Конспект урока русского языка на тему «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (2 класс)
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа 21 века» во 2 классе
Учитель: Бочкова Оксана Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Дуровская СОШ»
Тема: «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению правил правописания безударного гласного в корне слова.
Задачи:
Образовательные: развивать умение определять ударение в слове, определять корень в словах, находить безударные гласные в корне слова. Закреплять понятие «опасное место» - «орфограмма». Изучить и отработать правило обозначения гласных в корне слова.
Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, логики, мышления.
Воспитательные: формировать навыки самостоятельной, коллективной, индивидуальной работы, самоконтроля, самопроверки
Планируемые результаты:
Личностные: умение оценивать материал, понимать важность работы.
Метапредметные
Регулятивные: с помощью учителя уметь определять и формулировать цель на уроке, следовать планированию действий на уроке, работать в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, уметь работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самопроверку.
Коммуникативные: уметь работать в паре с собеседником, выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: с помощью учителя отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
Знать способы проверки безударной гласной в корне слова.
Уметь проверять слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова.
Основные понятия: безударная гласная, корень слова.
Межпредметные связи с уроками литературного чтения и окружающего мира.
Ресурсы: учебник Русский язык 2 класс, часть 1, С.В Иванов, А.О.Евдокимова и др., Москва" Вентана- Граф", 2012 год
Ход урока:
1 Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Мотивация. Актуализация знаний
- Прочитайте пословицу: «Кто грамоте горазд – тому не пропасть».
- Ребята объясните эту пословицу.
Люди с уважением относятся к пословицам. От этого речь становится яркой. Грамотный человек, который может читать и писать никогда не пропадет.
Вы хотите быть грамотными?
Тогда я вас приглашаю к работе.
Минутка чистописания.
- Спишите пословицу.
- Подчеркните гласные буквы. (а, о, е, у)
-Поставьте ударение в словах.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
Тот слог ударный мы зовем,
Который мы произнесем
Сильнее всех и громче.
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи
Ребята к нам на урок пришел Незнайка. Он услышал, что здесь учатся быть грамотными и пришел к вам за помощью. Он очень расстроен. Он гадал кроссворд, но у него ничего не получилось. Столько ошибок сделал в словах. Вы готовы помочь нашему герою? Давайте посмотрим его решение кроссворда. (Учитель показывает неправильный вариант решение кроссворда. Слова: гребы, рика, зирно, трова, граза) Незнайка встретился с «опасными местами» и попал в ловушку. Давайте сами научимся, а потом Незнайке поможем.
На уроке мы узнаем:
-В каких местах в словах Незнайка допустил ошибку? Найдем это «опасное место». Повторим постановку ударения в словах. Какую букву нужно написать? Какое «опасное место» в слове называют «орфограммой».Какую букву нужно написать? Почему?
- Откройте учебник на стр. 84 и прочитайте тему урока. («Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»)
- Для чего мы будем изучать эту тему? Конечно, чтобы быть грамотными.
- Какую задачу поставим на урок?
дети: « Научиться грамотно писать буквы безударных гласных в корне слова»
- Чтобы научиться грамотно писать, мы будем отвечать на следующие вопросы:
1. Где проверять?
2. Что проверять?
3. Как проверять?
- Какой результат вы должны получить в конце урока?
дети: «уметь грамотно писать слова»
4. Изучение нового материала
Прочитайте и произнесите слова: крот, барабан, книга, дома, стена, столы.
Совпадает ли произношение и написание слов? В каких словах заметили несоответствие?
-Какие звуки не совпадают с буквами? (Гласные)
-Какие гласные слышатся четко? (ударные)
-Над чем будем работать на уроке?
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Какую гласную писать,
Будем с вами изучать.
Надо же нам Незнайку выручать.
Вот вам материал для исследования.
Анаграммы.
-Слова состоят из букв, это каждому ясно. Нужно только, чтобы буквы стояли по порядку.
А эти что-то разбрелись кто куда. Попробуйте их построить.
1 группа:
с-л-т-о
т-с-о-ы-л
2 группа:
ь-д-д-о-ж
ж-о-и-д-д
3 группа:
д-а-в-о
в-ы-о-д
4 группа:
р-а-г-ч
ч-и-г-а-р
5 группа:
о-м-т-с
с-ы-т-о-м
6 группа:
м-о-х-л
м-ы-л-о-х
-Что интересного замелили?
дети: Один предмет – много предметов
-Поставьте ударение в словах. Что заметили?
Заметьте, безударные гласные в этих словах пишутся так же, как ударные.
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять.
Вы запомните , друзья,
Буквы а, о, и, я!
- Что вы заметили? Какие это слова?
дети: «Это родственные слова» Почему?
дети: «один корень»
- Какой гласный звук в корне под ударением слышится? А какой буквой обозначен этот звук в слове?
- Какой безударный гласный звук в корне? Какой буквой он обозначен?
- Сделайте вывод. Дайте ответ на первый и второй вопросы.
дети: « Проверяем безударную гласную в корне слова»
- Как пишутся гласные буквы в корне родственных слов в ударном и безударном положении?
дети: «одинаково»
- Какое слово в паре было проверочным?
дети: «где гласная буква в корне под ударением»
- Сделайте вывод. Дайте ответ на третий вопрос. Как же грамотно написать безударную гласную в корне слова?
дети: « Нужно подобрать родственное слово, где проверяемая гласная буква находится в ударном положении»
-Прочитайте правило из учебника. - Вы сделали такой же вывод? (ответы детей)
5. Первичная проверка усвоения знаний
А) - Объединитесь по группам. Помните о правилах работы в группах. Для каждой группы предлагается следующая работа: проведите исследование, какую букву нужно вставить в слове?
хвост – хв…сты
сом – с…мы
слон – сл…ны
рог – р…га
шар – ш…ры
враг – вр…ги
таз – т…зы
врач – вр…чи
край – кр…я
- Для чего проводили исследование? (ответы детей: «Чтобы научиться применять новое знание проверки безударной гласной в корне слова»)
Б) - Составим алгоритм правила: как мы действуем при проверке данной орфограммы. 1.Прочитать слово и поставить в нем ударение.
2. Определить безударную гласную, выделить корень.
3. Подобрать однокоренное проверочное слово, в котором безударный является ударным.
4. Написать грамотно слово.
- Для чего мы составили алгоритм правила? (ответы детей)
6. Физминутка
Мы с Незнайкой потянулись.
Раз нагнулись. Два нагнулись.
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парты надо сесть.
7. Первичное закрепление знаний
- Теперь поработайте в паре. Стр. 86 упр.3
Проверка с опорой на рубрику “Проверь себя”
Предлагаю игру «Найди слова-помощники». (Раздаются карточки с заданием) Договоритесь, кто из вас будет начинать первым соединять проверяемые и проверочные слова.
столбы
коты
леса
ряды
кроты
носы
крот
лес
ряд
столб
нос
кот
- Проверим как вы выполнили задание. - Чья пара выполнила задание без ошибок. Для чего вы выполняли это задание? (ответы детей)
8. Контроль и самопроверка знаний
- А теперь пришло время испытать свои силы и поработать самостоятельно: Вам нужно списать текст и исправить ошибки в нем. Этот текст написал Незнайка.
Сталы (стол) накрыты. У дороги сталбы (столб). Соды (сад) опустели. Идут дажди (дождь). Грочи (грач) улетели на юг.
-Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Дождь.
Давно не было д…ждей. Вдруг налетела туча. Крупные капли д…ждя застучали по крышам. Все рады д…ждю.
Задание
Ой ты, зимушка-зима,
Все дорожки …(замела),
Все поля снежком покрыла,
Все овражки …(завалила),
Льдом одело озеро,
Речку… (заморозила).
Теперь я уверена вы сможете помочь Незнайке, найти орфограммы и исправить ошибки в словах. (Дети исправляют, зачеркивая красным фломастером)
9. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Под каким девизом мы работали на уроке? Какую учебную задачу мы ставили на урок? – Дети: находить “опасные места” в словах и уметь их проверять.
Удалось выполнить эту задачу?
- Как правильно написать безударную гласную в корне слова?
Дети: Изменять форму слова и подбирать родственные слова.
(Безударные гласные о, а, и, е, я; в корне слова; изменить форму слова или подобрать родственное слово; ударением)
-Что было на уроке наиболее интересно?
-Что было не понятно?
10. Домашнее задание: стр 85 упр1
Вот прощаться настала пора.
Учебник закрыть нам пора.
С ним узнали мы много слов,
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря урок наш был потрачен.