12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Имамалыева Жанна Викторовна34
2

Конспект урока Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Конспект урока

Тема: Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.





Цели урока:

- познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е после шипящих в суффиксах существительных.

- сформировать умения правильного применения правила при выборе букв о и е в суффиксах существительных.

- сформировать умение определять значение суффиксов существительных.

- развивать пунктуационную зоркость, речь, мышление учащихся.

- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять рассказ на грамматическую тему (при работе с иллюстрациями, рисунками).

-формировать познавательный интерес к предмету

-воспитывать культуру умственного труда

-прививать любовь к русскому языку, к прекрасным образцам художественного слова.




Тип урока: изучение нового материала.


Средства урока (оборудование):доска, мел, учебник, карточки, иллюстрации, рисунки, раздаточный материал.



Ход урока.


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Побудительная мотивация.

Учитель задает вопрос классу: «Ребята, умеете ли вы отгадывать загадки?»

Учитель читает загадки и просит учеников их отгадать.


Маленький шарик

Под лавкой шарит.

( Мышь.)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

( Волк.)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.

( Заяц.)

Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком.

( Еж.)

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет.

(Белка)

Слова-отгадки записываются учителем ( на доске ).

Учитель просит ребят назвать детенышей этих животных.

1 ученик записывает слова на доске:

мышонок, волчонок, зайчонок, ежонок, бельчонок.


Называется тема и цель урока. ( Учитель: « Сегодня на уроке , ребята, вы должны научиться определять, когда нужно писать букву о, а когда букву е после шипящих в суффиксах существительных.)

Учитель сообщает как ученики будут работать на уроке, как эти знания пригодятся для изучения новых тем.


3. Актуализация знаний.

Учитель: « Ребята, скажите, пожалуйста, какое значение имеет суффикс – онок в этих существительных?». ( слова записаны на доске)



4.Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание информации.


Учитель: « Расставьте в этих словах ударение и выделите суффиксы».

1 ученик работает у доски.

« Скажите, во всех этих словах после шипящих, какая буква пишется? На что еще нужно обратить внимание в этих словах?»

« Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести правило о правописании буквы о после шипящих в суффиксах существительных»


5. Осознание и осмысление нового материала.

« Но есть еще буква е в суффиксах существительных.

Чтобы узнать, когда пишется буква е в суффиксах существительных, нужно обратиться за помощью к учебнику. Прочитайте правило №35 на стр. 101 и ответьте на вопрос: «Когда пишется буква е в суффиксах существительных после шипящих?»

Найдите примеры на данное правило.

Дополним наши слова на доске данными примерами».

1 ученик вызывается к доске. Задание: записать на доске примеры слов и обозначить во всех существительных условия выбора букв о и е в суффиксах после шипящих.


Учитель: « Скажите, как мы определяем, когда нужно писать букву о, а когда букву е после шипящих в суффиксах существительных?»

« Правило вы знаете. Теперь вам нужно научиться применять его в различных заданиях на уроке».


Работа с таблицей ( упр.№253)

2 ученика работают у доски.

Задание: 1 ученик заполняет 1колонку таблицы, выписывая из упр. существительные , в которых пишется буква о в суффиксах после шипящих, 2 ученик заполняет 2 колонку таблицы , выписывая из упр. существительные, в которых пишется буква е в суффиксах. Обозначьте условия выбора букв о и е в суффиксах существительных.


Взаимопроверка ( парная.) Ученики обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа по парте.

Затем учащиеся проверяют работу 2 учеников у доски.

Обсуждаются недочеты, дополнения данных работ.


Учитель:« Ребята, кто из вас хорошо справился с ролью ученика?

А кто из вас хорошо справился с ролью учителя?»


Упр.№254 Задание: Учащиеся « по цепочке» ( устно) вставляют и читают слова на месте пропусков. Затем определяют во вставленных словах значения суффиксов.



6. Применение знаний в новой, незнакомой ситуации.

3 ученика из класса выполняют работу по карточкам.

Задание: Вставьте пропущенные буквы в данные слова.

Составьте 2-3 сложных предложения с любыми из данных слов.

Медв…ж…нок, зайч…нок, волч…нок, мыш…нок, галч…нок, скворч…нок.


Остальным учащимся учитель предлагает рассмотреть иллюстрации и рисунки. Затем назвать животных, изображенных на этих рисунках.

Задание: Составьте небольшой рассказ, используя существительные с уменьшительно- ласкательным значением суффиксов. В свой рассказ вы можете внести описания животных, изображенных на данных иллюстрациях и рисунках. Озаглавьте свой рассказ.


Несколько учеников зачитывают свои творческие работы, учитель анализирует эти сочинения.




7. Итог урока.

Учитель: « Ребята, сегодня на уроке вы ознакомились с правилом правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Расскажите мне это правило».

Учитель спрашивает 2-3 учеников.


У каждого ученика на парте лежат карточки с буквами о и е.

Учитель диктует слова, ученики должны определить какую гласную букву нужно написать в суффиксе существительного, если букву о, то они должны поднять карточку с буквой о, если нужно написать в слове букву е, то они должны поднять карточку с буквой е.

Слова: медвежонок, галчонок, доченька, крольчонок, бочонок, бумажечка, ложечка, ручонка, рученька.




8. Аналитическая мотивация.

Учитель: « Ребята, кто из вас хорошо понял тему сегодняшнего урока? Поднимите, пожалуйста, руки. Какие трудные моменты были для вас на уроке? Почему?»

Учитель спрашивает учеников, которые поднимают руки.




9. Рефлексия.

У каждого ученика на парте лежит листок с написанными словами: понятно, непонятно, грустно, весело, трудно, радостно, интересно, познавательно.

Задание: ученики должны внимательно прочитать данные наречия и определить какое слово (наречие) они бы выбрали для оценки сегодняшнего урока. Почему?

Учитель спрашивает 5-6 учащихся.


Перед объяснением домашнего задания, учитель объявляет оценки за урок.



10. Домашнее задание.

Ученикам предлагается задания по выбору.

А) Выполнить упражнение № 255. ( по заданию).

Б) Придумать, составить и записать загадки, пословицы, поговорки, в которых должны быть существительные с буквами о и е после шипящих в суффиксах. Можно выписать загадки, пословицы, поговорки из художественного текста. Нарисовать рисунки к своим работам, например, рисунки- отгадки на загадки.


Учитель поясняет, что « хорошую» оценку за домашнее задание могут получить те ученики, которые выберут задание под буквой Б. (т.е. второе задание).


































Титульный лист





Ф.И.О.: Имамалыева Жанна Викторовна

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема: Конспект урока «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных»

Должность: учитель старших классов

МАОУ «СОШ №2»

Город Мегион












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.