Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме «Иван Алексеевич Бунин "Листопад"»

4
0
Материал опубликован 25 October 2023



Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»













Конспект урока

по литературному чтению

в 4 А доп. классе

(вариант 2.2)

по теме:

Иван Алексеевич Бунин

«Листопад»











Составила:

учитель начальных

классов

Е.А.Фадеева









2023-2024 уч.год



Тема урока: И.А. Бунин «Листопад»

Тип урока: комбинированный.

Цель:  Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной выразительности. Воспитывать любовь к своей Родине.

Задачи:

образовательная: кратко познакомить с жизнью и творчеством И.А.Бунина, формировать коммуникативные умения учащихся необходимые для нахождения главной мысли в стихотворении; совершенствовать свои высказывания, ввести в словарь учащихся слова: сравнение, эпитет, терем, лиловый, золотой, багряный, лазурь, вдова, завороженный;

коррекционно-развивающая: развивать навыки анализа произведения, подбирать варианты высказывания; развивать монологическую речь, слуховое восприятие, внимание и память;

воспитательная: способствовать эмоциональному восприятию произведений литературного чтения; воспитывать эстетический вкус, формировать навыки этичного межличностного отношения между учащимися;

коррекционная - закреплять навыки произношения звука «Т» в слогах и словах; развивать слуховое восприятие и произносительную сторону устной речи на материале новых фраз, активизировать лексику учащихся по темам литературного чтения.

Оборудование: использование ИКТ (ноутбук, проектор, экран)

Презентация по теме, индивидуальные слуховые аппараты, таблички, рабочие тетради, учебник «Чтение и развитие речи 5 класс» Н.Е. Граш.

Словарь: сравнение, эпитет, терем, лиловый, золотой, багряный, лазурь, вдова, завороженный;

Метод. приёмы: объяснительно-иллюстративный метод.

Предыдущее домашнее задание: по словарю повторить лексический материал по теме «творчество И.А.Бунина», индивидуальное задание для обучающегося с повышенной мотивацией: рассказ о писателе (ученик отработал материал на индивидуальном занятии с педагогом по развитию слуха и формированию произношения).













Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


I.Организационный момент

- Встаньте. Поздоровайтесь.

- Сядьте.

-…., как ты меня слышишь?

-Кто сегодня дежурный?

- Кого нет с нами?

- Какой сейчас урок?

- …, иди к доске и составь план урока?

План урока:

Сначала будем составлять вопросы и беседовать о писателе.

Потом будем читать стихотворение и отвечать на вопросы

Затем будем писать

Наконец будем подводить итоги и рассуждать на тему: главная мысль в стихотворении.



-Здравствуйте


-я слышу (хорошо, плохо)

- Я сегодня дежурный.

- С нами (все, нет…, потому что…)

- Сейчас урок чтения.

- (учащийся выходит к доске и воспринимает на слух воспроизведенные учителем фразы за экраном. Ученик составляет план урока.)


Дежурный звук [Т] –

согласный, глухой, твёрдый.

t1698210258aa.png

Слоговые упражнения:

ТО ТО ТОтемнеют

ОТ ОТ ОТтерем

Терем- терема

Лес, точно терем расписной

Дежурный звук [Т] –

согласный, глухой, твёрдый.

t1698210258aa.png

Слоговые упражнения:

ТО ТО ТОтемнеют

ОТ ОТ ОТтерем

Терем- терема

Лес, точно терем расписной


II. Повторение изученного материала


-Ребята, как вы думаете, какая тема урока?

-Сегодня тема урока: Стихотворение «Листопад»".

-Что за жанр - стихотворение?

- Что вы уже знаете по данной теме?

(На экране заставка стихотворения)

(дети предлагают темы)- Стихотворение «Листопад»


-Стихотворение-это жанр поэтической речи

-У стихотворения есть автор И.А.Бунин

- Название стихотворения «Листопад»


III. Изучение нового материала

-Назовите тему урока.



-Каких целей должны достигнуть

1.Познакомимся с биографией и творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад»

2.Будем учиться анализировать стихотворение.


-Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского писателя И.А. Бунин. О писателе нам расскажет…



































-Где прошли детские годы жизни писателя?

О чём И.А. Бунин писал в своих стихах?

-Рассмотри портрет поэта. Какие чувства вызывает у тебя этот человек?

(Выступление подготовленного ученика, сопровождаемое показом подготовленного им доклада)

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. Но всё его творчество связано с родиной, с Россией, с её бессмертной, удивительной и неповторимой красотой. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.


- В имении своих родителей под Воронежем, в деревне.


-О природе, о красоте России!


-Интеллигентный, красивый, воспитанный человек.


Беседа о стихотворении


1.Прежде чем познакомиться с произведением, разберём некоторые слова:









2 . Работа над стихотворением.

- Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор. (Используйте нужные выражения)

- В солнечный или пасмурный день наблюдает И.А.Бунин осенний пейзаж? Найди в тексте

- Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

Читает учитель под СЛАИДЫ.

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.
Вдова – женщина, муж которой умер.

Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.

Завороженный- очарованный, околдованный.





-Чувство радости (легкой грусти, печали, покоя)


-Пригретый солнечным теплом…





(Ответы учеников)





IV. Письменная работа.



Ребята, в стихотворении автор использует языковые средства художественной выразительности, такие как: сравнения, эпитеты, олицетворения.

-С чем сравнивает поэт осенний лес? Прочитай и выпиши сравнения , которые создают поэтический образ леса



- Какие эпитеты использует мастер для изображения лирического образа леса-терема? Самостоятельная работа в тетради

Лес(какой?),(какой?), (какой?), (какой?);

Стеной(какой?), (какой?) (что делает?);

Березы блестят (какой?) (чем?);

Терем (какой?).






-Какие олицетворения использует автор при описании леса?























3.Повторное восприятие

Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова.

Встретились цвета. Давайте соотнесём название цвета и цвет (На доске вывешены 4 цвета и названия цветов- лиловый, золотой багряный, лазурь)






-Лес, точно терем

-Ёлочки, как вышки

-Просветы в небо, что оконца

-Паутина, как сеть

-Мотылёк, как лепесток







Лес расписной, лиловый, золотой, багряный

Стеной весёлой, пёстрою стоит

Берёзы блестят жёлтою резьбой

Терем пёстрый

(Сравнение с записью на доске,

Одновременно дети заполняют словарь (записывают определения, слова-помощники)



- Берёзы блестят

Лес пахнет дубом и

сосной

Осень тихою вдовой

вступает

Мотылёк замирает

Расслышать листика

Шуршанье

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багр

от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.



Физминутка

Физкультминутка. 

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад




V. Работа с деформированным текстом



Лес, точно терем _________,

Лиловый, золотой, ________,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою ________

Блестят в лазури голубой,

Как ________, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что ________.

Лес пахнет дубом и ________,

За лето высох он от солнца,

И ________ тихою вдовой

Вступает в пёстрый ________ свой.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.


VI. Стадия рефлексии



-Какое у вас настроение? Спросите друг у друга.

- Что нового вы узнали на уроке?

Настроение.

-Какое у тебя настроение? У меня …

- На уроке я узнал….


VII. Домашнее задание.

Выучить отрывок стихотворения наизусть


VIII. Итоговое оценивание

-Чем мы занимались на уроке?


- Вам понравился урок?



- На уроке мы беседовали, слушали, читали, писали, отвечали на вопросы.

- Да, мне понравился урок (Нет, …)

*(подчеркнутые фразы даются на слух за экраном)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации