуаций, умению классифицировать, обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации;
- воспитывать умение проявлять самостоятельность и личную ответственность в работе в группах.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые
Методы, приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология, игровая, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения педагогическая технология.
Средства обучения: меловая доска, магнитная доска, магниты, учебник, карточки с заданиями, карточки с тестом, коробочка, презентация, компьютер, проектор, колонки.
УМК. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. (в 2-х частях). М.: Просвещение,2022 г. «Школа России»
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Организационный момент. (2 мин.)
Актуализация знаний. (3 мин)
Определение темы. (4 мин)
Целеполагание (1 мин)
Первичное усвоение новых знаний (9 мин.)
(2 мин) |
Долгожданный дан звонок – – Улыбнитесь друг другу. Подарите свои улыбки и мне. Ваши улыбки создают хорошее настроение и помогают работать на уроке. Я хочу от вас активности, творчества. Надеюсь, что вы мне будете помогать, и тогда мы все вместе откроем новые знания. -Начнем мы наш урок с небольшого задания. На слайде вы видите 4 слова. (Попросить ученика прочитать) (Дом, моя, мой, крепость. ) Это не просто слова – это пословица. Давайте её соберём. Проверка: Слайд: Мой дом – моя крепость. - Как вы ее понимаете? Объясните ее значение.
- Правильно! Большую часть жизни мы проводим в своем доме. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. А всегда ли дома безопасно? Сейчас мы убедимся в обратном. - Давайте мы с вами пройдем на кухню. Здесь то и находятся самые опасные места в доме.
- Вставив правильные слова вместо знаков вопроса, мы узнаем тему нашего урока. А помогут нам загадки. Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова целый час, а может - два. Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. Шипит и злится, воды боится С языком – а не лает, без зубов – а кусает? Шипит и злится, воды боится С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (вода) Он на кухне обитает Еду готовить помогает За ним нужен глаз да глаз Потому что это ...(газ)
Сформулируем тему урока?
-Всегда ли вода, огонь и газ безопасны для жизни или существует опасность? Когда? Огонь?
Вода?
Газ?
-Находясь дома, мы часто пренебрегаем правилами предосторожности. Если вдруг дома случилась беда: начался пожар, начала протекать труба или вдруг запахло газом, знаете ли вы как вести себя в этих ситуациях???
Поэтому целью нашего урока является…?
- Верно.
- Мы с вами разделились на 3 группы не просто так. Та группа у кого попался значок «огонь». - Огонь-это причина какой опасной ситуации? - Кто может помочь при пожаре? -Вы будете пожарными.
- Вторая группа. У вас значок «Вода». Представьте, что может произойти, если прорвет трубу? -Кто может помочь при прорыве трубы?
- Третья группа. У вас значок «Газ». Что произойдет, если в доме произойдет утечка газа?
- Кто поможет в этой ситуации?
-Сегодня мы с вами будем спасателями. - Как выдумаете, кто такие спасатели?
Теперь будем работать в группах. 1 группа будут пожарные. 2 группа спасатели, устраняющую протечку водопровода. 3 группа спасатели газовой службы.
У вас на столе лежат три конверта.
И пустая табличка. Из конверта нужно выбрать то, что относится к вашей опасной ситуации и вставить в таблицу
Не забывайте, что это работа в группе. Делайте все вместе и сообща. Предлагайте, друг другу решения, выслушивайте предложения, приходите к общему верному ответу. Используя карточки и учебник на стр. 4-6 у вас должна получится таблица.
-Давайте проверим, что у нас получилось. 1 группа: пожарные.
2 группа: спасатели, устраняющую протечку водопровода (слайд) 3 группа:. спасатели газовой службы.
Вы Жизнь одна, поэтому никогда не пренебрегайте правилами поведения в экстренных ситуациях. Помните номера и не поддавайтесь панике. Запомните, что единый номер спасения 112. Вы молодцы. Хорошо справились с заданием.! Давайте теперь немного поиграем.
Что же может стать причиной пожара, прорыва водопровода и утечки газа? Сейчас мы их вспомним, если поиграем в игру. Я называю причину пожара – вы топаете, причину неисправности водопровода – вы хлопаете, причину утечки газа – шипите. - Треснула водопроводная труба. (хлопаем) - забыли выключить утюг. (топаем) -Забыли закрыть кран с водой. (хлопаем) - Бросили горевшую спичку. (топаем) - Задуло огонь на газовой плите (шипим) - Взрыв петарды дома.(топаем) - Неисправность газового оборудования. (шипим) - Засорилась водопроводная труба (хлопаем) Н - Закипающая жидкость залила огонь.(шипим) |
Учащиеся настраиваются на урок.
Собирают.
Ответы детей.
Дома я в безопасности.
Дома тоже встречают на опасные места. -пожар, таблетки, острые предметы и т.д.
Огонь
Вода
газ
- Тема нашего урока -огонь, вода и газ.
Нет.
- Цель: познакомимся с правилами безопасности при аварийных ситуациях.
- От огня может разгореться - пожар. -Пожарные.
- Вода может затопить квартиру. -Водопроводчик, сантехник.
- От газа можно задохнуться или может произойти взрыв. -Газовая служба, газовики.
-Спасатели – это специально обученные люди, которые приходят на помощь в аварийных ситуациях
(Делятся на группы.)
(работают в группе)
Ответы 1 группы
Ответы 2 группы
Ответы 3 группы |
|||
Творческое применение знаний. (3 мин.) |
- предлагаю вам выполнить такое творческое задание, с которым вы уже знакомы -«синквейн». Напомню, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где: Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). «кто?», «что?» Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). «Какая, какое, какой?» Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). «Что делает?» Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – слово, которое повторяет суть темы.
Спасатель. Быстрый, находчивый. Тушит, устраняет, исправляет. Спасает людей. Не оставит в беде!
Дым. Серый, удушающий, Слепит, распространяется , охватывает. Дыма без огня не бывает. Пожар!
Как хорошо у нас получилось. Вы настоящие знатоки своего дела! |
Огонь Горящий, быстрый. Захватывает, обжигает, разрушает. Сжигает всё на своём пути. Опасность!
Газ. Бесцветный, незаметный. Душит, распространяется, отравляет. Взрывается от искры. Опасность!
Вода. Жидкая, быстрая. Течёт, топит, портит. Бьёт струёй. Опасность! |
|||
Физ.минутка. (1 мин) |
Давайте сделаем вывод: -Что надо делать в первую очередь при возникновении пожара? (Вызвать пожарных) «Зоркие спасатели» (Слайд15) Мы все спасатели и следим за тем чтобы в городе не было пожара, утечки газа или аварии водопровода. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И на лево тоже Поглядим из под ладошек. И – на право! И ещё Через левое плечо! Через правое плечо! 1.2 – выше голова 3,4 - руки шире 5,6 – тихо сесть Или видео в городе не было пожара. |
Выполняют |
|||
Закрепление изученного. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (3 мин.) |
Работа с тестом – взаимопроверка:
Тест по теме: «Огонь, вода и газ»
1. Соедини стрелочками экстренную ситуацию и куда нужно позвонить: А. 01 1. Утечка газа
Б. Диспетчер Родители 2. Пожар Соседи
В. 04 3. Прорыв водопровода
2. Что может сделать газ? а) Ничего б) Затопить квартиру в) Взорваться
3. Чего нельзя делать при пожаре? а) Громко кричать б) Убегать из квартиры в) Пользоваться лифтом г)Дышать через мокрое полотенце
4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать, прежде всего? а) оставить все как есть до прихода родителей - это дело взрослых; б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям; в) выйти из квартиры.
5. . Укажи, чего не надо делать, если пахнет газом а) зажечь плиту +++++
Все ответы верны пять +. ++++
Верны четыре ответа – четыре+
+++
Верны три ответа – три+ ++
Верны два ответа – два + |
Работают с тестом
Правильные ответы: А-2, Б-3, В-1 в в б а |
|||
Итог урока.
Рефлексия.
(4 мин) |
-Над какой темой мы работали? - Какие опасности могут случится дома ? - Что нужно делать при пожаре? -Что нужно делать при утечке газа? - Как поступить, если прорвало трубу с водой? -А чем вам запомнится этот урок? Я хочу раздать вам памятку. Здесь написано, что нужно делать в опасных ситуациях и заполните список важных телефонных номеров в случае возникновения непредвиденных опасностей. ПАМЯТКА Самое главное и самое ценное у человека – это его жизнь. Жизнь одна и поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают. На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам. |
Ответы детей |
|||
Самооценка.
(2 мин.) |
- Оцените свою работу на уроке: -Было интересно, считаете, что усвоили новый материал и поработали хорошо – выберите картинку из коробочки и расположите на верхней ступеньке лесенки; -Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - на средней ступеньке лесенки; -Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - на нижней ступеньке лесенки; |
|
|||
Домашнее задание. (1 мин.) |
Прочитать в учебнике тему «Огонь, вода и газ» и ответить на вопросы «Проверь себя» Выполнить задания в рабочей тетради. № 3,4,6. |
Записывают д.з
|