Конспект внеклассного мероприятие по истории и МХК «Рыцарский турнир» (6–7 классы)
Новоселова Екатерина Ильшатовна МБОУ ХМР СОШ п. Луговской
Внеклассное мероприятие по истории и МХК 6 -7 класс «Рыцарский турнир»
Цель: систематизация знаний истории и МХК по теме «Рыцари средневековья».
Задачи:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся
Развивающая: развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленные задачи.
Воспитывающая: воспитывать уважение к истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.
Жанр мероприятия: игра - турнир
ТАСО: презентация, костюмы средневековой дамы и рыцаря, листы бумаги для рисования гербов, карандаши, музыка «фанфары».
Дидактические материалы к конкурсным заданиям:
Пазлы с изображение картин средневекового периода.
Карточки с высказываниями или отрывками из текста.
Методические рекомендации: Команды формируются по классам. Перед началом турнира каждая команда заранее должна выбрать капитана. В качестве домашнего задания каждая команда подготовила костюмированную пару: рыцаря и даму его сердца. Задача каждой команды представить костюмы, используя большее количество терминов. За каждый конкурс команда, которая быстро и правильно ответила, получает баллы . Перед началом турнира вступление глашатаго, которое поможет участникам игры ввести в атмосферу средневековых турниров. После каждого конкурса судья объявляет результаты.
Литература:
Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков», М.: «Просвещение»2011г.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.
Ход игры
Приветствие команд друг друга.
Звучат фанфары и входит глашатый.
Глашатай:
Внимание! Внимание! Благородные дамы и отважные рыцари! Приветствуем вас на состязании знатнейших, умнейших и остроумнейших шестиклассников во всей округе. Сегодня вам предоставляется возможность сразиться за звание победителя рыцарского турнира. Да победит достойнейший!
- Здравствуйте, уважаемые участники рыцарского турнира, дамы и господа. Сегодня мы собрались здесь для турнирного состязания в знании истории средних веков. Интеллектуальные конкурсы, которые вас сегодня ожидают, позволят выявить самый интеллектуальный, самый дисциплинированный и дружный класс.
Представление жюри
Условия состязания
-Состязание состоит из 6 раундов, где будут принимать участие все желающие от каждой команды. Принимать решение о том, кто выйдет на сцену для участия в очередном конкурсе будет капитан каждой команды.
1 слайд
Ведущий:
В качестве домашнего задания каждая команда подготовила костюмированную пару: рыцаря и даму его сердца. Прошу участников этого состязания подняться на сцену. Пара оценивается от 0до 3 балов. Задача каждой команды представить костюмы, используя большее количество терминов.
Звучат фанфары.
2 слайд
Глашатай: 1 раунд.
Команды показывают свою готовность.
Жюри озвучивает итоги конкурса.
Ведущий:
- Участвует поочередно каждая команда, если готовы ответить на вопрос, поднимаете руку.
На экране вопросы:
- Что означает слово «рыцарь» в переводе с немецкого? (3 слайд.)
О: Всадник, конный воин
- Назовите главное занятие рыцарей? (4 слайд.)
О: Война, военное дело
- Назовите главные развлечения рыцарей? (5 слайд)
О: Турниры, охота, пиры
- Что такое герб? О чем он свидетельствовал? (6 слайд.)
О: Отличительный знак рода. Свидетельствовал о древности рода, знаменитых предках.
- Что такое девиз? (7 слайд.)
О: Краткое изречение, объясняющее смысл герба
- Что такое турнир? (8 слайд.)
О: Военное состязание рыцарей в силе и ловкости
- В средние века она часто имела символическое значение: ее вручали дворянам при посвящении в рыцари, представителям духовенства – при получении сана, горожанам – в знак различных привилегий. А что означало, когда ее бросали на турнире?
(9 слайд.)
О: Вызов на дуэль
- Представьте себе, что вы – средневековый рыцарь и участвуете в турнире. К вам подъезжает соперник и наносит удар копьём в щит, вызывая вас на поединок. Как вы определите, будет ли это поединок на турнирном или боевом оружии? (10 слайд.)
О: Если соперник ударит в щит тупым концом копья, то на турнирном, если остриём – боевым.
- В свое время римские папы неоднократно запрещали хоронить этих рыцарей по христианскому обряду, требуя, чтобы их хоронили, как самоубийц. Где погибали эти рыцари? (11 слайд.)
О: На турнирах.
- Чтобы воевать, рыцарю времен Ричарда Львиное Сердце одного коня категорически не хватало. Требовалось целых три. Для чего же предназначался каждый из них? (12 слайд.)
О: боевой – для сражений; вьючный – на нем везли тяжелые доспехи; транспортный – на нем ехал к месту сражения сам рыцарь.
Жюри озвучивает итоги конкурса.
Звучат фанфары.
13 слайд
Глашатай: 2 раунд.
Ведущий: Следующий тур называется «Собери пазл».
- Добровольцы от каждой команды должны будут собрать исторические пазлы, какая команда быстрее справиться с заданием и ответит, что это за изображение, получает 2 балла. ( Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях и Мадонна с веретеном .) Приложение 1
14 слайд
Жюри озвучивает итоги конкурса.
Звучат фанфары.
15 слайд
Глашатай: 3 раунд.
Ведущий: Следующий тур называется «А знаешь ли ты?»
(Команде на выбор выдаются карточки с высказываниями, задачи команд дать развернутое объяснение этому выражению) Приложение 2
- Объясните, как возникло и что означает это выражение «Бросить перчатку»
О: Чтобы вызвать на поединок рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов воин
- Объясните, как возникло и что означает это выражение «Копья ломать»
О: На турнирах рыцари сражались на копьях. Им надо было выбить друг друга из седла ударом в железные латы. Копья ломались.
- Объясните, как возникло и что означает это выражение «Открытое забрало»
О: Во время боя забрало было опущено. Перед знакомыми людьми его не опускали, значит, намерения были добрые.
- Давно приказали долго жить стальные рыцарские латы, но одна деталь из них сохранилась в форме почти всех армий мира, правда, в несколько стилизованном виде. Что это за деталь?
О: Погоны – бывшие стальные наплечники.
Звучат фанфары.
16 слайд
Глашатай: 4 раунд.
Ведущий: Конкурс капитанов
Каждому капитану предлагается стать на место исторического лица и вспомнить «нужную» фразу, событие или явление. Ответ ожидается в течение одной минуты.
17 слайд
Вы римский папа Урбан II, в своей пламенной речи, обращенной ко всем христианам, Вы призываете освободить Гроб Господен в Иерусалиме и все присутствующие на Вашей проповеди повторяли одну и ту же фразу. Произнесите ее нам сейчас. («Так хочет Бог»)
Вы Карл Великий. Багдадский халиф Харун ар-Рашид в знак союза против ваших общих врагов преподнес Вам экзотический подарок. Скажите, что это было за удивительное для европейцев существо. (белый слон).
Звучат фанфары.
18 слайд
Глашатай: 5 раунд.
Ведущий: «Нарисуй герб»
- На столах каждой команды листы А4 и карандаши. Ваша задача нарисовать герб и объяснить его значение. Оценивается старание, умение рассказать почему именно так вы его видите.
Жюри подводит итоги конкурса.
19 слайд
Глашатай: 6 раунд
Ведущий: «А ну-ка, угадай!» (11 слайд.)
На экран каждой команде транслируется вопрос, ваша цель угадать за 2 минуты. Один отгаданный вопрос 2 балла.
Вопросы:
Это сооружение возводили в течение пяти лет. Правитель не скупился на расходы. Для отделки внешних стен впервые мастера применили мрамор различных цветов и оттенков – розового, зеленого, темно-серого и белого. Внутри – фрески и мозаика. Несмотря на огромные размеры сооружение казалось парящим в воздухе за счет 40 окон, расположенных под самым куполом. (20 слайд.)
(Храм святой Софии в Константинополе)
Этот цвет на рыцарских гербах означал ясность, величие и красоту. Правда, в геральдике появился он значительно позднее остальных цветов. Это связано с тем, что европейцы не знали секрета изготовления такой краски. Распространением этого цвета европейцы обязаны Крестовым походам, так как на Востоке секрет его изготовления был известен. (21 слайд.)
(голубой)
Составьте меню для средневекового крестьянина из предложенных блюд. Перечисли только те, которые наверняка могли быть на крестьянском столе. (22 слайд.)
(капуста, бобы, мед, лук, репа)
Войти в это укрепление можно было только по подъемному мосту через массивные ворота. Всегда зорко охранявшиеся стражей. Лишь большому войску, имевшему осадные орудия, было под силу штурмовать эти укрепления. По немецке укрепление звучало как «бург». О чем идет речь? (23 слайд. )
(город)
Чтобы поддерживать друг друга и не позволить разбогатеть одним и разориться другим ремесленники в средневековых городах объединялись в цехи. Купцы тоже создавали свои объединения. Как они назывались и какую цель преследовали? (24 слайд.)
(гильдии поддерживали купцов в далеких странствиях, защищали от пиратов)
в каждом средневековом городе было такое сооружение. Это здание обычно венчала башня с набатным колоколом, который своим звоном возвещал о бедствии, пожаре, нападении врага. А внутри этого здания размещался зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал(оружейная комната). Какое название носило это здание? (25 слайд.)
(ратуша)
Звучат фанфары.
Ведущий: Ну а теперь дорогие рыцари наших времен, послушаем результаты жюри.
Подведение итогов, награждение победителей
26 слайд
Приложение 1
Приложение 2
Объясните, как возникло и что означает это выражение «Бросить перчатку»
- Объясните, как возникло и что означает это выражение «Копья ломать»
- Объясните, как возникло и что означает это выражение «Открытое забрало»
- Давно приказали долго жить стальные рыцарские латы, но одна деталь из них сохранилась в форме почти всех армий мира, правда, в несколько стилизованном виде. Что это за деталь?