12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авозьян Ольга Владимировна102
Россия, Иркутская обл., п.Янгель

Конспект урока: окружающий мир 1 класс, УМК «Школа России» автор Плешаков А. А.

Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока: ОНЗ

Цель: Способствовать формированию знаний о видах и причине возникновения дождя и ветра, раскрыть значение этих явлений для природы и человека.

Предметные умения

УУД

сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения,

раскрыть значение этих явлений для природы и человека.

1. Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий.

2. Познавательные УУД:

- анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из их частей;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- слушать и понимать речь своих товарищей. учителя, умение работать в парах, группах, вести диалог.

- понимать заданный вопрос, оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, взаимооценки, понимание смысла учебной деятельности;

- формирование положительного отношения к урокам окружающего мира;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- прививать любовь к природе, окружающему миру.


Формы познавательной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая работа.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

Персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

Учебник (Окружающий мир: учебник/ А. А. Плешаков – М.: Просвещение, 2018);

Чайник с водой, вата и стакан с водой, зеркальце, наглядный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их улыбкой. Сядьте удобно, закройте глаза, повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Я радуюсь этому.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Откройте глазки. Покажите, как нужно правильно сидеть за партой. Я уверена, что вы готовы показать гостям, как хорошо умеете работать.

Выполняют действия

Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации;

- формирование положительного отношения к урокам окружающего мира;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

Актуализация знаний

Вспомните, на какие вопросы мы ищем ответы в нашем новом разделе?

Почему и зачем?

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение;

Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по окружающему нас миру вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, необходимо разгадать загадки, которые принесла нам Черепаха.

1 загадка:

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

2 загадка:

Кусты и деревья качает,

Воет, как волк, в трубе.

Сразу за дверью встречает

И дует в лицо тебе…(ветер)

Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Вставьте в предложение пропущенные слова-действия, подходящие по смыслу и вы узнаете тему урока. (СЛАЙД 1 Почему ______ дождь и _________ ветер)

Правильно. Тема урока «Почему идет дождь и дует ветер». СЛАЙД 2

Какую цель поставим?

-Сегодня мы попытаемся объяснить причины возникновения дождя и ветра, а также выясним значение этих явлений для природы и человека. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, нам сегодня предстоит провести опыт и поработать в группах и парах.

Разгадывают загадки



Ответы детей: дождь, ветер







О дожде и ветре




Узнать, почему идет дождь и дует ветер?


Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

Познавательные УУД:

- осуществлять синтез как составление целого из их частей;

Коммуникативные УУД:

- понимать заданный вопрос, оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

-понимание смысла учебной деятельности;

Создание проблемной ситуации

Ребята, попробуйте ответить, почему идет дождь? Почему дует ветер?

Ответы учеников

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение;

Познавательные УУД:

-выдвижение гипотез и их обоснование;


Выявление места и причины затруднения

Почему возникли разногласия (разные мнения)?

Вы не пришли к одному мнению, и я сейчас вам помогу открыть новые интересные знания.

Предположение учеников


Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение;

Построение проекта выхода из затруднения

1 опыт

Ставлю чайник.

Что я делаю?

А что в природе нагревает воду в морях, реках и озёрах?

Что мы наблюдаем дальше?

Вода при нагревании превращается в пар. Кто знает, как называется это процесс?

Подержать зеркало с паром.( Пройти показать всем)

Что произошло?

Поверхность зеркала холодная, как и воздух высоко над Землей, поэтому пар опять превратился в капельки воды.

В природе это происходит так.(СЛАЙД 3 не до конца):

Солнце нагревает поверхность рек,озер,морей, вода испаряется, но пар мы не видим, он поднимается вверх. Наверху воздух холодный, поэтому пар превращается в капельки воды.

Ребята, а что образуется из капелек воды, когда они поднялись вверх?

А почему же капли падают обратно на землю? Сейчас попробуем это выяснить с помощью опыта. Работать будете в парах.

Опыт 2 (САЛФЕТКИ)

На партах стакан с водой и кусочек ватки. Выполнять задание нужно аккуратно, чтобы воду не пролить.

Представьте, что ватка - маленькое облако. Опустите его в стакан, оно насыщается водой. Возьмите ватку аккуратно в руку. Что происходит?

Что произойдет с облаком, когда оно наполнится большим количеством воды?

Что же такое дождь?

(СЛАЙД 3 ПРОДОЛЖЕНИЕ) Туча – это темное густое облако. Капельки воды в туче тяжелые, поэтому они падают на землю. Так получается дождь.

Сделаем вывод. Почему идет дождь?

Как вы думаете, какой бывает дождь?

На доске карточки с видами дождей. 1.Косохлест 2. Ливень 3.Ситничек.

Прочитайте названия. Откройте учебник на стр. 36. Найдите рисунок. Наш добрый Муравьишка просит помочь ему определить, где здесь ливень, ситничек и косохлест.

Подумайте, почему у них такие названия?

Итог.


Ребята, а какой дождь у нас на слайде? Вы заметили, что тучка поменяла местоположение? Подумайте, почему?

ФИЗМИНУТКА:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Что вы чувствовали, когда махали руками перед лицом?

Откуда он взялся?

Так что же такое ветер?

Почему дует ветер, вы узнаете из учебника самостоятельно. На странице 37 найдите текст, выделенный жирным шрифтом. Тихонько прочитайте 2 предложение и ответьте на поставленный вопрос.

Кто мне ответит, почему дует ветер?

Итог: солнышко прогревает землю, а от земли нагревается воздух. Теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, а на его место устремляется холодный воздух.

Какой бывает ветер?

А кто из вас попадал под сильный дождь или ветер? Что вы видели?

Какие несчастья приносит сильный дождь и ветер?

Верно, поэтому находиться на улице во время сильного дождя и ветра опасно. Вы можете простудиться под дождем, ветер может поднять в воздух опасные предметы. Так что, если вы увидели темную тучу, услышали гром или подул резкий ветер, нужно идти домой. А дома во время сильного дождя и ветра нужно закрыть окна и двери, а также, если сверкает молния, отключить электроприборы.

Значит, нам будет лучше, если на планете не будет дождя и ветра?

Сейчас вы выполните задание в группах. 1 группа: Андрей, Артем, Сергей, Саша, Вадим и Даниил проходят к столу со словом дождь; 2 группа: Алиса, Арина, Полина, Савелий, Ваня и Ярослав проходите к столу со словом ветер.

Вспомните правила поведения в группе

Ответственных я назначу сама: Андрей и Алиса, вы отвечаете за дисциплину и работу в группах. При помощи картинок попробуете определить пользу ветра и дождя для природы и человека. Распределите ответы так, чтобы каждый смог ответить по предложению.

Дается время на выполнение задания.

Сделайте вывод

ИТОГ: дождь и ветер могут вредить, но и приносят пользу. Без ветра и дождя нарушилась бы работа всей планеты и жизни бы не было.



Нагреваете воду

Солнце

Начинает подниматься пар.


Испарение



На зеркале появились капли воды.




Слушают







Облако







Опускают ватку в стакан с водой. Осторожно приподнимают ватку.

Капает вода.

Станет тяжелым, превратится в тучу и пойдет дождь

Это осадки, выпадающие в виде капель воды.

Дождь идет потому, что тяжёлые КАПЕЛЬКИ воды, из которых состоят ТУЧИ, падают на землю.

Отвечают



Работают с учебником.


Ливень – проливной дождь

Ситничек- мелкий дождь, как через сито или марлю

Косохлест- косой дождь.


Высказывают предположения


Дует ветер







Воздух

Мы заставили руками воздух двигаться.

Ветер - движущийся воздух


Ветер дует потому, что при нагревании земли солнечными лучами теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.




Слабый. Сильный

Рассказывают


Разрушают дома, деревья, заливают огороды, поселки, повреждают линии связи.








Высказывают предположения



Читают вслух по предложению.




1.В группе должен быть ответственный. 2. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. 3.Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. 4.Не бойся высказывать своё мнение.


Каждый высказывается



Дождь и ветер приносят пользу.

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из их частей;

-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- наблюдать и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- слушать и понимать речь своих товарищей. учителя, умение работать в парах, группах, вести диалог.

- понимать заданный вопрос, оформлять свои мысли в устной форме;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, понимание смысла учебной деятельности;

- формирование положительного отношения к урокам окружающего мира;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- прививать любовь к природе, окружающему миру.


Самостоятельная работа

Сейчас проверим, как вы внимательны были на уроке. Выполним тест на листочках. У вас уже стоят цифры. Я читаю вопрос, а вы напротив номера вопроса записываете только букву, под которой услышите правильный ответ..

Что такое туча?

А) пар

Б) густое облако

В)туман

Почему идёт дождь?

А) Потому что на землю опускается облако

Б) потому что гремит гром

В) потому что капли воды в туче тяжелые

3. Что такое ветер?

А) движение туч

Б) циклон

В) движение воздуха

4. Каково значение ветра и дождя?

А) Приносят и вред, и пользу

Б) Наносят только вред

В) Приносят только пользу

Давайте проверим, что у вас получилось. Передайте свой листочек соседу по парте. Каждый берет в руки простой карандаш. Если ответ верный – ставим плюс «+», если неверный – минус «-»(СЛАЙД 4)

Поднимите руки, у кого одни плюсики? ИТОГ

Самостоятельно выполняют тест, проверяют работы соседа, оценивают.

Регулятивные УУД:

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

- анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков;

-установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Коммуникативные УУД:

- понимать заданный вопрос, оформлять свои мысли в письменной форме;

Личностные УУД:

- формирование навыков самооценки, взаимооценки;


Рефлексия

Вспомните тему урока? Какова была цель? Мы ее достигли, как вы считаете?

За что бы вы похвалили себя на уроке?

За что похвалите своих одноклассников?

Если урок вам был полезен, понятен и интересен, нарисуйте весёлое солнышко, если вам было не интересно и непонятно, нарисуйте грустное.

Ометить активных.

Рисуют солнышки, вывешивают на доску.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Коммуникативные УУД:

- понимать заданный вопрос, оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;

- формирование положительного отношения к урокам окружающего мира.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.