Конспект внеклассного мероприятия «Тыл для фронта: дети и подростки Удмуртии — труженики тыла в годы Великой Отечественной войны»
Конспект внеклассного мероприятия
Данные об учителе Ахмадеева Ольга Валерьевна, МБОУ СОШ №55 города Ижевска, высшая категория
Класс 4
Тема: Тыл для фронта: дети и подростки Удмуртии труженики тыла в годы Великой Отечественной войны
Оборудование: распечатки писем, презентация
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется мероприятие. Класс работает в быстром темпе. Высокая работоспособность. Слабо развита память, речь. Читают, в основной массе, целыми словами, без ошибок. Имеют представление о ВОв. Проведено несколько классных часов по темам: Блокада Ленинграда, Холокост, Никто не забыт, ничто не забыто, Сталинградская битва, Песни победы.
Цели мероприятия как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Предметные УУД Обучающиеся раскроют роль деятельности детей и подростков тыла Удмуртии, как одного из факторов победы советского народа над Германией
Метапредметные УУД
Познавательные УУД Обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации при работе с историческими источниками, при работе в сети Интернет, формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за материалом
Регулятивные УУД Обучающиеся контролируют процесс и результат выполнения задания.
Коммуникативные УУД Обучающиеся принимают участие в работе парами, группами, воспринимают мнения других людей, используют простые речевые средства.
Личностные УУД У обучающихся формируются основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Ход внеклассного мероприятия
Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
Мотивационно-целевой этап
Вступительное слово учителя
22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу Родину.
1418 долгих дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Все встали на защиту. Свой вклад в победу внесли и жители Удмуртии.
98 стрелковая дивизия, сформированная в Удмуртии, одна из первых приняла на себя удары немцев. Более полумесяца дивизия сдерживала врага.
В городах Удмуртии с первых же часов объявления войны стали собираться люди у военкоматов.
К 1 июля только в Ижевске было принято 1456 заявлений.
Прочитайте отрывок из заявления восемнадцатилетнего переплетчика Сарапульской типографии И.С. Левченко от 25 июня 1941 года (Архив Удмуртской Государственной Филармонии).
...Я глубоко возмущен вероломством немецких фашистов и вторжением их войск в нашу страну. В ответ на это я горячо прошу принять меня в ряды нашей доблестной Красной Армии и отправить меня добровольцем на фронт. Я буду бить врага столько, сколько хватит моих сил…
На территории Удмуртии было сформировано более 30 общевойсковых, кавалерийских, авиационных частей и соединений. Сформировано два партизанских отряда. Один был отправлен в Ленинградскую область, другой вел борьбу в тылу врага под Новгородом.
Прочитайте отрывок из заявления комсомольца цеха № 27 Ижевского металлургического завода Рэма Савинкова (Архив Удмуртской Государственной Филармонии).
...Прошу зачислить меня добровольно в партизанский отряд. Клянусь честью Великой Родины, пока видят глаза, пока руки держат оружие, пока бьется сердце, буду уничтожать проклятых «фрицев» …
Какие чувства испытывали добровольцы, уходившие на фронт? Могли ли остаться в стороне жители в тылу?
Более 20 промышленных предприятий приняла к себе Удмуртия уже в первые дни войны. Большинство из них слились с имевшимися фабриками и заводами в Ижевске, Воткинске, Глазове и Сарапуле. Фронту били нужны пушки, оружие, радиостанции.
Более 400 врачей окружали вниманием и заботой раненых бойцов.
Госпиталям были предоставлены лучшие здания больниц, санаториев, школ. За годы войны в Удмуртии действовало 57 госпиталей.
Война стала тяжелым испытанием и для крестьян Удмуртии. За 4 года войны крестьяне республики сдали 911 тысяч тонн хлеба, что равнялось поставкам хлеба за 7 довоенных лет.
Трудовым подвигом стало строительство железной дороги «Ижевск- Балезино». Дорога имела стратегическое значение.
Как вы думаете, а дети и подростки оказывали помощь взрослым в эти годы? Выдвинете свои предположения. С помощью каких источников мы можем проверить ваши гипотезы?
Работа с документами, воспоминаниями, статьями, фотографиями
- Какую помощь они оказывали я и предлагаю вам выяснить сегодня. Для этого мы изучим документы и фотографии того времени.
Прочитайте статью в группах и обсудите, чем помогали пионеры Удмуртии? Подумайте, как школьники могли эту помощь оказать.
...К 1 ноября 1941 года ребята собрали на танк «Пионер Удмуртии» 150 000 рублей. За годы Великой Отечественной войны пионеры и школьники внесли на строительство танковой колонны «Советский школьник» 924 000 рублей. Учителя и школьники Удмуртии внесли в фонд обороны страны 1 миллион 47 тысяч 767 рублей. Отправили несколько тысяч посылок на фронт. Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего они удостоились дважды…
Приказ о награждении пионерских дружин, отрядов, звеньев и отдельных пионеров за хорошую работу в годы Великой Отечественной войны. 4 июля 1945 г.
Информационное агентство «Удмуртия» https://udmurt.media/rubrics/obshchestvo/92910-pionery_udmurtii/?ysclid=lci2ju55sq664276585
Выступления представителей групп, оценивание работы группы.
Прочитайте статью и заполните таблицу
...Первая тимуровская команда появилась в Сарапуле в 1941 году. Она была организована 9-12 летними девочками во главе с Нэлей Замятиной по прозвищу «Тимка».
Легендарная Тимка за свою деятельность получила благодарность от самого И.В. Сталина. В Ижевске пионеры-тимуровцы собирались в доме №11 на ул. Пастухова. К концу войны в Удмуртии насчитывалось 950 тимуровских команд. Тимуровцы помогали семьям военнослужащих, собирали макулатуру и металлолом, отправляли посылки на фронт, выступали с концертами в госпиталях…
Замятина Неля, командир команды тимуровцев средней школы № 3 г. Сарапула, 1942 год, и сбор металлолома, 1943 год. Фото: Центральный Госархив Удмуртии, Музей пионерии и комсомола Удмуртии/ Информационное агентство «Удмуртия» https://udmurt.media/rubrics/obshchestvo/92910-pionery_udmurtii/?ysclid=lci2ju55sq664276585
Название движения | Деятельность |
| |
- Как называлось движение?
- Какую деятельность осуществляло?
Прочитайте воспоминания Федора Федотова 1928 года рождения из деревни Ильинское (статья из электронной версии газеты «Комсомольская правда»/ www.izh.kp.ru)
...Я строил блиндажи между Кизнером и Мултанкой. В 1943 году там должен был расположиться аэродром для военных. Накаты делали. Я с топором, а сестра на лошади. Дорогу Кизнер-Бемыж очищали.
Потом немцев разгромили под Сталинградом, строительство прекратили, и нас отправили работать на сплаве леса на Вятке, потому что в Поволжье все было разрушено. И лес там был нужен.
Еще мы отправляли посылки на фронт. Мать шила кисеты, а я табак садил. Сейчас это уже не в моде. Кстати, сам я курить не научился!
- Как приближал победу Федор Федотов?
- Что такое блиндаж?
- Проверьте своё предположение в толковом словаре.
- Сколько лет было мальчику в 1943 году?
- Как вы поняли из воспоминаний, что такое кисет?
- Проверьте предположение по толковому словарю.
Работа с фотографиями
Фото из архива Республиканской библиотеки детства и юношества/ http://udmrbdu.ru/
- Рассмотрите фотографии.
- Как еще дети и подростки помогали в годы войны?
- Почему им пришлось встать к станкам?
- С какого возраста работали на заводах?
- Как вы думаете, могли ли они выполнять норму взрослого человека? Почему?
- Проверим наши предположения, для этого прочитаем воспоминанию и информационные письма.
Работа с воспоминаниями и информационными письмами.
Подготовленный ребёнок читает воспоминание ветерана труда завода «Ижмаш» из страниц газеты «Удмуртская правда»
...Моя трудовая жизнь началась после окончания ремесленного училища. В цехе мастер подвел меня к станку, смерил взглядом и, улыбнувшись, сказал: «Поработаешь с подставкой». Без подставки не обошлись и большинство моих сверстников. Ведь нам было немногим более 14 лет. Выпускники ремесленных училищ и школ составляли 50-60% рабочих коллективов…
- В каком возрасте вставали к станку в годы войны?
- Какое количество трудового коллектива составляли дети?
Из докладной записки секретаря Удмуртского обкома ВЛКСМ И.Г. Морозова (из архива ГКУ «Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики»/ gasur.ru)
… Воткинского машиностроительного завода работают, не считаясь со временем. Выполняя срочное задание, не выходят из цеха по 16-24 часов и даже 32 часа. Комсомолец Василий Шаимов выполняет норму на 284%, Климовских-на 233%, Черепанов- на 218%…
- Выполняли «молодые рабочие» нормы?
- По сколько часов работали?
- Были верны наши предположения?
Работа с воспоминаниями и докладными записками тружеников села об уборке урожая и строительстве железной дороги Балезино-Ижевск (из архива ГКУ «Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики»/ gasur.ru)
- Прочитайте воспоминания и докладные записки, заполните таблицу.
Где происходили события? | |
Участники событий | |
Как помогали дети и подростки сельской местности в годы Великой отечественной войны? | |
По сколько часов работали? | |
Какие условия были для работы? | |
Какое значение имела их деятельности для приближения победы? | |
Воспоминания Ахата Гариповича Касимова из Балезинского района, 1925 года рождения
...Одежду и обувь, у большинства это были лапти, сушить было негде, и поэтому люди часто болели простудными заболеваниями, обмораживали ноги и руки. Много людей тогда умерло от различных болезней и голода. Работали по 12 часов в сутки: с 6 утра до 6 вечера..
Воспоминания Михаила Алексеевича Завалина
...Было в ту пору 14 лет. В бригаде 13 человек, девчата землю накладывали. Рельсы сами подцепляли крючками. Шпалы складывали на сани голыми руками...Ни днем ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем...
Докладная записка заведующего оргинструкторским отделом Удмуртского обкома ВКП (б) Н. Коновалова в ЦК ВКП(б), 1941 год
...Все работы начинаются в 4-5 утра и заканчиваются с наступлением сумерек. На уборку урожая вышли все труженики села. Большую помощь оказали горожане, в особенности школьники и студенты. В колхозы, где имелась нехватка рабочей силы, направлено 34 720 человек учащихся средних и неполных средних школ сельской местности сроком до 1 октября и учащихся средних и неполных средних школ городов сроком до 20 сентября…
Докладная записка, 1942 год
...15 сентября 1942 г. в Кезском районе на сбор колосьев вышло 959 школьников и малышей, ими было собрано 2122 кг чистого зерна, в Вавожском районе 273 пионера и школьника начальных классов собрали более 10 т зерна...
Докладная записка, 1943 год
… Так в колхозе «Трактор» Кулигинского района во время весеннего сева подростки П.Я. Грачев и А.М. Рудин (13 лет), Л.Ф. Спешилов (12 лет) на однолемешном плуге вспахивали ежедневно по 0,75 га земли, т. е. перевыполняли взрослую норму 0,7 га. В колхозе «Камский» того же района Николай Игольницын (13 лет) вспахивал в день 0,9 га…
Докладная записка, 1944 год
… Учащиеся городских и сельских школ создавали бригады для работы на колхозных полях. Так, 4 бригады из учащихся 6-9 классов (возраст 14-16 лет) работали ударно на полях Киясовского района. Многие школьники ежедневно перевыполняли норму, вырабатывая в день до 1,5 трудодня…
Проверка и обсуждение результатов, внесенных в таблицу
Творческое задание. Изготовление письма-треугольника.
- Мы с вами уже говорили, что школьники выходили в госпитали, где они ухаживали за ранеными, показывали концерты, читали и писали письма.
Рассказ учителя
Пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) и на фронт производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.
Конверт-треугольник- обычно тетрадный листок бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось.
Адрес писали на наружной стороне листа.
Изготовление письма-треугольника
Рефлексия
- Какое значение имел тыл для фронта?
- Как дети и подростки Удмуртии в годы Великой Отечественной войны помогали фронту?
- Если бы у вас была возможность написать письмо вашим сверстникам в 1941 или в 1945 год, что бы вы написали?