Конспект урока русского языка в 4 классе «Обобщение сведений о типах текста»
Конспект урока русского языка 4 класс
Учитель: Воеводкина О.Г.
Пояснительная записка | |
ФИО автора полностью | Воеводкина Оксана Геннадьевна |
Должность | Учитель начальных классов |
Квалификационная категория | 1 |
Место работы (наименование ОО в соответствии с Уставом) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Березниковская средняя школа имени Героя Советского Союза Коробова В.К." |
Предмет | Русский язык |
Тема урока | Обобщение сведений о типах текста. |
Класс | 4 |
УМК | |
Цель урока | Обобщить и систематизировать знания о типах текстов. |
Задачи урока | Совершенствовать знания учащихся о типах текстов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Выработать умение распознавать типы текстов по их характерным признакам. Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, типа текста). Стимулировать познавательную активность учащихся. Создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно. |
Оборудование к уроку (при наличии) | Мультимедийная презентация по теме «Типы текстов», листы оценивания, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы. |
Оформление кабинета и доски (при наличии) | |
Используемые технологии | Здоровьесберегающие технологии, Игровые технологии, Педагогика сотрудничества, Традиционные технологии (классно-урочная система), проблемная ситуация. |
Формы организации деятельности | Коллективная, индивидуальная, групповая, парная. |
Конспект урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Минутка чистописания. Определение темы и задач урока. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия деятельности (Самостоятельная работа с самопроверкой) Домашнее задание. | Проверьте готовность к уроку! Оцените свое настроение в начале урока на оценочном листе. На доске буквы: е, к, с, т. Напиши их красиво себе в тетрадь. Подчеркните самые красивые, пусть сосед по парте подчеркнет самую красивую. Отметьте свою работу в оценочном листе. Посмотрите внимательно на буквы, которые вы написали. Какое слово можно составить из этих букв. Текст. Что мы с вами узнали про текст? (Презентация) Текст – это несколько предложений связанных по смыслу и грамматически. Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Главная или основная мысль – это то главное, что автор хочет сказать своим читателям. Структура текста - в тексте есть три части: начало, основная часть, концовка. Давайте предположим, чем мы будем заниматься на уроке? У вас на столах лежат тексты. Ваша задача: вместе, сообща с соседом по парте определить вид текстов и прийти к единому решению. Что поможет вам в вашей работе? Памятки. Докажите свое мнение! Запишите. 1. Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка. 2. Я люблю своего ослика, потому что с ним весело играть. Я берегу его. 3. Я давно мечтала о заводной игрушке. И вот на день рождения мама подарила мне ослика. Сейчас мы с вами будем играть в игру «Газета». Скажите пожалуйста, что такое газета? Посмотрите в толковом словаре. (Работа в группах) Давайте вспомним правила работы в группах. Сейчас вы не просто ученики, а журналисты. Прошу занять рабочие места и разойтись по своим отделам. Как вы считаете, какими качествами, умениями должен обладать журналист? Прочитайте текст, определите его тип (описание, повествование, рассуждение). Обоснуйте свой выбор. 1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам. 2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки. 3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? Журналисты должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь составлять текст. Пришла пора проявить свои творческие способности. Однажды, писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же сохранилось. Помогите автору восстановить текст и определите тип текста. 1 группа: (Текст – описание) Живёт в соседском доме очень красивый кот. Его зовут____. Шубка у него ____, а мордочка _______. Глаза похожи на круглые пуговицы ___________ цвета. Ушки у него ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки, хвостик_________________. Я давно дружу с_____________. Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая, красивая, капризная, острый. (Спасибо, молодец, ты верно справился с заданием) 2 группа: (Текст – рассуждение) Я мечтаю завести котёнка. Ведь котёнок – это ____________друг. А ещё с ним можно__________________. А так же _____________. Поэтому мне хочется ___________. Слова для справок: скрашивает одиночество, помогает жить, верный, преданный, поиграть, украшает нашу жизнь, утешает в горе. 3 группа: Текст – повествование) У меня во дворе есть знакомый котёнок. Когда я выхожу гулять, ___________________тут как тут. Я его _______ молоком, потом мы с ним_______. Когда у ____очень хорошее настроение он любит_______. Однажды котёнок увидел __________. Он бросился за _______, но не догнал и_______________________. Вот такой он озорник! Спасибо большое ребята! Вы хорошо поработали в группах! Оцените свою работу! Все ли принимали участие? Кого хотели бы отметить? Какие выводы мы можем сделать? Подведем итог! Самостоятельная работа с самопроверкой) Выполним следующее задание: -Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р. Посмотрите на слайд и проверьте себя (с, о, р, о, с, р).
Оцените свою работу в оценочном листе. Отметьте своё настроение в конце урока. Изменилось ли оно у вас? Что на уроке понравилось больше всего? Составить на выбор любой тип текста. Записать в тетрадь. | Дети отмечают свое настроение на оценочном листе. Дети работают в тетрадях. Оценивают себя и соседа по парте. Составляют слово текст. Ответы детей. Работа в парах Работа в группах. Работают с толковым словарём. Дети называют правила работы в группе. - выслушивать мнение одноклассника, четко, быстро излагать свою точку зрения, -Люди, которые выпускают газеты, журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Уметь определять, различать тип текста, подбирать определённый тип в зависимости от ситуации. Работа в группах. Оценивают свою работу. Выполнение самостоятельной работы. Проверка. Оценивание в оценочном листе. Ответы детей. | предметные: учащиеся научатся различать основные типы текстов: описание, рассуждение, повествование. личностные: получат возможность расширить границы знаний по теме «Текст», научатся давать самооценку своей деятельности на уроке. Универсальные учебные действия: регулятивные: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану. познавательные: в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру. коммуникативные: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока. |