Конспект воспитательного занятия на тему «Если добрый ты …» (6–8 классы)
Конспект воспитательного занятия во 2 группе «Если добрый ты…». Мартенс Е.С.
Цель: Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей). Развивать умение оценивать проявления доброты в поведении человека. Коррекция эмоционально-личностной сферы через решение проблемных ситуаций.
Ход занятия.
I.Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, каждый новый день надо начинать с хорошего настроения. А чтобы настроение наше было хорошим, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает нас все занятие.
2.Введение в тему:
- Ребята, тема нашего занятия спрятана в кроссворде. Давайте его разгадаем и узнаем то, о чем сегодня будем беседовать. Слушайте внимательно загадки.
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее (Дружба)
Поможет, утешит, подскажет.
Такая ее работа.
Поддержит. Услышит, расскажет.
Это конечно (забота)
Не сахар, но сладкая,
Нежная и мягкая,
Краткая и вечная,
Злобная, сердечная.
О чём говорю я вновь? Ну конечно про (любовь)
Дружба начинается там, где начинается (доверие)
Злой плачет от зависти, а добрый от (радости)
Наша бедная Федора наедается не скоро,
но зато, когда сыта, от Федоры (теплота)
Не нужен и клад, когда в семье (лад)
- Какое слово у нас получилось? (Доброта)
- Мы сегодня будем разговаривать на занятии о доброте. Я хочу вам рассказать одну притчу.
II.Основная часть.
Притча о добром соседе
Как-то добродушный человек купил себе большой и красивый дом, с плодоносящим садом. А рядом по соседству в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно старался испортить ему настроение: то какую-нибудь гадость сделает, то мусор под ворота подбросит.
В одно прекрасное утро проснулся добрый человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, и видит там – ведро с помоями. Взял он ведро, вылил помои, вычистил ведро до идеального блеска, насобирал в него больших, вкусных и спелых фруктов и пошел к своему соседу.
Услышав стук в дверь, завистливый сосед злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его достал!» Открывает дверь в надежде, что случится скандал, а добродушный человек протянул ему ведро с фруктами и сказал:
- Кто, чем богат, тот тем и делится!
- Как вы, ребята думаете, чем богаты эти 2 соседа?(ответы детей)
Доброта! Какое волшебное слово! Этому слову много лет! А люди продолжают спорить о том, нужна она или нет? Полезна она или вредна?
- А как вы понимаете, что такое доброта? Подумайте и скажите(ответы детей)
Правильно. Прочитайте, на доске, что такое доброта.
Доброта - отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим.
- Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус? (ответы детей)
- Ребята, послушайте стих, который прочитает вам ______________
Чтение стих:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела – делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
-Как вы думаете, о чем это стих? Как можно услышать доброту? Как об этом говорится в этом стих? Как можно увидеть доброту?
- В жизни важны не только добрые слова, а и дела, т.е. хорошие поступки.
- Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите о них (ответы детей)
Скажите, а важно ли, что бы о вашем поступке узнали другие люди?
Что вы чувствовали, когда совершал хороший поступок?
- Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?
(Можно просто улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении.)
- Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрые поступки. Скажите, какие?
(Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать. Книгу подклеить, грязную чашку вымыть. На листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.)
Ребята, на доброту всегда надо отвечать благодарностью. Но не всегда у нас это получается. Ученые советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
(дети говорят друг другу добрые слова по цепочке)
Деловая игра: «Учимся сотрудничать».
- Я прошу вас вытащить из коробки один кружочек. У кого оказались кружки одинакового цвета собираются в одну команду. Каждой команде надо инсценировать ту ситуацию, которая написана у вас на листочках. Далее другой команде нужно обсудить эту ситуацию, объяснить, как бы вы поступили в той, или иной ситуации. Всем понятно задание? Отлично!
Ситуация первая.
Даша уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша: – Гулять пойдешь?
Даша: – Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается!
Ещё и сочинение по русскому писать.
Маша: – Да не переживай! Я всё решила, как всегда, дам списать!
Даша: – О! Ес! Ты настоящая подруга.
(Вопросы команде синих)
- Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Ведь она не жадная, она дает списвать?
- Считаете ли вы, что Маша думает только о себе, ведь ей было скучно и не с кем было погулять? (Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять)
- Как вы бы поступили на месте Маши? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах.
Вывод: Настоящий друг думает не о своих интересах, а думает о том, как помочь товарищу.
Ситуация вторая (инсценирует другая команда)
На самостоятельной, по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.
Ваня: – Ой, чернила закончились!
Рома: – А у меня запасная ручка есть.
Ваня: – Будь другом, дай, а то мне Галина Николаевна пару влепит!
Рома:– А, что ты мне за это дашь?
Ваня: – Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Рома: – Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня всю неделю дежурить!
Ваня: – да ладно, давай уж!
(Вопросы команде красных)
- Как вы считаете, Рома поступил, как настоящий друг?
- Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей).
Воспитатель:
– Он выручил Ваню, но и про себя не забыл.
– Но, если бы Рома был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не требовал.
Вывод: настоящий друг должен быть бескорыстным, он не должен искать для себя выгоду. И ещё есть большой секрет дружбы – помогай всем, кто нуждается в помощи, и у тебя будет много друзей, о хороших друзьях говорить всегда приятно. Даже есть такая поговорка «Не бросай друга в несчастье.
- А сейчас давайте сосредоточим свое внимание и поиграем с вами в игру «Хорошо—плохо»
Оцените поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?
(Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки красного цвета; плохие поступки — фишки черного цвета. )
Итак, я называю поступок или действие, а вы должны поднять фишку красную, если поступок «хороший» и черную, если «плохой». Всем понятно задание? Тогда начнем!
Примерный перечень детских поступков для игры:
Плохие |
Хорошие |
порвал блузку; |
защитил слабого; |
обидел друга; |
проведал больного друга; |
поссорился с воспитателем; |
накормил птиц |
толкнул ногой щенка; |
помог младшим детям заплести косы. |
Не продежурил в классе |
Вынес мусор |
Не пошел на труд. час, в это время играл в телефоне |
Принес мешок с чистым бельем из прачки |
Ударил того, кто слабее |
Защитил того, кто младше |
Поделился последней конфетой |
Отобрал конфету |
Итог игры: По вашим ответам я поняла, что вы отличает хорошие поступки от плохих. Я желаю вам, чтобы вы всегда поступали благоразумно и по – доброму.
Ребята, мы сегодня говорили о добре. Давайте подумаем из чего может состоять доброта.
(Воспитатель предлагает на доске рассмотреть детям лепестки с составляющими доброты – это верность, забота, надежность, честность, уважение, поддержка, умение выслушать и с составляющими зла – это зависть, грусть, печаль, скупость, гнев, ненависть, гордыня).
Вам нужно подойти к доске и составить «Цветок Доброты»
Упражнение «Цветок доброты»
-Скажите, а почему вы выбрали именно эти составляющие? В чем они проявляются? (по каждой составляющей нужно дать ответ)
-подходит ли к доброте зависть? Почему? В чем она проявляется у людей?
-а гнев подходит? Что люди могут совершить в гневе?
III.Итог. 7.Упражнение «Волшебный мешочек»
- А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, сложить ладони чашечкой и мысленно сложить в неё всё злое, плохое, от чего вы хотели бы избавиться, все ваши плохие поступки, которые вы когда – то совершали.
Воспитатель подносит к каждому ребёнку «волшебный мешочек» и ребёнок осторожно, чтобы не расплескать, опускает в него своё зло.
Воспитатель: А теперь я крепко-крепко завяжу этот мешочек и мы от него избавимся, а значит и от того зла, которое вы в него положили.
Будь добрым! Умей добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека.
И знайте, что основное назначение человека – творить добро.
А теперь давайте все вместе споем песню про доброту.
Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!
Припев:
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки,
А на них большие башмаки,
Это Бар-бар-бар-барики.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – Барбарики.
Встал вам на ногу слон –
Значит, хочет подружиться он.
Хочет научить вас
Шевелить ушами.
На нос села оса –
Значит, хочет познакомиться,
И пощекотать, а
Вовсе не ужалить
Припев