Конспект внеклассного занятия на тему «Семья» (1–4 классы)
Конспект внеклассного занятия по теме: «Семья».
Цель: углубить представления обучающихся о ценностях и взаимоотношениях в семье, объединяющих родных и близких.
Задачи:
Обучающая:
- способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;
Развивающая:
- развивать речь, внимание, умение анализировать, развивать навыки самооценки;
- развивать логическое мышление, умение классифицировать и рассуждать;
- развивать сообразительность, внимание, память.
Воспитательная:
- воспитывать любовь, уважение к семье, чувство гордости за семью.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир - это большое волшебное зеркало. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
II. Определение темы занятия. Постановка цели.
- Тему нашего классного часа вы угадаете, расшифровав ребус:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)
- Что такое семья? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)
- В словаре Владимира Ивановича Даля семья - это группа родственников, живущих вместе. Кого можно назвать родственниками? (это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки)
(По мере называния членов семьи, на доске появляются лучики со словами)
- Какой лучик забыли? (себя)
- Что у нас получилось?
- Семья – солнышко.
- Да, сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека — о семье.
III. Изучение нового материала.
Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь — я».
- Как вы думаете, что это значит?
- На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка — папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
- Кто у вас самые родные и близкие люди?
- Слово семья имеет много смыслов. Например, это слово можно разделить на семь я, т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, поведением, привычками, вкусами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое.
- Есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова семя (семечко).
- Как вы думаете, почему?
- Действительно, семья - это семечко из которого со временем вырастет большое дерево. А будет оно крепким или качаться на ветру, зависит от нас, от нашего поведения и отношения друг к другу (видео анимация роста дерева.
- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: вся семья в месте, так и душа на месте
(видео ролик про семью).
Игровая ситуация
- Сейчас мы узнаем, как распределяются обязанности между членами вашей семьи.
- Я буду называть вам действия. Если это действие выполняет мама, поднимите букву М, если папа – букву П, вы – букву Я.
Печет, играет, вяжет, стирает, шьет, убирает, готовит, читает, рисует, мастерит, подметает, пылесосит, моет пол, ремонтирует, водит машину, вытирает пыль, ходит в магазин, работает на компьютере, выносит мусор, смотрит телевизор, проверяет домашние задания у ребенка, помогает готовить уроки.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала.
Конкурс хороших слов о семье (детям раздаются карточки со словами).
- Из предложенных слов выберите те, которые необходимы для дружной, крепкой, счастливой семьи.
Порядок, спокойствие, ссора, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, обида, добро, забота, счастье, грубость, дружба, согласие, мир.
- Эти слова встречаются в пословицах и поговорках, в народных мудростях.
- Объясните, как вы понимаете следующие пословицы:
Семьёй дорожить – счастливым быть!
На что клад, когда в семье лад
Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Продолжите следующие пословицы:
- У кого есть бабушка и дед, тот не знает бед)
- В дружной семье и в (холод тепло)
- Семья в куче – (не страшна туча)
- В гостях хорошо, … (а дома лучше)
VI. Заключительная часть.
- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на занятии.
- Какой была тема занятия?
Доскажи предложение:
Семья для меня – это…
Мама и папа для меня самые …
Родным я хочу пожелать…
- У любого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят, понимают и ждут, место, где человеку тепло и уютно. Это зависит от того, какие отношения мы строим друг с другом, чтобы все члены семьи были счастливы.
- В заключении нашего занятия проведем небольшое волшебное предсказание (видео с ромашкой).
- Символом семьи считается цветок ромашка. На каждом лепестке написаны добрые пожелания. Лепестки срывать не будем, выберем ромашку, на которой написано пожелание. Пусть оно принесет Вам счастье.
Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и радость, и смех.
Взлет и падение. Радость, печаль,
Дружбу и ссоры. Молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные. Отчий твой дом,
Сердце навеки останется в нем.
Используемая литература:
https://infourok.ru/vneklassnoe_zanyatie__moya_semya-180631.htm