Конспект урока по окружающему миру на тему «Закон всемирного тяготения» (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру
Учитель: Чебыкин Валентин Валериевич
Класс: 4
Тема: Закон всемирного тяготения.
Цель: создание условий для формирования представлений у детей о Законе всемирного тяготения.
Задачи: 1) организовать работу по актуализации знаний детей по ранее изученной теме «Глобус»;
2) формировать представления о Законе всемирного тяготения через опыты и наблюдения детей;
3) способствовать развитию наблюдательности, любознательности, ответственности;
4) содействовать воспитанию стремления к знаниям, чувства долга и любви к природе, к Родине.
Оборудование: мультимедиа, карточка с заданием, воздушный шарик, магнит, лист картона, магниты – 15 шт, скрепки, монеты, гвоздики, расческа, видеофрагменты, лист бумаги, мяч.
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Орг.момент |
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш урок я хочу начать с высказывания известного чешского педагога, писателя Яна Амос Коменского «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию» - Как вы понимаете это высказывание? - Правильно, человек не должен терять ни одной минуты зря. И сегодня наш урок не должен пройти зря, вы должны прибавить что-то новое к своему образованию. |
Приветствуют.
- Человек должен узнавать для себя что-то новое, не теряя минуты. |
Действия с правилами поведения и общения (К) |
Актуализация знаний |
- Прежде чем начинать изучать новый материал, нам нужно вспомнить, о чем вы говорили на прошлом уроке. Какое домашнее задание вам было задано? - Кто желает ответить у доски домашнее задание?
- Также я приготовил для вас интересное задание. На партах у вас лежат чистые листочки, положите их перед собой и подпишите. Сейчас я вам буду называть утверждения, ваша задача: если вы считаете что оно верное, то ставите знак «+», если неверное - знак «-». Кому задание не понятно? 1. Глобус – это модель Земли. 2. Полюса Земли имеют название Восточный и Западный. 3. Линия, которая одинаково удалена от полюсов называется земная ось. 4. Земля не имеет Северного полушария. 5. Ось, проходящая через земной шар, называется экватором. 6. Форма Земли немного сплюснута у полюсов и выпукла на экваторе. 7. Полюса называются точки, где воображаемая ось выходит на поверхность Земли. - Сейчас поменяйтесь листочками с соседом, ответы появились на слайде. Проверьте. Возьмите в руки карандаши. Если ответ правильный обведите его, если не правильный зачеркните. А сейчас посчитайте, сколько ответов правильно и поставьте оценку. 7 – «5» 6– «4» 5-4– «3» 3-0 – «2» |
- Пересказ о глобусе. Проверка д/з.
+
-
- +
-
+
+ |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Использование знаково-символических средств (П)
Фиксирование инд. затруднения в пробном действии (Р)
Использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
Целеполагание |
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним законом, а с каким именно, вы попробуете догадаться сами. Мы сейчас с вами выполним несколько опытов. Мне в помощники нужен один желающий. Опыт с воздушный шариком - Потрите шарик о волосы. Поднесите шарик к волосам. Что произошло?
- Как вы думаете, почему воздушный шарик остался на волосах? - Кто же был прав, мы узнаем в ходе урока. Присаживайся на место. Проведем следующий опыт: я держу в руках перед вами картон и канцелярские скрепки.
Снизу картона кое- что спрятано, а сверху скрепки. Что происходит? Как вы думаете, почему скрепки движутся?
Проведя два опыта, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Что происходило с телами при опытах? - Все верно, мы поговорим о притяжении тел. Вы знаете достаточно много законов, которые объясняют те или иные явления. Поднимите руки те, кто считает, что притяжение тел тоже объясняется законом. - Давайте откроем содержание, посмотрите какой закон, мы будем изучать? Этот закон и будет темой нашего урока. Какую цель мы поставим на уроке?
Для того, чтобы достичь цели нам нужно решить следующие задачи. Расставьте их в нужном порядке. - оценить свою работу. - узнать закон всемирного тяготения; - выполнить практическую работу; - закрепить полученные знания; |
- Шарик прилипает к волосам.
Выдвигают гипотезы.
- При помощи магнита движутся скрепки
О притяжении тел
- Закон всемирного тяготения.
- Узнать, какой закон объясняет притяжение тел.
узнать закон всемирного тяготения; поработать с информационными текстами; выполнить практическую работу; оценить свою работу. |
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)
Целеполагание (П)
Оформление мыслей в устной форме (К) |
Открытие нового знания |
- Как звучит первая задача?
- Давайте прочитаем вступительную статью на странице 45. - Существует два вида притяжения: электромагнитное и гравитационное. Как вы думаете, а опыты, которые мы сейчас провели, относятся к какому виду притяжения? Вспомним 1 опыт с шариком. Как вы объясните это явление? - Если надутый небольшой воздушный шар потереть о шерсть, мех или свои волосы, то шарик будет прилипать к телу, о которое его потерли. В этих случаях, благодаря трению, возникает электрический заряд. - Опыт показывает, что два тела, наэлектризованные трением друг о друга, притягиваются. Это явление называется электризация - Вспомним второй опыт с магнитом. Как вы его объясните? - На самом деле, магнит создает магнитное поле, под действием которого предметы, содержащие железо, притягиваются. - Это явление называется магнетизация. - Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы наэлектризуем расческу и поднесем ее к струе воды? Давайте посмотрим видеофрагмент и узнаем. - Что же произошло со струей воды?
- К какому явлению мы отнесем этот опыт: к магнитизации или электризации? Суть явления тяготения состоит в том, что все тела притягивают к себе другие тела. Например, Земля притягивает к себе все, что на ней находится и именно поэтому любой предмет, не имеющий опоры, падает на Землю. Именно благодаря силе земного притяжения мы можем ходить по Земле, а не улетаем в космос. Если бы не было земного притяжения, то вся вода выплеснулась бы из Мирового океана, а воздух улетел бы в космическое пространство. Тогда можем вывести закон: Большие тела притягивают маленькие. - Ребята, все вы видели, что воздушные шары на праздниках, демонстрациях отпускают в небо. Почему они улетают? Ведь по закону Всемирного тяготения: все тела притягиваются к Земле. Как это происходит? Значит, закон всемирного тяготения действует только в некоторых случаях? - Что вам известно об этом веществе? - Все верно, это газ, и он действительно легче воздуха, воздух выталкивает его кверху. Именно поэтому шарик с гелием поднимается вверх. - Тогда получается, что закон всемирного тяготения не действует?! На самом деле, как мы и сказали: большие тела притягивают маленькие. И шарик этот тоже притягивается к Земле. Но сила отталкивания от Земли больше, чем сила притяжения. Вот почему шарик поднимается вверх. А что происходит с шариком, когда он поднимется? - И что происходит?
- С электромагнитным притяжением мы с вами познакомились. Оно объединило два понятия, какие? - Как вы считаете, что же такое гравитационное притяжение? - Посмотрите внимательно: у меня мяч, что с ним произойдет, если я его просто отпущу из рук? Если я его подкину вверх? Брошу в бок? Как вы считаете, почему он падает вниз? - Чтобы проверить ваши гипотезы, и узнать, кто был прав, давайте посмотрим видеофрагмент. - Как вы считаете, на все ли тела действует сила притяжения? - Как вы думаете, все ли тела, если их одновременно отпустить, достигнут ли они земли также одновременно? -Сейчас мы с вами это проверим. Мне нужно 2 человека. Опыт с листом бумаги и монетой. По моей команде, на счет 3, вы одновременно отпускаете эти объекты из рук. А все остальные следите, какой предмет приземлится быстрее. Итак, какой же предмет приземлился раньше всех? - Как вы думаете, почему монета приземлилась раньше?
- Поднимите руки те, кто считает, что можно добиться того, чтобы различные предметы достигали земли одновременно? И как же это сделать? На этот вопрос нам поможет ответить видеофрагмент. Итак, как добиться того, чтобы предметы одновременно достигали земли? Как вы думаете, все ли тела притягиваются друг к другу? Сейчас мы с вами и узнаем (просмотр видеофрагмента) - Все ли тела притягиваются друг к другу?
- Как называется это явление? - Какую задачу мы с вами выполнили?
|
- узнать закон всемирного тяготения;
Предполагают.
Предполагают.
- Расческа искривляет тонкую струйку воды из крана.
- Электризации.
- В шарах присутствует гелий.
- Это газ, он легче воздуха.
- Он лопнет. - Он возвращается на землю по закону Всемирного тяготения.
- Магнитизацию и электризацию.
Ответы.
Выдвигают гипотезы.
- Все тела.
Ответы
- Монета
- Сопротивление воздуха, площадь листа больше, поэтому он и падает медленнее.
Откачать воздух из цилиндра.
- Все тела притягиваются друг к другу. - Всемирным тяготением. - Узнать закон всемирного тяготения; |
Поиск необходимой информации (П)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование(П)
Осознание ответственности за общее дело (Л)
Выдвижение гипотез и их обоснование(П)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Выдвижение гипотез и их обоснование(П)
Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
|
Первичное закрепление изученного материала |
- Как звучит следующая?
Откройте учебник на странице 46, внимательно прочитайте текст «Нет ребенка…» и выполните задание на карточке. Задание: Вставьте пропущенные слова. Закон всемирного тяготения открыл _________. Тяготение Луны к ______________ ничем не отличается от тяготения к ней любых тел, находящихся у поверхности _______________. Не только Земля притягивает _______, но и _______ притягивает ____________. - Ребята, давайте выполним задание, которое нам предлагается сделать выше текста. - Я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент о Ньютоне. - Давайте прочитаем задание, которое представлено ниже на этой же странице. Читаем текст по предложению. Кто желает начать? Выполняем задание. Какое новое имя вам встретилось? - Как вы думаете, кто это? - Леонардо да Винчи - итальянский ученый и художник, изобретатель, музыкант и писатель, а также представитель искусства Возрождения. - Какие новые мысли встретились вам? - Что позволили понять теория тяготения Ньютона? - Как удерживаются Луна, Земля, и множество звезд во Вселенной? - Из чего состоит вселенная Ньютона? - Какую задачу мы выполнили?
- Как звучит следующая? - Откройте стр. 45. Найдите практическую работу № 10. Как она называется? Мы будем выполнять ее только под цифрами 1,2,3,5. Давайте прочитаем, что нам предлагается сделать под цифрой 1. Кто желает? Будем работать в паре. - Что нам потребуется для этого эксперимента?
- В паре проверьте, притянет ли к себе пластмассовая расческа все эти предметы. - Давайте проверим. Какие предметы притянулись к расческе после неоднократного проведения ею по волосам? - Какой мы можем сделать вывод? - Хорошо. Выполняем под цифрой 2. Что нужно сделать? - В паре проверьте, притянет ли к себе магнит все эти предметы. Давайте проверим. Какие предметы притягивает к себе магнит? - Какой мы можем сделать вывод? - Молодцы, продолжаем работу. Выполняем под цифрой 3. Что нужно сделать? Возьмем для примера: лист бумаги, линейку, кусочек ваты, … - Давайте предположим, что произойдет с телами? - Давайте проверим ваши гипотезы. Мне нужен 1 помощник. Проведение эксперимента. - Какой мы можем сделать вывод? - Ребята, нам предстоит выполнить пункт 5. Что вам нужно сделать? Кто желает прочитать? Запишите число, сегодня «18 октября», «Практическая работа». На выполнение этого пункта у вас 3 минуты. Время пошло. - Кто желает зачитать, что у вас получилось? - Какую задачу мы выполнили? |
- поработать с информационными текстами.
Закон всемирного тяготения открыл Ньютон. Тяготение Луны к Земле ничем не отличается от тяготения к ней любых тел, находящихся у поверхности Земли. Не только Земля притягивает Луну, но и Луна притягивает Землю.
- Леонардо да Винче. Предположения.
Ответы. - На чем держится мир.
- Всемирным тяготением. - Из движущихся тел и пустоты. - Поработать с информационными текстами. - выполнить практическую работу.
- Взаимодействие тел.
- Расческа, скрепки, мелкие клочки бумаги, шерстинки, ластик, карандаши, монеты, гвоздики.
- бумагу, шерстинки.
- скрепки, гвоздики.
Гипотезы.
- Все тела притягиваются к Земле.
Зачитывают. - Выполнить практическую работу. |
Построение логической цепирассуждений, доказательство (П)
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)
Осознание ответственности за общее дело (Л)
Достижение договоренностей и согласование общего решения (К)
Осознание ответственности за общее дело (Л)
Достижение договоренностей и согласование общего решения (К)
Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) |
Рефлексия |
- Какую задачу мы еще не решили? - Давайте оценим себя по критериям: знаю, умею
- Чтобы закрепить полученные знания на уроке, вам нужно будет выполнить домашнее задание. Откройте стр. 47: вам нужно прочитать текст «Прошло сто с лишним…» и выполнить задания. - Итак, ребята, какая была тема урока? - Какая цель была урока?
- Поднимите руку, кто считает, что сегодня на уроке мы не достигли цели? - Урок окончен. Спасибо за работу. |
- Оценить свою работу. - Знаю закон всемирного тяготения Умею объяснять притяжение тел.
- Закон Всемирного Тяготения - Узнать, какой закон объясняет притяжение тел. |
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью (К) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) Использование критериев для обоснования своего суждения(К) |