Конспект урока на тему «Вода и масло — несмешивающиеся жидкости» (1–4 классы)

3
0
Материал опубликован 28 February

Дата: ______________

 

Вода и масло – несмешивающиеся жидкости

 

(В рамках экспериментальной естественно-научной деятельности ЦО «Точка Роста»)

 

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

 

Задачи: узнать о свойствах несмешивающихся жидкостей - воды и подсолнечного масла; способствовать накоплению представлений об окружающем мире; развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память.

 

Оборудование: подсолнечное масло, вода, узкий большой стакан для проведения опытов; красители (количество цветов по желанию), стаканы с водой по количеству красителей; пипетки по количеству детей; шипучие таблетки (витамин С); фонарик.

 

Ход урока

 

Сегодня мы продолжаем исследовательскую работу… Что вы видите у нас на столе? (Подсолнечное масло, стакан с водой, шипучие таблетки). Предположите, что мы будем сегодня изучать? (Выдвигают свои гипотезы).

 

Каждый из вас знает, как трудно отмыть жирные руки водой. Без использования мыла это сделать почти невозможно. Но почему так происходит?

 

Сегодня нам предстоит ответить на этот вопрос. Начнём…

 

Опыт №1. «Плотность жидкостей»

 

Оборудование: подсолнечное масло и вода.

 

Ход опыта: нальём в стакан 1/3 подсолнечного масла, затем 1/3 воды. Что мы видим? (Масло поднялось наверх, вода переместилась на дно стакана).

 

Объяснение опыта: если в одной ёмкости смешать воду и масло, то через некоторое время произойдёт их расслоение. Вода, как более тяжёлая жидкость, соберётся в нижней части сосуда, а над ней появится плёнка масла. Этот опыт нам доказывает, что каждая жидкость имеет свою плотность. В зависимости от удельного веса жидкость, которая легче, остается на поверхности, более тяжелая - опускается на дно - тонет.

 

В природе мы можем наблюдать данное явление на примере птиц или утренней росы. Покрытые жиром перья птиц так хорошо отталкивают воду, что даже если птица полностью погрузиться в неё, то вынырнув, ей достаточно будет встряхнуться, чтобы вновь оказаться сухой.

Капли росы на листьях растений – ещё один пример взаимного отталкивания воды и жирной поверхности.

 

В обычной бытовой жизни каждый из нас мог быть свидетелем такого «явления», когда жирные руки было трудно отмыть обычной проточной водой и вам приходилось использовать мыло или средство для мытья посуды.

 

Опыт №2. «Волшебные капли»

 

Оборудование: высокий узкий стакан, подсолнечное масло (примерно стакан), пипетка, пищевые красители разных цветов, разведённые в стаканах с водой, фонарик.

 

Ход опыта: в высокий стакан налейте масло примерно на 2/3 высоты. В других стаканах сделайте небольшое количество цветной водички с помощью красителей. Начинайте пипеткой капать цветную водичку в масло: смотрите, как медленно цветные шарики опускаются на дно, они могут даже «слипаться». Это особенно красиво смотрится в темноте, если подсвечивать фонариком.

 

Объяснение опыта: у воды и масла разная плотность, и поэтому они не хотят смешиваться.

 

Опыт №3. Лавовая лампа (лава-лампа) на основе опыта №2

 

Оборудование: см. опыт №2 + шипучая таблетка.

 

Ход опыта: в тот же стакан добавляем шипучую таблетку.

 

Объяснение опыта: после добавления шипучей таблетки начинаются изменения: таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду с маслом, и мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости. Это особенно красиво смотрится в темноте, если подсвечивать лавовую лампу фонариком.

 

Ну, что ж, ребята, вот и подошло время подвести итоги, ответим на наш главный вопрос: почему трудно отмыть жирные руки водой? Что вы узнали о свойстве воды и подсолнечного масла? Какой опыт вам понравился больше всего? Спасибо за работу! До следующей встречи!

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации