12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чебыкин Валентин Валериевич35
Россия, Ленинградская обл., п. Гончарово
1

Конспект урока по окружающему миру на тему «Закон всемирного тяготения» (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру

Учитель: Чебыкин Валентин Валериевич

Класс: 4

Тема: Закон всемирного тяготения.

Цель: создание условий для формирования представлений у детей о Законе всемирного тяготения.

Задачи: 1) организовать работу по актуализации знаний детей по ранее изученной теме «Глобус»;

2) формировать представления о Законе всемирного тяготения через опыты и наблюдения детей;

3) способствовать развитию наблюдательности, любознательности, ответственности;

4) содействовать воспитанию стремления к знаниям, чувства долга и любви к природе, к Родине.

Оборудование: мультимедиа, карточка с заданием, воздушный шарик, магнит, лист картона, магниты – 15 шт, скрепки, монеты, гвоздики, расческа, видеофрагменты, лист бумаги, мяч.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Орг.момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш урок я хочу начать с высказывания известного чешского педагога, писателя Яна Амос Коменского «Считай несчастным тот день или тот час, в котором ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Правильно, человек не должен терять ни одной минуты зря. И сегодня наш урок не должен пройти зря, вы должны прибавить что-то новое к своему образованию.

Приветствуют.

 

 

 

 

 

- Человек должен узнавать для себя что-то новое, не теряя минуты.

Действия с правилами поведения и общения (К)

Актуализация знаний

- Прежде чем начинать изучать новый материал, нам нужно вспомнить, о чем вы говорили на прошлом уроке. Какое домашнее задание вам было задано?

- Кто желает ответить у доски домашнее задание?

 

- Также я приготовил для вас интересное задание. На партах у вас лежат чистые листочки, положите их перед собой и подпишите. Сейчас я вам буду называть утверждения, ваша задача: если вы считаете что оно верное, то ставите знак «+», если неверное - знак «-». Кому задание не понятно?

1. Глобус – это модель Земли.

2. Полюса Земли имеют название Восточный и Западный.

3. Линия, которая одинаково удалена от полюсов называется земная ось.

4. Земля не имеет Северного полушария.

5. Ось, проходящая через земной шар, называется экватором.

6. Форма Земли немного сплюснута у полюсов и выпукла на экваторе.

7. Полюса называются точки, где воображаемая ось выходит на поверхность Земли.

- Сейчас поменяйтесь листочками с соседом, ответы появились на слайде. Проверьте. Возьмите в руки карандаши. Если ответ правильный обведите его, если не правильный зачеркните. А сейчас посчитайте, сколько ответов правильно и поставьте оценку.

7 – «5»

6– «4»

5-4– «3»

3-0 – «2»

 

 

- Пересказ о глобусе.

Проверка д/з.

 

 

 

 

 

 

 

+

 

-

 

-

+

 

-

 

+

 

+

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

 

 

 

 

 

Использование знаково-символических средств (П)

 

 

Фиксирование инд. затруднения в пробном действии (Р)

 

 

Использование критериев для обоснования своего суждения (К)

Целеполагание

- Сегодня мы с вами познакомимся с одним законом, а с каким именно, вы попробуете догадаться сами. Мы сейчас с вами выполним несколько опытов.

Мне в помощники нужен один желающий.

Опыт с воздушный шариком

- Потрите шарик о волосы. Поднесите шарик к волосам. Что произошло?

 

- Как вы думаете, почему воздушный шарик остался на волосах?

- Кто же был прав, мы узнаем в ходе урока. Присаживайся на место.

Проведем следующий опыт: я держу в руках перед вами картон и канцелярские скрепки.

 

Снизу картона кое- что спрятано, а сверху скрепки. Что происходит? Как вы думаете, почему скрепки движутся?

 

Проведя два опыта, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? Что происходило с телами при опытах?

- Все верно, мы поговорим о притяжении тел. Вы знаете достаточно много законов, которые объясняют те или иные явления. Поднимите руки те, кто считает, что притяжение тел тоже объясняется законом.

- Давайте откроем содержание, посмотрите какой закон, мы будем изучать?

Этот закон и будет темой нашего урока.

Какую цель мы поставим на уроке?

 

Для того, чтобы достичь цели нам нужно решить следующие задачи. Расставьте их в нужном порядке.

- оценить свою работу.

- узнать закон всемирного тяготения;

- выполнить практическую работу;

- закрепить полученные знания;

 

 

 

 

 

 

- Шарик прилипает к волосам.

 

 

Выдвигают гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

- При помощи магнита движутся скрепки

 

О притяжении тел

 

 

 

 

 

 

- Закон всемирного тяготения.

 

- Узнать, какой закон объясняет притяжение тел.

 

узнать закон всемирного тяготения;

поработать с информационными текстами;

выполнить практическую работу;

оценить свою работу.

 

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

 

 

 

 

 

 

 

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагание (П)

 

 

 

 

Оформление мыслей в устной форме (К)

Открытие нового знания

- Как звучит первая задача?

 

- Давайте прочитаем вступительную статью на странице 45.

- Существует два вида притяжения: электромагнитное и гравитационное. Как вы думаете, а опыты, которые мы сейчас провели, относятся к какому виду притяжения?

Вспомним 1 опыт с шариком. Как вы объясните это явление?

- Если надутый небольшой воздушный шар потереть о шерсть, мех или свои волосы, то шарик будет прилипать к телу, о которое его потерли. В этих случаях, благодаря трению, возникает электрический заряд.

- Опыт показывает, что два тела, наэлектризованные трением друг о друга, притягиваются. Это явление называется электризация

- Вспомним второй опыт с магнитом. Как вы его объясните?

- На самом деле, магнит создает магнитное поле, под действием которого предметы, содержащие железо, притягиваются.

- Это явление называется магнетизация.

- Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы наэлектризуем расческу и поднесем ее к струе воды?

Давайте посмотрим видеофрагмент и узнаем.

- Что же произошло со струей воды?

 

- К какому явлению мы отнесем этот опыт: к магнитизации или электризации?

Суть явления тяготения состоит в том, что все тела притягивают к себе другие тела. Например, Земля притягивает к себе все, что на ней находится и именно поэтому любой предмет, не имеющий опоры, падает на Землю. Именно благодаря силе земного притяжения мы можем ходить по Земле, а не улетаем в космос. Если бы не было земного притяжения, то вся вода выплеснулась бы из Мирового океана, а воздух улетел бы в космическое пространство.

Тогда можем вывести закон: Большие тела притягивают маленькие.

- Ребята, все вы видели, что воздушные шары на праздниках, демонстрациях отпускают в небо. Почему они улетают? Ведь по закону Всемирного тяготения: все тела притягиваются к Земле. Как это происходит? Значит, закон всемирного тяготения действует только в некоторых случаях?

- Что вам известно об этом веществе?

- Все верно, это газ, и он действительно легче воздуха, воздух выталкивает его кверху. Именно поэтому шарик с гелием поднимается вверх.

- Тогда получается, что закон всемирного тяготения не действует?! На самом деле, как мы и сказали: большие тела притягивают маленькие. И шарик этот тоже притягивается к Земле. Но сила отталкивания от Земли больше, чем сила притяжения. Вот почему шарик поднимается вверх. А что происходит с шариком, когда он поднимется?

- И что происходит?

 

 

- С электромагнитным притяжением мы с вами познакомились. Оно объединило два понятия, какие?

- Как вы считаете, что же такое гравитационное притяжение?

- Посмотрите внимательно: у меня мяч, что с ним произойдет, если я его просто отпущу из рук? Если я его подкину вверх? Брошу в бок? Как вы считаете, почему он падает вниз?

- Чтобы проверить ваши гипотезы, и узнать, кто был прав, давайте посмотрим видеофрагмент.

- Как вы считаете, на все ли тела действует сила притяжения?

- Как вы думаете, все ли тела, если их одновременно отпустить, достигнут ли они земли также одновременно?

-Сейчас мы с вами это проверим. Мне нужно 2 человека. Опыт с листом бумаги и монетой.

По моей команде, на счет 3, вы одновременно отпускаете эти объекты из рук. А все остальные следите, какой предмет приземлится быстрее.

Итак, какой же предмет приземлился раньше всех?

- Как вы думаете, почему монета приземлилась раньше?

 

 

- Поднимите руки те, кто считает, что можно добиться того, чтобы различные предметы достигали земли одновременно? И как же это сделать?

На этот вопрос нам поможет ответить видеофрагмент. Итак, как добиться того, чтобы предметы одновременно достигали земли?

Как вы думаете, все ли тела притягиваются друг к другу? Сейчас мы с вами и узнаем (просмотр видеофрагмента)

- Все ли тела притягиваются друг к другу?

 

- Как называется это явление?

- Какую задачу мы с вами выполнили?

 

- узнать закон всемирного тяготения;

 

 

 

 

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают.

 

- Расческа искривляет тонкую струйку воды из крана.

 

- Электризации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В шарах присутствует гелий.

 

 

- Это газ, он легче воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Он лопнет.

- Он возвращается на землю по закону Всемирного тяготения.

 

 

- Магнитизацию и электризацию.

 

Ответы.

 

 

 

Выдвигают гипотезы.

 

 

 

- Все тела.

 

Ответы

 

 

 

 

 

 

- Монета

 

- Сопротивление воздуха, площадь листа больше, поэтому он и падает медленнее.

 

 

 

 

 

Откачать воздух из цилиндра.

 

 

 

- Все тела притягиваются друг к другу.

- Всемирным тяготением.

- Узнать закон всемирного тяготения;

 

Поиск необходимой информации (П)

 

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

 

 

 

 

 

 

 

Выдвижение гипотез и их обоснование(П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознание ответственности за общее дело (Л)

 

 

 

 

 

 

Выдвижение гипотез и их обоснование(П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвижение гипотез и их обоснование(П)

 

 

 

 

 

 

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

 

 

 

 

 

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

 

Первичное закрепление изученного материала

- Как звучит следующая?

 

Откройте учебник на странице 46, внимательно прочитайте текст «Нет ребенка…» и выполните задание на карточке.

Задание: Вставьте пропущенные слова.

Закон всемирного тяготения открыл _________. Тяготение Луны к ______________ ничем не отличается от тяготения к ней любых тел, находящихся у поверхности _______________. Не только Земля притягивает _______, но и _______ притягивает ____________.

- Ребята, давайте выполним задание, которое нам предлагается сделать выше текста.

- Я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент о Ньютоне.

- Давайте прочитаем задание, которое представлено ниже на этой же странице.

Читаем текст по предложению. Кто желает начать?

Выполняем задание. Какое новое имя вам встретилось?

- Как вы думаете, кто это?

- Леонардо да Винчи - итальянский ученый и художник, изобретатель, музыкант и писатель, а также представитель искусства Возрождения.

- Какие новые мысли встретились вам?

- Что позволили понять теория тяготения Ньютона?

- Как удерживаются Луна, Земля, и множество звезд во Вселенной?

- Из чего состоит вселенная Ньютона?

- Какую задачу мы выполнили?

 

- Как звучит следующая?

- Откройте стр. 45. Найдите практическую работу № 10. Как она называется?

Мы будем выполнять ее только под цифрами 1,2,3,5.

Давайте прочитаем, что нам предлагается сделать под цифрой 1. Кто желает? Будем работать в паре.

- Что нам потребуется для этого эксперимента?

 

 

- В паре проверьте, притянет ли к себе пластмассовая расческа все эти предметы.

- Давайте проверим. Какие предметы притянулись к расческе после неоднократного проведения ею по волосам?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Хорошо. Выполняем под цифрой 2. Что нужно сделать?

- В паре проверьте, притянет ли к себе магнит все эти предметы.

Давайте проверим. Какие предметы притягивает к себе магнит?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Молодцы, продолжаем работу. Выполняем под цифрой 3. Что нужно сделать?

Возьмем для примера: лист бумаги, линейку, кусочек ваты,

- Давайте предположим, что произойдет с телами?

- Давайте проверим ваши гипотезы. Мне нужен 1 помощник. Проведение эксперимента.

- Какой мы можем сделать вывод?

- Ребята, нам предстоит выполнить пункт 5. Что вам нужно сделать? Кто желает прочитать?

Запишите число, сегодня «18 октября», «Практическая работа». На выполнение этого пункта у вас 3 минуты. Время пошло.

- Кто желает зачитать, что у вас получилось?

- Какую задачу мы выполнили?

- поработать с информационными текстами.

 

 

 

Закон всемирного тяготения открыл Ньютон. Тяготение Луны к Земле ничем не отличается от тяготения к ней любых тел, находящихся у поверхности Земли. Не только Земля притягивает Луну, но и Луна притягивает Землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Леонардо да Винче.

Предположения.

 

 

 

Ответы.

- На чем держится мир.

 

- Всемирным тяготением.

- Из движущихся тел и пустоты.

- Поработать с информационными текстами.

- выполнить практическую работу.

 

- Взаимодействие тел.

 

 

 

- Расческа, скрепки, мелкие клочки бумаги, шерстинки, ластик, карандаши, монеты, гвоздики.

 

 

 

 

- бумагу, шерстинки.

 

 

 

 

 

- скрепки, гвоздики.

 

 

 

 

 

 

Гипотезы.

 

 

- Все тела притягиваются к Земле.

 

 

 

 

 

Зачитывают.

- Выполнить практическую работу.

 

Построение логической цепирассуждений, доказательство (П)

 

 

 

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

 

 

 

 

 

 

 

Осознание ответственности за общее дело (Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

 

 

 

 

Осознание ответственности за общее дело (Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

Достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

Рефлексия

- Какую задачу мы еще не решили?

- Давайте оценим себя по критериям: знаю, умею

 

- Чтобы закрепить полученные знания на уроке, вам нужно будет выполнить домашнее задание. Откройте стр. 47: вам нужно прочитать текст «Прошло сто с лишним…» и выполнить задания.

- Итак, ребята, какая была тема урока?

- Какая цель была урока?

 

- Поднимите руку, кто считает, что сегодня на уроке мы не достигли цели?

- Урок окончен. Спасибо за работу.

- Оценить свою работу.

- Знаю закон всемирного тяготения

Умею объяснять притяжение тел.

 

 

 

 

- Закон Всемирного Тяготения

- Узнать, какой закон объясняет притяжение тел.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью (К)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

Использование критериев для обоснования своего суждения(К)


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.