Конспект урока по обучению грамоте «Сопоставление слов, различающихся одним звуком» (1 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Сопоставление слов, различающихся одним звуком
ФИО (полностью): Викина Оксана Владимировна
Место работы: МБОУ СОШ № 4 города Оленегорска Мурманской области
Должность: учитель начальных классов
Предмет: обучение грамоте
Класс:1
Тема и номер урока в теме: 27
Базовый учебник: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова
Цель урока: Повторить правила обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков, развивать фонематический слух, мыслительные процессы, продолжить учить детей наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков.
Формируемые предметные результаты:
Формируемые метапредметные результаты:
- личностные универсальные учебные действия
понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
-регулятивные универсальные учебные действия
организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
-познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в паре
Необходимое техническое оборудование: индивидуальные карточки для работы, цветные фишки для построения звуковых схем, рисунки с изображением мишки и мышки, магниты, музыкальная физкультминутка, компьютер, колонки.
Структура и ход урока:
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
I.Организационный момент. II.Актуализация имеющихся знаний III Работа по теме урока Решение учебной задачи IVЗакрепление знаний и способов действий V.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов VI.Самооценка VII.Итог урока | Эмоциональный настрой на урок: Индивидуальная работа Парная работа Игровой момент Показывает героев урока – мишку и мышку Звуковой анализ слов Составление схем слов Инсценировка стихотворения | -Встало солнышко давно, Улыбнулось нам оно. Нас оно пригласило в класс, Начинается урок для нас. -Ребята, что нам даёт солнышко? -Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, своей замечательной улыбкой поприветствуйте их. -А теперь поверните головку друг к другу, улыбнитесь и тихонько пожелайте друг другу успехов на уроке. -Давайте вспомним с вами буквы, которые мы изучили (называют) -А теперь мы выполним задание. Расселите эти буквы по домикам. Поставьте их около своего домика. К доске пойдёт … А все остальные ребятки пододвинут к себе листочки, возьмут в руки простые карандашики и стрелочками покажут, в какой домик пойдёт каждая буква. -Итак, ребята, посмотрите на экран. Каждый сравнит со своей работой. У кого работа сделана также, как у Илюши? -У кого не так? -По какому признаку вы разделили эти буквы? - -Ребята, а к нам в гости сегодня пришли, ой, забыла кто. Кто пришёл, вы мне сейчас сами скажите. Мы поиграем с вами в игру «Доскажи словечко» -На полу скребётся (мышка) Спит в берлоге бурый (мишка) -Кто же к нам пришёл? -Мышка и мишка любят составлять схемы слов. Вот и сегодня, перед тем как пойти в школу они составляли схемы. Но пока играли, забыли, кому какая схема принадлежит. --Какая схема подходит к слову мышка? -Почему такую схему выбрали? -Давайте проверим (м, м, м, )-ышка Какой буквой мы обозначим 2-ой звук? -Что показывает буква ы? -А в слове мишка? -Какой буквой обозначим 2-ой звук в слове мишка? -Что показывает буква и? -Ребятки, а как вы думаете, Мишка пойдёт в какой домик в гости? А мышка? Физкультминутка -Мишка вышел из домика и пошёл в лес шишки собирать, и мы пойдём. Мишка косолапый, По лесу идёт. Шишки собирает, в корзиночку кладёт. Вдруг упала шишка прямо Мишке в нос, Мишка испугался и ногами топ, топ, топ. Больше я не буду шишки собирать, А пойду с ребятами буквы изучать. -Куда попала Мишке шишка? (Самостоятельно проводят звуковой анализ слова нос) -Составьте звуковую схему слова нос (дети выкладывают фишки) -Посмотрите на доску, сравните свои схемы со схемой на доске. У кого так? + -Назовите второй звук в слове нос? -Какой буквой обозначим? -Докажите. -Молодцы. А теперь поиграем в игру «День и ночь» (Закрываем ладошками глазки) (учитель меняет фишку) + -Назовите второй звук в слове нос? +звук о -Какой буквой обозначим? +буквой о -Докажите. +После твёрдого согласного звук (о) обозначается буквой о, а звук (н) твёрдый. -Молодцы. А теперь поиграем в игру «День и ночь» (Закрываем ладошками глазки) (учитель меняет фишку) -Открываем глаза. Что изменилось? + - Какой звук обозначает зелёный квадрат? -Какое слово нужно произнести? -Что ещё нужно изменить? -Что обозначает буква ё? -Закрываем глазки (появляется буква а) Какое слово получилось? -Подходит ли эта схема к слову нас? -Итак, сделаем вывод. Скажите, какие же буквы показывают нам твёрдость согласных? -А мягкость? -Мишка и мышка приглашают нас поиграть вместе с ними в футбол. Смотрим на экран. Учитель читает стихотворение, а дети читают получившиеся слова. Если штангой сделать М, Если штангой сделать Л. И забить в ворота Е Будет МЕЛ. Если О забить, как гол, Будет МОЛ. У забьём: вратарь уснул! Будем МУЛ (домашнее животное, помесь осла с кобылою) И-мил Ы-мыл А-мал Я-мял Ё-мёл. -Молодцы!У вас на партах лежат смайлики. Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поднимите зеленый смайлик, если у кого-то не все получается, желтый смайлик. Если вы ничего не поняли, и вам было не интересно, поднимите красный смайлик. -Давайте подведём и итог урока. Чему научились на уроке? + -Какая работа вызвала у вас особый интерес? + -На какие 2 группы можно разделить гласные буквы? +Буквы, которые показывают твёрдость согласного, и буквы, которые показывают мягкость согласного. -Спасибо за урок. Урок окончен. | +тепло, ласку, хорошее настроение, улыбку. (на доске по мере того, как дети называют те буквы, которые они изучили- буквы появляются на экране) + буквы а, о, у, э, ы- показывает твёрдость согласных, а буквы я,ё,ю, е, и- показывает на мягкость согласных. -Ребята, а к нам в гости сегодня пришли, ой, забыла кто. Кто пришёл, вы мне сейчас сами скажите. Мы поиграем с вами в игру «Доскажи словечко» -На полу скребётся (мышка) Спит в берлоге бурый (мишка) - ++мышка и мишка (на слайде появляется изображение мишки и мышки) ++В слове мышка первый звук твёрдый. ± +ы + +показывает твёрдость согласного +показывает мягкость согласного + в нос +звук о +буквой о + - +После твёрдого согласного звук (о) обозначается буквой о, а звук (н) твёрдый. +квадратик стал зелёным - +Мягкий согласный нь. +нёс - +букву о на ё - +показатель мягкости -Закрываем глазки (появляется буква а) - +нас - +зелёный квадрат поменять нужно на синий. - +АОУЭЫ - +ЯЕИЮЕ стихотворение, а дети читают получившиеся слова. Е - | Личностные: -активизация самостоятель- ности, мотивирование на достижение цели познания; Регулятивные: - выполнение учебных действий; - осуществление контроля, самоконтроля; Познавательные: - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; -знаково-символическое моделирование Регулятивные: - планирование. Познавательные: - моделирование, рассужде-ние, доказательства. Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Регулятивные: - контроль, коррекция. Общеучебные: - умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения. Коммуникативные: - умение сотрудничать с партнёром. Регулятивные: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные: - самоопределение. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: - смыслообразование. | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КоммуникативноеУУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Метапредметные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию. Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение . Предметные: учащиеся характеризуют изученные звуки. |