12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ахмадеева Ольга Валерьевна22
9

Конспект внеклассного мероприятия «Тыл для фронта: дети и подростки Удмуртии – труженики тыла в годы Великой Отечественной войны»

Конспект внеклассного мероприятия

«Тыл для фронта: дети и подростки Удмуртии – труженики тыла в годы Великой Отечественной войны»


Данные об учителе Ахмадеева Ольга Валерьевна, МБОУ СОШ №55 города Ижевска, высшая категория

Класс 4

Тема: Тыл для фронта: дети и подростки Удмуртии труженики тыла в годы Великой Отечественной войны

Оборудование: распечатки писем, презентация

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется мероприятие. Класс работает в быстром темпе. Высокая работоспособность. Слабо развита память, речь. Читают, в основной массе, целыми словами, без ошибок. Имеют представление о ВОв. Проведено несколько классных часов по темам: Блокада Ленинграда, Холокост, Никто не забыт, ничто не забыто, Сталинградская битва, Песни победы.

Цели мероприятия как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Предметные УУД Обучающиеся раскроют роль деятельности детей и подростков тыла Удмуртии, как одного из факторов победы советского народа над Германией

Метапредметные УУД

Познавательные УУД Обучающиеся осуществляют поиск необходимой информации при работе с историческими источниками, при работе в сети Интернет, формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за материалом

Регулятивные УУД Обучающиеся контролируют процесс и результат выполнения задания.

Коммуникативные УУД Обучающиеся принимают участие в работе парами, группами, воспринимают мнения других людей, используют простые речевые средства.

Личностные УУД У обучающихся формируются основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Ход внеклассного мероприятия

Организационный этап

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-целевой этап

Вступительное слово учителя

22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на нашу Родину.

1418 долгих дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Все встали на защиту. Свой вклад в победу внесли и жители Удмуртии.

98 стрелковая дивизия, сформированная в Удмуртии, одна из первых приняла на себя удары немцев. Более полумесяца дивизия сдерживала врага.

В городах Удмуртии с первых же часов объявления войны стали собираться люди у военкоматов.

К 1 июля только в Ижевске было принято 1456 заявлений.

Прочитайте отрывок из заявления восемнадцатилетнего переплетчика Сарапульской типографии И.С. Левченко от 25 июня 1941 года (Архив Удмуртской Государственной Филармонии).

...Я глубоко возмущен вероломством немецких фашистов и вторжением их войск в нашу страну. В ответ на это я горячо прошу принять меня в ряды нашей доблестной Красной Армии и отправить меня добровольцем на фронт. Я буду бить врага столько, сколько хватит моих сил…


На территории Удмуртии было сформировано более 30 общевойсковых, кавалерийских, авиационных частей и соединений. Сформировано два партизанских отряда. Один был отправлен в Ленинградскую область, другой вел борьбу в тылу врага под Новгородом.


Прочитайте отрывок из заявления комсомольца цеха № 27 Ижевского металлургического завода Рэма Савинкова (Архив Удмуртской Государственной Филармонии).

...Прошу зачислить меня добровольно в партизанский отряд. Клянусь честью Великой Родины, пока видят глаза, пока руки держат оружие, пока бьется сердце, буду уничтожать проклятых «фрицев» …


Какие чувства испытывали добровольцы, уходившие на фронт? Могли ли остаться в стороне жители в тылу?

Более 20 промышленных предприятий приняла к себе Удмуртия уже в первые дни войны. Большинство из них слились с имевшимися фабриками и заводами в Ижевске, Воткинске, Глазове и Сарапуле. Фронту били нужны пушки, оружие, радиостанции.

Более 400 врачей окружали вниманием и заботой раненых бойцов.

Госпиталям были предоставлены лучшие здания больниц, санаториев, школ. За годы войны в Удмуртии действовало 57 госпиталей.

Война стала тяжелым испытанием и для крестьян Удмуртии. За 4 года войны крестьяне республики сдали 911 тысяч тонн хлеба, что равнялось поставкам хлеба за 7 довоенных лет.

Трудовым подвигом стало строительство железной дороги «Ижевск- Балезино». Дорога имела стратегическое значение.

Как вы думаете, а дети и подростки оказывали помощь взрослым в эти годы? Выдвинете свои предположения. С помощью каких источников мы можем проверить ваши гипотезы?


Работа с документами, воспоминаниями, статьями, фотографиями


- Какую помощь они оказывали я и предлагаю вам выяснить сегодня. Для этого мы изучим документы и фотографии того времени.

Прочитайте статью в группах и обсудите, чем помогали пионеры Удмуртии? Подумайте, как школьники могли эту помощь оказать.

...К 1 ноября 1941 года ребята собрали на танк «Пионер Удмуртии» 150 000 рублей. За годы Великой Отечественной войны пионеры и школьники внесли на строительство танковой колонны «Советский школьник» 924 000 рублей. Учителя и школьники Удмуртии внесли в фонд обороны страны 1 миллион 47 тысяч 767 рублей. Отправили несколько тысяч посылок на фронт. Благодарности Ставки Верховного Главнокомандующего они удостоились дважды…

t1691473519aa.jpg

Приказ о награждении пионерских дружин, отрядов, звеньев и отдельных пионеров за хорошую работу в годы Великой Отечественной войны. 4 июля 1945 г.







Информационное агентство «Удмуртия» https://udmurt.media/rubrics/obshchestvo/92910-pionery_udmurtii /?ysclid=lci2ju55sq664276585

Выступления представителей групп, оценивание работы группы.

Прочитайте статью и заполните таблицу

...Первая тимуровская команда появилась в Сарапуле в 1941 году. Она была организована 9-12 летними девочками во главе с Нэлей Замятиной по прозвищу «Тимка».

Легендарная Тимка за свою деятельность получила благодарность от самого И.В. Сталина. В Ижевске пионеры-тимуровцы собирались в доме №11 на ул. Пастухова. К концу войны в Удмуртии насчитывалось 950 тимуровских команд. Тимуровцы помогали семьям военнослужащих, собирали макулатуру и металлолом, отправляли посылки на фронт, выступали с концертами в госпиталях…

t1691473519ab.jpg

Замятина Неля, командир команды тимуровцев средней школы № 3 г. Сарапула, 1942 год, и сбор металлолома, 1943 год. Фото: Центральный Госархив Удмуртии, Музей пионерии и комсомола Удмуртии/ Информационное агентство «Удмуртия» https://udmurt.media/rubrics/obshchestvo/92910-pionery_udmurtii /?ysclid=lci2ju55sq664276585

Название движения

Деятельность




- Как называлось движение?

- Какую деятельность осуществляло?


Прочитайте воспоминания Федора Федотова 1928 года рождения из деревни Ильинское (статья из электронной версии газеты «Комсомольская правда»/ www.izh.kp.ru )

...Я строил блиндажи между Кизнером и Мултанкой. В 1943 году там должен был расположиться аэродром для военных. Накаты делали. Я с топором, а сестра на лошади. Дорогу Кизнер-Бемыж очищали.

Потом немцев разгромили под Сталинградом, строительство прекратили, и нас отправили работать на сплаве леса на Вятке, потому что в Поволжье все было разрушено. И лес там был нужен.

Еще мы отправляли посылки на фронт. Мать шила кисеты, а я табак садил. Сейчас это уже не в моде. Кстати, сам я курить не научился!

- Как приближал победу Федор Федотов?

- Что такое блиндаж?

- Проверьте своё предположение в толковом словаре.

- Сколько лет было мальчику в 1943 году?

- Как вы поняли из воспоминаний, что такое кисет?

- Проверьте предположение по толковому словарю.




Работа с фотографиями

t1691473519ac.jpgt1691473519ad.jpg

Фото из архива Республиканской библиотеки детства и юношества/ http://udmrbdu.ru /


- Рассмотрите фотографии.

- Как еще дети и подростки помогали в годы войны?

- Почему им пришлось встать к станкам?

- С какого возраста работали на заводах?

- Как вы думаете, могли ли они выполнять норму взрослого человека? Почему?


- Проверим наши предположения, для этого прочитаем воспоминанию и информационные письма.


Работа с воспоминаниями и информационными письмами.


Подготовленный ребёнок читает воспоминание ветерана труда завода «Ижмаш» из страниц газеты «Удмуртская правда»

...Моя трудовая жизнь началась после окончания ремесленного училища. В цехе мастер подвел меня к станку, смерил взглядом и, улыбнувшись, сказал: «Поработаешь с подставкой». Без подставки не обошлись и большинство моих сверстников. Ведь нам было немногим более 14 лет. Выпускники ремесленных училищ и школ составляли 50-60% рабочих коллективов…


- В каком возрасте вставали к станку в годы войны?

- Какое количество трудового коллектива составляли дети?


Из докладной записки секретаря Удмуртского обкома ВЛКСМ И.Г. Морозова (из архива ГКУ «Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики»/ gasur.ru )

Воткинского машиностроительного завода работают, не считаясь со временем. Выполняя срочное задание, не выходят из цеха по 16-24 часов и даже 32 часа. Комсомолец Василий Шаимов выполняет норму на 284%, Климовских-на 233%, Черепанов- на 218%…

- Выполняли «молодые рабочие» нормы?

- По сколько часов работали?

- Были верны наши предположения?

Работа с воспоминаниями и докладными записками тружеников села об уборке урожая и строительстве железной дороги Балезино-Ижевск (из архива ГКУ «Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики»/ gasur.ru )

- Прочитайте воспоминания и докладные записки, заполните таблицу.

Где происходили события?


Участники событий


Как помогали дети и подростки сельской местности в годы Великой отечественной войны?


По сколько часов работали?


Какие условия были для работы?


Какое значение имела их деятельности для приближения победы?



Воспоминания Ахата Гариповича Касимова из Балезинского района, 1925 года рождения

...Одежду и обувь, у большинства это были лапти, сушить было негде, и поэтому люди часто болели простудными заболеваниями, обмораживали ноги и руки. Много людей тогда умерло от различных болезней и голода. Работали по 12 часов в сутки: с 6 утра до 6 вечера..

Воспоминания Михаила Алексеевича Завалина

...Было в ту пору 14 лет. В бригаде 13 человек, девчата землю накладывали. Рельсы сами подцепляли крючками. Шпалы складывали на сани голыми руками...Ни днем ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем...

Докладная записка заведующего оргинструкторским отделом Удмуртского обкома ВКП (б) Н. Коновалова в ЦК ВКП(б), 1941 год

...Все работы начинаются в 4-5 утра и заканчиваются с наступлением сумерек. На уборку урожая вышли все труженики села. Большую помощь оказали горожане, в особенности школьники и студенты. В колхозы, где имелась нехватка рабочей силы, направлено 34 720 человек учащихся средних и неполных средних школ сельской местности сроком до 1 октября и учащихся средних и неполных средних школ городов сроком до 20 сентября…


Докладная записка, 1942 год

...15 сентября 1942 г. в Кезском районе на сбор колосьев вышло 959 школьников и малышей, ими было собрано 2122 кг чистого зерна, в Вавожском районе 273 пионера и школьника начальных классов собрали более 10 т зерна...


Докладная записка, 1943 год

Так в колхозе «Трактор» Кулигинского района во время весеннего сева подростки П.Я. Грачев и А.М. Рудин (13 лет), Л.Ф. Спешилов (12 лет) на однолемешном плуге вспахивали ежедневно по 0,75 га земли, т. е. перевыполняли взрослую норму 0,7 га. В колхозе «Камский» того же района Николай Игольницын (13 лет) вспахивал в день 0,9 га…


Докладная записка, 1944 год

Учащиеся городских и сельских школ создавали бригады для работы на колхозных полях. Так, 4 бригады из учащихся 6-9 классов (возраст 14-16 лет) работали ударно на полях Киясовского района. Многие школьники ежедневно перевыполняли норму, вырабатывая в день до 1,5 трудодня…

Проверка и обсуждение результатов, внесенных в таблицу


Творческое задание. Изготовление письма-треугольника.

- Мы с вами уже говорили, что школьники выходили в госпитали, где они ухаживали за ранеными, показывали концерты, читали и писали письма.

Рассказ учителя

Пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) и на фронт производилась бесплатно. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.

Конверт-треугольник- обычно тетрадный листок бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось.

Адрес писали на наружной стороне листа.

Изготовление письма-треугольника


Рефлексия

- Какое значение имел тыл для фронта?

- Как дети и подростки Удмуртии в годы Великой Отечественной войны помогали фронту?

- Если бы у вас была возможность написать письмо вашим сверстникам в 1941 или в 1945 год, что бы вы написали?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.