Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме «Иван Алексеевич Бунин "Листопад"»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока
по литературному чтению
в 4 А доп. классе
(вариант 2.2)
по теме:
Иван Алексеевич Бунин
«Листопад»
Составила:
учитель начальных
классов
Е.А.Фадеева
2023-2024 уч.год
Тема урока: И.А. Бунин «Листопад»
Тип урока: комбинированный.
Цель: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средствах художественной выразительности. Воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи:
образовательная: кратко познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бунина, формировать коммуникативные умения учащихся необходимые для нахождения главной мысли в стихотворении; совершенствовать свои высказывания, ввести в словарь учащихся слова: сравнение, эпитет, терем, лиловый, золотой, багряный, лазурь, вдова, завороженный;
коррекционно-развивающая: развивать навыки анализа произведения, подбирать варианты высказывания; развивать монологическую речь, слуховое восприятие, внимание и память;
воспитательная: способствовать эмоциональному восприятию произведений литературного чтения; воспитывать эстетический вкус, формировать навыки этичного межличностного отношения между учащимися;
коррекционная - закреплять навыки произношения звука «Т» в слогах и словах; развивать слуховое восприятие и произносительную сторону устной речи на материале новых фраз, активизировать лексику учащихся по темам литературного чтения.
Оборудование: использование ИКТ (ноутбук, проектор, экран)
Презентация по теме, индивидуальные слуховые аппараты, таблички, рабочие тетради, учебник «Чтение и развитие речи 5 класс» Н.Е. Граш.
Словарь: сравнение, эпитет, терем, лиловый, золотой, багряный, лазурь, вдова, завороженный;
Метод. приёмы: объяснительно-иллюстративный метод.
Предыдущее домашнее задание: по словарю повторить лексический материал по теме «творчество И.А.Бунина», индивидуальное задание для обучающегося с повышенной мотивацией: рассказ о писателе (ученик отработал материал на индивидуальном занятии с педагогом по развитию слуха и формированию произношения).
Ход урока
№ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| I.Организационный момент | |
- Встаньте. Поздоровайтесь. - Сядьте. -…., как ты меня слышишь? -Кто сегодня дежурный? - Кого нет с нами? - Какой сейчас урок? - …, иди к доске и составь план урока? План урока: Сначала будем составлять вопросы и беседовать о писателе. Потом будем читать стихотворение и отвечать на вопросы Затем будем писать Наконец будем подводить итоги и рассуждать на тему: главная мысль в стихотворении. | -Здравствуйте -я слышу (хорошо, плохо) - Я сегодня дежурный. - С нами (все, нет…, потому что…) - Сейчас урок чтения. - (учащийся выходит к доске и воспринимает на слух воспроизведенные учителем фразы за экраном. Ученик составляет план урока.) | |
| Дежурный звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый. Слоговые упражнения: ТО ТО ТО – темнеют ОТ ОТ ОТ –терем Терем- терема Лес, точно терем расписной | Дежурный звук [Т] – согласный, глухой, твёрдый. Слоговые упражнения: ТО ТО ТО – темнеют ОТ ОТ ОТ –терем Терем- терема Лес, точно терем расписной |
| II. Повторение изученного материала | |
-Ребята, как вы думаете, какая тема урока? -Сегодня тема урока: Стихотворение «Листопад»". -Что за жанр - стихотворение? - Что вы уже знаете по данной теме? | (На экране заставка стихотворения) (дети предлагают темы)- Стихотворение «Листопад» -Стихотворение-это жанр поэтической речи -У стихотворения есть автор И.А.Бунин - Название стихотворения «Листопад» | |
| III. Изучение нового материала | |
-Назовите тему урока. -Каких целей должны достигнуть | 1.Познакомимся с биографией и творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад» 2.Будем учиться анализировать стихотворение. | |
| -Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского писателя И.А. Бунин. О писателе нам расскажет… -Где прошли детские годы жизни писателя? – О чём И.А. Бунин писал в своих стихах? -Рассмотри портрет поэта. Какие чувства вызывает у тебя этот человек? | (Выступление подготовленного ученика, сопровождаемое показом подготовленного им доклада) Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Но всё его творчество связано с родиной, с Россией, с её бессмертной, удивительной и неповторимой красотой. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище. - В имении своих родителей под Воронежем, в деревне. -О природе, о красоте России! -Интеллигентный, красивый, воспитанный человек. |
| Беседа о стихотворении | |
| 1.Прежде чем познакомиться с произведением, разберём некоторые слова: 2 . Работа над стихотворением. - Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор. (Используйте нужные выражения) - В солнечный или пасмурный день наблюдает И.А.Бунин осенний пейзаж? Найди в тексте - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки? | Читает учитель под СЛАИДЫ. Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей. Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости. Завороженный- очарованный, околдованный. -Чувство радости (легкой грусти, печали, покоя) -Пригретый солнечным теплом… (Ответы учеников) |
| IV. Письменная работа. | |
| Ребята, в стихотворении автор использует языковые средства художественной выразительности, такие как: сравнения, эпитеты, олицетворения. -С чем сравнивает поэт осенний лес? Прочитай и выпиши сравнения , которые создают поэтический образ леса - Какие эпитеты использует мастер для изображения лирического образа леса-терема? Самостоятельная работа в тетради Лес(какой?),(какой?), (какой?), (какой?); Стеной(какой?), (какой?) (что делает?); Березы блестят (какой?) (чем?); Терем (какой?). -Какие олицетворения использует автор при описании леса? 3.Повторное восприятие - Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова. Встретились цвета. Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4 цвета и названия цветов- лиловый, золотой багряный, лазурь) |
-Лес, точно терем -Ёлочки, как вышки -Просветы в небо, что оконца -Паутина, как сеть -Мотылёк, как лепесток Лес расписной, лиловый, золотой, багряный Стеной весёлой, пёстрою стоит Берёзы блестят жёлтою резьбой Терем пёстрый (Сравнение с записью на доске, Одновременно дети заполняют словарь (записывают определения, слова-помощники) - Берёзы блестят Лес пахнет дубом и сосной Осень тихою вдовой вступает Мотылёк замирает Расслышать листика Шуршанье Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр от этого возникли названия багровый и багряный. Багряный - чистый, яркий алый цвет Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. |
| Физминутка Физкультминутка. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает И листочки обрывает. Листья желтые летят, В нашем классе листопад | |
| V. Работа с деформированным текстом | |
| Лес, точно терем _________, Лиловый, золотой, ________, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою ________ Блестят в лазури голубой, Как ________, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что ________. Лес пахнет дубом и ________, За лето высох он от солнца, И ________ тихою вдовой Вступает в пёстрый ________ свой. | Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой. |
| VI. Стадия рефлексии | |
| -Какое у вас настроение? Спросите друг у друга. - Что нового вы узнали на уроке? | Настроение. -Какое у тебя настроение? У меня … - На уроке я узнал…. |
| VII. Домашнее задание. | Выучить отрывок стихотворения наизусть |
| VIII. Итоговое оценивание -Чем мы занимались на уроке? - Вам понравился урок? | - На уроке мы беседовали, слушали, читали, писали, отвечали на вопросы. - Да, мне понравился урок (Нет, …) |
*(подчеркнутые фразы даются на слух за экраном)