Конспект урока русского языка в 3 классе «Обобщение знаний о составе слова. Составление алгоритма разбора слов по составу»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цель: развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу.Планируемые результаты:
Предметные: систематизировать знания о частях слова, отработать умение выделять морфемы в словах;
формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое
значение; разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу
урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для закрепления знаний; отвечать на
вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД: умение развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других обучающихся;
Познавательные УУД: умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному
мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла
учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
учащиеся получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение,
использование «вежливых» слов и т. п.).
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Конспект урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент | Проверим своё рабочее место. Запись числа в тетради -Какое у вас сегодня настроение? - Готовы, ли вы сегодня на уроке делится своими знаниями, помогать друг другу? | Обучающиеся настраиваются на работу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Актуализация знаний. Определение темы урока. Целеполагание. | - Сейчас я вам загадаю загадки, отгадки запишите в тетрадь 1). Две резиновые рыбки, Обуваю без ошибки. На весёленькие ножки И гуляю по дорожке. 2). Очень крепкий этот малый, 3). Я для человека лучший друг, 6). Эта птица всем знакома — - В какую группу можно объединить эти слова? - Почему? -Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова и прочитаете слово по первым буквам данных слов, то вы найдете «спрятавшееся» слово, которое будет подсказкой для определения темы урока - Найдите, спрятавшееся слово. - Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? - Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое) - Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Состав слова) - Сформулируйте тему урока: Состав слова. | Cапоги Орех Собака Топор Алфавит Ворона -Словарные. - Нельзя проверить написание какой-либо буквы) - Это слово состав. - 6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений Тема урока: СОСТАВ СЛОВА - Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и разбирать слова по составу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Обобщение и систематизация знаний. | - Повторить состав слова нам поможет сказка, которую мы сочиним, а я вам помогу сочинить сказку. В одном небольшом городе под названием Основа жили славные человечки. - А какие человечки жили в этом городе? - Девочки Приставочки, мальчики Суффиксы, и дядюшка Корень. Конечно, самым главным и самым важным в этом городе был дядюшка Корень. Почему? И вот однажды заспорили приставки и суффиксы, кто из них важнее, кто более значим. -Помогайте девочки, вы будете приставки. Какие значения могут иметь приставки? -Вам все нравится? Чего не хватает в этом тексте. ..висла тяжёлая туча, …сверкала молния, …лил дождь. Ребята …бежали домой. Они …мокли до нитки. Выполните задание. Допишите нужную по смыслу приставку. -А суффиксы? - Давайте проследим за волшебным превращением слов дом и книга. Заполни таблицу - карточку.
- Какая часть слова помогла превратить простой дом в маленький домик, в огромный домище и в старенький домишко? Долго спорили приставки и суффиксы, но тут вмешался корень. Он сказал: «Вы спорите напрасно, ведь без меня вы ничего не значите». Он предложил ПРИСТАВКАМ и СУФФИКСАМ сказать хоть одно слово без него.
Но после этой истории в Городе Слов жизнь изменилась. Теперь все приставки, суффиксы, стали часто ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей. В Городе стало появляться все больше и больше родственных, однокоренных слов. Вот только корни так и остались домоседами. Они любят во всем порядок, любят сидеть дома и принимать у себя гостей. У каждого корня большая семья родственных слов Прочитайте сказку «Чужак». Кто же оказался чужаком среди родственников воды? Чужак. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? - Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? - Почему гости не сразу приметили чужака? - Не поможете ли вы ему найти своих родственников? - Составьте список родственников Воды - Какой секрет однокоренных слов мы разгадали благодаря этой сказке? - Скажите, пожалуйста, о какой части слова мы еще не сказали? Об ОКОНЧАНИИ. -Какую? Вот такая интересная поучительная история произошла в Городе Слов. | -Приставка, корень, суффикс -Начало действия (за-), конец (до-,при-), сделать заново (пере-), удаление (у-,от-), приближение, присоединение (при-) - Можем делать слова ласковыми, маленькими, большими, показывать, что предмет-детеныш животного, профессию. -Водитель. -У родственников Воды и Водителя была общая часть - Водитель, водит, проводник - Подводник, Водица, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли, Водичка, Водяной. - Однокоренные слова имеют общее значение Она изменяет слова и служит для связи слов в предложении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Физкультминутка. | Игра «Карлики-великаны» | Делают физкультминутку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Составление алгоритма разбора слов по составу. | - Запишите и попробуйте найти знакомые части слова в словах: подберезовики, поделка. (Графически дети записывают свои ответы) - Назовите приставки в этих словах. - Вы дали несколько вариантов выделения приставок. Почему возникло затруднение? - Чем это задание отличается от предыдущих? (Нужно самому найти приставку в словах) - Почему вы решили, что -под- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка) - Почему вы решили, что -по- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка) - Почему не смогли выполнить задание? - Так с чего же нужно все-таки начинать? Мы должны установить какой-то порядок, т.е вывести алгоритм разбора слова по составу. (Каждая группа получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу.(У детей на партах лежит алгоритм действий. Учащиеся работают в группе) (ПРОВЕРКА) Изменяю слово, выделяю окончание. Отделяю основу от окончания и выделяю основу. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень. Нахожу и обозначаю суффикс. Нахожу и обозначаю приставку. | (Получились разные варианты. Кто- то не смог выполнить задание) - Не знаем, как правильно определить приставку. Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему … | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Самостоятельная работа | - И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберете эти слова по составу (разбор слов в группе по кругу) Зимушка Морозный Поездка Заморозки Листочки Походка А теперь для вас необычное задание. Попробуйте определить какое слово получится и используя эту закономерность составьте свое задание
Проверка задания.
| Выполняют работу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Домашнее задание. | Упр. 172 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Рефлексия. | - Оцените свою работу. Вспомните учебные задачи, которые вы сформулировали в начале урока. Как вы считаете, наш урок достиг цели? - А какими способами? (Вместе, самостоятельно) - Где будете применять полученные знания? - Кому сегодня сопутствовал успех? - Чтобы в этом убедиться я проведу тест. Тест 1) Часть слова без окончания называется 2) Чтобы найти корень надо 3) Окончание – это 4) Суффикс служит 5) Приставка стоит 6) Приставка, корень, суффикс Самопроверка. У кого получилось слово? Какое? Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит тест выполнили верно. |