Конспект внеклассного мероприятия «Как мало мы порой задумываемся над тем — что такое для меня родина?» (на примере стихотворений Расула Гамзатова)
Конспект внеклассного мероприятия: Как мало мы порой задумываемся над тем - что такое для меня родина? (на примере стихотворений Расула Гамзатова)
Анисимова Елена Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №40» г. Казань, республика Татарстан
Цель мероприятия:
-познакомиться с творчеством поэтов народов РФ; определить общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России.
Задачи мероприятия:
- познакомить с жизнью и творчеством Р. Г. Гамзатова почувствовать в их стихотворениях любовь к Родине, к родной природе;
- развивать образное и эстетическое мышление; воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе;
-учить замечать красоту.
Оборудование: презентация о жизни и творчестве Р. Газматова, портрет Р. Газматова, рисунки к стихотворениям Р. Газматова, аудизаписи произведений Р. Гамзатова
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
- Приветствую вас, ребята! Пусть это небольшое, но необычное мероприятие принесёт вам позитив – радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
II. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня у нас необычное мероприятие! Почему необычное сейчас узнаете. Вы уже достаточно взрослые, для того чтобы понимать, что война -это не бравада, а горе и страдание людей. Это потеря близких людей, слом привычное уклада жизни, постоянный страх за жизнь. И сейчас мы живём в неспокойное время, у многих отцы призваны на войну, и вам не легко осознавать, что многие могут не вернуться домой. Много испытаний пришлось пережить нашей стране, и вот сегодня мы поговорим о светлом дне – Дне Победы, вы зададите такой вопрос – какой же он светлый – ведь погибло свыше 26 миллионов людей? Да, это горе, но мы живём в свободной, мирной стране, где заучит смех, улыбки на лицах, и это великая заслуга наших предков, ведь в каждой семье есть герой, который погиб или пришёл с войны домой, а также те родственники, которые трудились в тылу, ведь этот труд был очень тяжёл и непосилен. И самое главное все эти люди очень любили свою Родину. Вы принесли портреты своих близких, которые воевали и трудились в дни войны. Читали произведения о войне писателей и поэтов. Вы уже знакомы со многими поэтами и писателями России, жившими в разное время и в разных уголках нашей страны. Послушайте аудизапись, всем знакома эта песня, но, наверное, мало из вас знает, кто её написал?
(звучит песня «Журавли»)
- Внимательно посмотрите на портрет (Слайд 1). Знаком ли вам этот человек? (Нет.)
- Это автор стихотворения – Расул Гамзатов, которое потом стало песней.
Так давайте же узнаем об этом человеке больше. Итак, внимание на экран. (показ презентации)
- Предлагаю вам переместиться из нашего класса в один из красочных уголков РФ – Дагестан.
Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в аварском ауле Цада Хунзахского района Дагестана в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. По национальности аварец.
Учился в Аранинской средней школе. В 1939 году окончил Аварское педучилище. До 1941 года служил школьным учителем, затем — помощником режиссёра в театре, журналистом в газетах и на радио. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» С 1945 по 1950 год учился в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины, заместителем Председателя Президиума Верховного Совета Дагестанской АССР (1980—1990), депутатом и членом президиума Верховного Совета СССР. Несколько десятилетий был делегатом писательских съездов Дагестана, РСФСР и СССР.
Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи начали печатать в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году, а затем в Москве на русском. Для его произведений, а именно, как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» характерна лирическая искренность, а также чувство неразрывной связи с родиной, с традициями аварских поэтов. Расул Гамзатов писал: «В детстве я жил жизнью маленького своего аула, в юности узнал жизнь народов Дагестана, а в зрелом возрасте мне открылся мир всей нашей земли. В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствовал себя представителем того края, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя полномочным посланником моего Дагестана.»
- А теперь, ребята, послушайте стихотворение Р. Г. Гамзатова «Песня соловья»
Слышишь песнь соловья?
В ней звучит торжество.
Но о чем он поет?
Неизвестно, увы, никому.
Я уверен:
О родине песня его.
Ведь другая давно б надоела ему!
- Стихотворение «Песнь соловья» – очень короткое стихотворение, но в нём автор говорит не столько о соловье, сколько о Родине. Соловей поет о ней без устали, и только о ней петь не устанет.
Смысл стиха в том, что Родина является очень важной темой творчества, о Родине можно говорить без конца. Эти несколько строчек – очень поэтичны. Так написать мог только истинный патриот и настоящий мастер слова с большой душой. А ведь Расул Гамзатов сочинил «Песню соловья», когда ему было всего 26 лет!..
А теперь вернёмся к стихотворению «Журавли», которое позднее стало песней, музыку к нему написал композитор Ян Френкель, первый исполнил эту песню певец и актер Марк Бернес. Она звучала на радио, на телевидении, образ журавлей – павших воинов – увековечивали в памятниках, автору приходили письма с откликами из разных уголков страны и мира. Песня стали символом памяти о солдатах, которые погибли в годы Великой Отечественной войны
-Каждое литературное произведение имеет свою историю. Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», ставшее впоследствии песней – реквиемом по всем погибшим в войнах, в этом плане тоже не исключение. Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев.( Двое старших братьев не вернулись с Великой Отечественной войны: Магомет (1916—1943), умер в эвакогоспитале № 1687 (г. Балашов Саратовской области), Ахильчи (1918—1943). Пропал без вести.)
И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Вот так и родилось стихотворение, которое начиналось этими строчками:
Журавли
Расул Гамзатов, перевод на русский язык - Наум Гребнев
Мне кажется порою, что джигиты,(Какое расхождение вы заметили, ребят?...позднее слово джигиты заменили на солдаты)
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели…..
- О чём это стихотворение? Какова его тема? (Стихотворение о памяти, о долге живых перед павшими. Это песнь о мире.)
- Каким вы видите лирического героя? (он об ушедших, и в то же время понимает, что каждый человек смертен, и маленький промежуток в журавлином клине – это место для него и для каждого из нас)
- Какие изобразительно- выразительные средства использует автор в стихотворении? (Эпитеты - сизая мгла, клин усталый, белые журавли, метафоры «кровавые поля», «я поплыву в такой же сизой мгле»; возвышенную лексику «полегли», «до сей поры», «свершают», которые придают стихотворению торжественность.)
-Какие ключевые образы противопоставляются? (солдаты- белые журавли)- Какими цветами пользуется поэт в стихотворении? Чем это объяснить? Что они символизируют? (Белый цвет, цвет жизни, развития и процветания, белый цвет также означает память предков)
- Почему стихотворение называется "Журавли»? - О ком на самом деле в нем говорится?
С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения. Удивителен факт, что у разных народов журавль всегда занимал почетное место священной птицы.
- А кто из вас знает, что символизируют журавли? (Это символ счастья, любви и здоровья). Но есть у журавля еще один символ. Об этом говорится в стихотворении Расула Гамзатова. Какой это символ? (символ памяти, символ бессмертия)
- А теперь, ребята, расскажите о своих родственниках, которые жили в годы Великой Отечественной войны, сделаем и мы свой «журавлиный» клин, ведь пока мы их помним, они живы, их подвиг, их жизнь, пусть и была короткой, но не прошла бесследно для нас. (рассказы ребят о родственниках)
И я надеюсь, что когда вы вырастите, то вы не забудете своих родственников, и когда услышите песню «Журавли» то вспомните и о дагестанском поэте Расуле Гамзатовиче Гамзатове.
И наше мероприятие я хотела бы завершить ещё одним стихотворением Расула Гамзатова, послушайте его внимательно и задумайтесь о его смысле на будущее:
Берегите друзей
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился —
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его — вини дорогу
И коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
До конца жизни Расул Гамзатович Гамзатов (1923-2003, а в этом году ему бы исполнилось 100 лет) возглавлял Союз писателей Дагестана. Он умер в 2003 году в Москве, его похоронили в Махачкале рядом с могилой жены.
«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни не были: орлами или змеями»-говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета. Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили мировую литературу.
Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Гамзатова пронизана глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом».
И я надеюсь, ребята, что и вы будете любить, уважать, ценить и защищать свою Родину