Конспект внеклассного общешкольного мероприятия «Пушкинский вечер»
Положение о проведении
внеклассного общешкольного мероприятия «ПУШКИНСКИЙ ВЕЧЕР»
ЦЕЛЬ: знакомство с жизнью и творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина
Задачи:
Развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать любовь к поэзии, к классической музыке.
Воспитывать дружный коллектив детей.
ОФОРМЛЕНИЕ:
Портрет А.С. Пушкина на экране, на сцене печка с лавкой, в уголке, при свече, за прялкой сидит Арина Родионовна
Вдоль стены оформлена выставка книг А.С. Пушкина.
На стенде развешаны работы учащихся (рисунки, поделки по произведениям А.С. Пушкина)
Подсвечники, кружевные салфетки, шкатулки.
МУЗЫКА:
Г. Свиридов «Романс». Из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Г. Струве, Л. Вышеславский. «Домик няни».
ЛИТЕРАТУРА:
«Жизнь и творчество А.С. Пушкина», изд. «Детская литература».
«Русская литература». Энциклопедия для детей. Том 9, часть 1, изд. «Аванта+».
Сказки А.С. Пушкина.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Компьютер, колонки, проектор.
Костюмы героев сказок.
Ход мероприятия:
ВЕДУЩИЙ 1. Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя...
ВЕДУЩИЙ 2. То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит...
ВЕДУЩИЙ 1. Добрый вечер, судари и сударыни!
Мы сегодня собрались, чтобы ещё раз вспомнить о замечательном человеке, великом русском поэте и писателе, жившем в начале 19 века, А.С.Пушкине.
ВЕДУЩИЙ 2. Мы надеемся, что вы знаете хотя бы несколько произведений?
А может кто-то сможет сейчас прочитать хотя бы одно его стихотворение?
Великолепно! Мы очень рады, что вы знаете так много его произведений.
Пусть будет так! Все присутствующие классы - это команды, за правильный ответ вы получаете жетон (жёлтую рыбку), если вопрос особенно сложный – рыбку красного цвета.
Сейчас мы ещё раз проверим ваши знания!
ВЕДУЩИЙ 1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя...
ВЕДУЩИЙ 2. Наша ветхая лачуга
И печальна, и темна,
Что же ты моя старушка
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?
Арина Родионовна.
А чего делать-то?
Вона чё пугра-то вертихает...
Вот были времена...
ПЕРСОНАЖ 1.
/ ВЫХОДИТ ПОП, К НЕМУ НАВСТРЕЧУ ИДЁТ БАЛДА; ПОЛЬКА/
ВЕДУЩИЙ 1. Жил-был поп, толоконный лоб,
Был у него работник Балда,
Не работник, а беда,
Получать пришёл оброк:
БАЛДА. Подавай-ка мне свой лоб!
ВЕДУЩИЙ 2. Бедный поп подставил свой лоб...
С первого щелчка –
Подпрыгнул поп до потолка,
Со второго щелчка-
Лишился поп языка,
С третьего щелчка-
Вышибло ум из старика,
А Балда приговаривал с укоризной:
БАЛДА. Не гонялся бы ты, за дешевизной!
ВЕДУЩИЙ 1. Ну, что ребята, узнали, что это за произведение? Скажите, пожалуйста, что должен был уметь делать Балда?
/ответ: лошадь запрягать, полосу вспахать, печь топить, всё готовить, что надо закупить, исправить в доме./
А что он ещё делал?
/ответ: работал за семерых, ел за четверых, нянчился с попёнком/.
Кто был младшим братом Балды? / заяц/
Арина Родионовна
Да, что не говори, пожалеешь лычко – отдашь ремешок, да и не было бы вовсе зла, да-к зависть помогла... Вот я была молода, сказочка такая была...
ПЕРСОНАЖ 2.
/ВЫХОДЯТ 33 БОГАТЫРЯ; МУЗЫКА: ШУМ ВОЛН/
ВЕДУЩИЙ 2. Море вдруг
Всколыхнулося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря,
Дядька впереди идёт...
/богатыри выстраиваются в 2 колонны, в возрастающем порядке к дядьке Черномору ( из присяда - «выходят из воды»), проходят круг перед зрителями и уходят из зала/
/на сцене сидят три девицы/
ВЕДУЩИЙ 1. Вот на лавочке сидят
И во все глаза глядят:
Злая баба Бабариха
С поварихой и ткачихой...
/музыка: полёт шмеля; Бабариха «следит» за его полётом и хватается за нос, с диким криком: «а-а-а»/
ВЕДУЩИЙ 2. Злыми были они, но
Зло наказано давно.
И теперь они сидят
Четырьмя все три глядят...
ВЕДУЩИЙ 1. Что ж, эта сказка всем известна, а вот скажите теперь нам, как звали дядьку, предводителя богатырей? /Черномор/
Какую птицу убил князь Гвидон, спасая Лебедя? /коршун/
На каком острове князь Гвидон? / о. Буян/
Сколько раз царевна Лебедь помогала князю Гвидону?
/7 раз/
Арина Родионовна.
До чего уж сказка хороша. И дай бы Бог, чтобы всё ладно было. А то, как беда случится, а беда, она не скажет, откуда придёт. Вона смотришь красота-то какая. Красота-то она добрая и недобрая бывает. Как у нас говорят: «Красивая как ёлка, колюча как иголка!»
ПЕРСОНАЖ 3.
/ЦАРИЦА СМОТРИТСЯ В ЗЕРКАЛЬЦЕ, РАЗГОВАРИВАЕТ С НИМ/
ЦАРИЦА. Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
ВЕДУЩИЙ 2. А ей зеркальце в ответ:
ВЕДУЩИЙ 1. Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всех румяней и белее...
ВЕДУЩИЙ 2. Ребята, а как звали жениха царевны? /Елисей/
К кому обращался царевич за помощью?
/месяц, солнце, ветер/
В чём нашла смерть царица? /от зависти, честолюбия/
ВЕДУЩИЙ 1. Всем известна сказка «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Как вы считаете, кто у кого позаимствовал сюжет сказки – братья Гримм у Пушкина, или наоборот, Пушкин у братьев Гримм?
/они взяли сюжет сказки из немецкого фольклора/
Арина Родионовна.
Что-то приустала я, да и Сашенька ужо храпу даёт, так что любого богатыря за пояс заткнёт. Вот такой сон и губит молодцев-то... Да...
ПЕРСОНАЖ 4.
/шатёр, на земле лежат 2 царевича, царь-отец плачет над ними, из шатра выходит Шамаханская царица; восточная музыка/
ВЕДУЩИЙ 2. Вкруг шатра, в ущелье тесном,
Рать убитая лежит,
Что за страшная картина:
Пред шатром, царя два сына,
Без шеломов, и без лат...
ВЕДУЩИЙ 1. Вдруг шатёр распахнулся... и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя...
ВЕДУЩИЙ 2. О какой сказке здесь идёт речь? /золотой петушок/
Как звали царя? /Дадон/
Были ли у него дети, и если были, то сколько?
Кто подарил царю ЗОЛОТОГО ПЕТУШКА?
/старик-колдун/
Когда золотой петушок начинал петь? /только когда чувствовал беду/
Что попросил старик взамен петушка у царя Дадона?
/Шамаханскую царицу/
Арина Родионовна.
Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок! А как всё складно-то было... Сколько случаев-то похожих, вот например...
ПЕРСОНАЖ 5.
Арина Родионовна.
у Лукоморья дуб зелёный,
Золотая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом:
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказки говорит...
/Людмила лежит на подушках. Приходит Черномор: впереди 2-3 слуги несут его бороду, обходят её вокруг, останавливаются напротив Людмилы; МУЗЫКА «МАРШ ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ», «КАН – КАН» И СНОВА МАРШ/. Она пугается так, что начинает визжать – слуги разбегаются, уронив при этом Черномора, запутавшегося в своей бороде. Людмила хохочет, слуги возвращаются и забирают несчастного Черномора./
ВЕДУЩИЙ 2. Что это за произведение? /поэма «Руслан и Людмила»/
Как звали соперников Руслана? /Ратмир, Рогдай, Фарлаф/Как их описывает автор?
/Ратмир – богатырь, воин,
Рагдай – хан, любитель женской красоты,
Фарлаф – гуляка и пьяница/
Кто такой Финн? /добрый колдун/
С чьей головой бился Руслан? / брата Черномора/
Сколько раз Наина отвергала любовь Финна? /пастух, воин, богач/
ПЕРСОНАЖ 6.
ВЕДУЩИЙ 1. Молодцы, ребята! Как хорошо вы знаете сказки Пушкина, но вот узнаете ли вы нашего следующего героя?
Арина Родионовна.
Да, старая уж она была, а как взглянет, так и сердце в пятки... Хоть и графиня, а знала кой-какие колдованья...
/ВЫХОДИТ ГРАФИНЯ, ЗАКРЫВ ЛИЦО ВЕЕРОМ (КРОМЕ ГЛАЗ), ЗАТЕМ ПОКАЗЫВАЕТ ТРИ КАРТЫ – ОЧЕНЬ БЫСТРО, И С УСМЕШКОЙ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ И УХОДИТ; МУЗЫКА ИЗ «ТВИН ПИКС»/
ВЕДУЩИЙ 2. Неужели узнали? Как называется это произведение? /Пиковая Дама/
Тогда скажите, какие карты показала Пиковая дама? /3,7,туз/
Как зовут главного героя? /Герман/Чем закончилось произведение? /Герман застрелился/
Арина Родионовна.
да уж, всякие люди на свете есть. Знавала я такую одну: и злая, и завистливая, и всё ей было мало...
ПЕРСОНАЖ 7.
/СТАРИК ПОДХОДИТ К МОРЮ, ЗОВЁТ РЫБКУ; МУЗЫКА «МОРСКАЯ БУРЯ»/
ВЕДУЩИЙ 1. Вот идёт старик к синему морю,
Видит на море чёрная буря.
Стал он звать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
РЫБКА. Чего тебе надобно старче?
СТАРИК. Смилуйся, государыня рыбка,
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою,
Чтобы жить ей в океане-море,
Чтобы ты ей верою служила.
/СТАРУХЕ-ЦАРИЦЕ В РУКИ ПАДАЕТ ЕЁ СТАРОЕ КОРЫТО; ЗВУК РАЗБИТЫХ КИРПИЧЕЙ/
ВЕДУЩИЙ 2. Как называется эта сказка? /Сказка о старике и о золотой рыбке/
Сколько раз старик ходил к синему морю? /7/Всем известна царская жизнь. А вот чем потчевали старуху в царских палатах? /заморскими винами и пряником печатным/
А что значит «столбовая дворянка»? /дворянка в нескольких поколениях/
Что такое кичка? /головной убор, шапочка, украшенная жемчугом и вышитая золотом/
Арина Родионовна.
Ай-яй-яй! На что вороне большие хоромы? Знай ворона своё гнездо! Жадность как мозоль, покою не даёт... Нет такие люди мне не по душе. Все мы под богом ходим, всех нас одно ждёт, только вот Сашеньку рано ангелы забрали... А какие он мне стихи читал...
ПЕРСОНАЖ 8.
/Пушкин танцует вальс с Натальей Николаевной. Вальс Дога «Мой ласковый и нежный зверь».
Дантес прерывает их танец, пригласив её и бросив насмешливый взгляд на Пушкина, Пушкин бросает перчатку, вызывая его на дуэль.
Пушкин и Дантес, 2 секунданта. Два выстрела, Пушкин падает на руки секундантов и читает стихи; звуки выстрелов, музыка «Реквием»/
ПУШКИН. На свете счастья нет, ноЕсть покой и воля,
Давно завидная мечтается мне доля,-
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег...
/музыку приостановить/
ВЕДУЩИЙ 1. В каком году состоялась дуэль? /1837год, 7 февраля/
Как звали соперника Пушкина? /Дантес/
А как звали жену Пушкина? /Наталья Николаевна Гончарова/
ВЕДУЩИЙ 2. Несмотря на то, что А.С.Пушкина давно уже нет, он живёт в нашей памяти и в наших сердцах. Нам очень приятно, что так хорошо знаете не только его произведения, но некоторые фрагменты из его биографии. Мы от всех предыдущих поколений говорим вам – СПАСИБО!
ВЕДУЩИЙ 1. Погиб поэт! – невольник чести.
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой;
Убит! К чему теперь рыданья?
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор...
ВЕДУЩИЙ 2. Мы вас благодарим за ваши правильные ответы и активное участие, а в память о сегодняшнем вечере вручаем вам всем грамоты.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
ДО СВИДАНИЯ!