Конспект урока русского языка на тему «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» (2 класс)
Конспект урока русского языка 2 класс
«Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Учитель: Волошина Светлана Викторовна
УМК: Школа России
Тип урока: закрепление
Тема урока: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Класс: 2
Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал, интерактивная доска
Цель урока для ученика: повторить и закрепить правило правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель урока для учителя: создать условия для закрепления знаний о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; развивать умение определять в словах орфограммы.
Задачи урока:
Образовательная:
- актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
Развивающая:
- развивать речь и мышление
Воспитательная:
- воспитывать культуру поведения при разных видах работы.
УУД:
Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку
Метапредметные:
Базовые логические действия:
- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
Базовые исследовательские действия:
- формулировать цель урока с помощью учителя
Работа с информацией:
- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей
Коммуникативные УУД:
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии
Регулятивные УУД:
-принимать учебную задачу урока и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий
Самоорганизация:
-выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
Предметные результаты:
- находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.
Организационно-мотивационный |
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что наш урок пройдет продуктивно, и у вас все получится. Можете садиться на свои места. |
- Приветствуют учителя, садятся на свои места |
Актуализация знаний |
-Посмотрите на доску, представлены слоги. Соедините слог с правого столбика со слагами левого столбика, чтобы получилось слово. -Что связывает эти слова? Какая здесь орфограмма? -Верно, буквосочетания чк-чн-чт. -Что вы можете сказать про эти сочетания? -Молодцы, вспомнили, что проходили на прошлом уроке. |
Составляют слова из слогов. Повторяют изученный материал. |
Этап целеполагания |
- Ребята, давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и «классная работа». -Сколько пропускаем строчек от прошлой работы? -Верно, две строчки. -Не забываем выделять орфограммы. -Сейчас вы будете разгадывать загадки, но не выкрикиваем, а поднимаем руку.Отгадки записываем в тетрадь. -Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф. Не потому, что гордый нрав, А потому, что он … (жираф). -Не летает, но жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука, Два блестящих огонька. (машина) -Из горячего колодца Через нос водица льётся. (чайник) - Вы записали три слова, какую орфограмму можно выделить в каждом слове? -Верно, буквосочетания жи, ши, ча. -Про какие ещё мы не сказали? -Да, ща, чу, щу. -Давайте придумаем слова с этими сочетаниями и тоже их запишем. -Так какая тема нашего урока? -А какую цель вы поставите себе на урок? |
Отгадывают загадки, определяют тему урока, ставят цели. |
Этап открытия нового знания |
-Открываем учебник на странице 11. -Кто прочитает правило? -Хорошо, а теперь выполним 11 задание на странице 10. Кто прочитает первую пословицу? Как вы думаете, какой смысл у этой пословицы? А в каких словах здесь орфограмма, которую мы сегодня повторяем? -Хорошо, прочитайте вторую пословицу, объясните её смысл. Найдите слова, связанные с нашей орфограммой. -Третья пословица, как вы понимаете её смысл? А здесь в каком слове какое буквосочетание, которое надо запомнить? -Кто выйдет к доске запишет вторую пословицу? Остальные пишут в тетради. Подчёркиваем орфограммы. - Ребята, вы молодцы! Я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте встанем и проведем физкультминутку?! |
Читают, объясняют смысл пословиц, находят орфограммы. |
Этап практического действия |
- Ребята, а сейчас мы с вами проведём интеллектуальные соревнования. Я разделю вас на команды по 4 человека, поворачиваются передние парты к задним. -Не забываем правила работы в группах, кто не будет кричать, а будет разговаривать шёпотом, тем я добавлю балл в конце соревнований. -Я даю вам совсем немного времени, чтобы определиться с названием команд. Каждая команда представляет своё название. -Итак, я раздаю вам листочки, где вы будете писать ответы. -Сейчас на электронной доске будут появляться задания, вы должны командой решать их , записывая ответы на листочках. -Так 1 задание на доске вы видите слова, нужно записать только те, в которых допущена ошибка, но записать надо без ошибки! -Кто справился первый поднимает руку. -Я подхожу смотрю, если правильно я ставлю единичку, если нет, то вы продолжаете думать над этим заданием, если другие ещё не закончили. -Чем меньше баллов, вы наберёте, тем лучше. -Переходим ко 2 заданию. Вставляем пропущенные буквы. -Выполняем 3 задание. С этого текста вам нужно выписать только те слова, в которых есть сочетание ЖИ или ШИ. - Следующее 4 задание. Замените слово противоположным по значению словом (антонимом) с орфограммами "жи-ши, ча-ща, чу-щу". Например, первое слово узкий, противоположное ему слово с орфограммой это широкий. - Итак, 5 задание .Припиши слева или справа сочетания "жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова. Вам нужно дописать слово, добавляя только эти сочетания. - 6 задание. Вам нужно придумать по 3 слова с сочетание ча, ща, чу. - 7 задание. На доске в разнобоем даны разные слоги, но с каждым этим слогом можно составить слово, используя наши буквосочетания. Вам нужно составить 5 слов. -Итак, ребята, наши соревнования подходят к концу, побеждает та команда, которая набрала меньше баллов, они получают пятёрки, команда, которая заняла второе место тоже получает пятёрки, но с минусом, остальные постарались не хуже, но немного не успевали, поэтому получают четвёрки. -Я хочу поблагодарить вас всех за участие в соревнованиях, вы большие молодцы.Поэтому каждый сегодня получает от меня такую бумажную медальку за ваши старания. |
Участвуют в соревнованиях. |
Подведение итогов. Рефлексия |
- Давайте подведём итог урока. - Что мы сегодня повторяли? - Понравилась ли ваша работа на уроке? - С каким трудностями вы столкнулись? - Ребята, спасибо вам за урок. Вы все большие молодцы! Мне очень приятно было с вами работать! |
Ответы учеников |