Конспект занятия кружка по ИЗО Тема: «Золотая осень»
Конспект занятия кружка по ИЗО
Педагог дополнительного образования: Дереповка О. Л.
Цели занятия: формирование у обучающихся с ОВЗ общих представлений о берёзе осенью, ёе внешнем облике через художественные средства живописи.
Задачи:
1. Образовательные: формировать умение передавать в рисунке колорит осени; последовательно раскрашивать красками рисунок; учить выделять тона цвета (яркий, тёмный).
Совершенствовать навык работы акварельными красками и гуашью.
Расширять представление обучающихся о дереве «береза».
Обогащение словарного запаса детей по теме «Осень».
2. Коррекционно – развивающие:
- исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности и активности;
- формирование последовательности воспроизведения, умения устанавливать причинно – следственные связи;
- учить соблюдать в изображении пропорции, размер;
- развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику рук, наглядно – образное и словесно – логическое мышление: сравнение, обобщение;
- умение делать выводы, анализ.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине; бережное отношение к природе;
- воспитывать в детях аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: интерактивная доска, презентация учителя о березе, бумага для рисования, акварельные краски, кисточки, вода в баночках, салфетки, простые карандаши. Музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Предварительная работа: беседы на тему «Приметы осени», наблюдения в природе на прогулке.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал,
Так что время не теряем-
И работать начинаем.
- проверить правильность посадки.
- проверить готовность к занятию
2. Подготовка к работе по теме
Ребята, какое сейчас время года нам помогут узнать загадки. Кто быстрее и правильнее?
Пришла девица красна
И листья обсыпает.
А как она зовётся,
Кто, дети, угадает?
Все деревья пожелтели, кроме пышных сосен,
Птицы к югу полетели. Наступила... ( осень ).
Ребята, докажите, что сейчас осень.
(похолодало, пожелтела трава, листья на деревьях меняют цвет и опадают, птицы собираются в стаи и улетают на юг).
Как долго длится осень?
Назовите осенние месяцы?
(Сентябрь – ранняя осень, октябрь – середина осени, ноябрь- поздняя осень)
Какой осенний месяц сейчас?
Что происходит с деревьями в октябре нам расскажет….
Листья жёлтые летят, падают, кружатся,
И под ноги просто так, как ковёр, ложатся.
Что за жёлтый снегопад? Это просто листопад
Что такое листопад?
Листопад - это красивое явление природы: посмотрите, как красив лес в пору листопада
(демонстрация фото осени).
У каждого дерева свой особенный лист. Чем различаются листья с разных деревьев? (формой, окраской).
3. Игра «Угадай – с какого дерева?»
Демонстрация листьев осины, дуба, клёна, берёзы, тополя.
4. Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку пoсaдили, (наклониться)
Мы вoдoй её полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)
И бeрёзка подросла (потянуть руки вверх)
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила (поклоны головой).
5. Практическая работа.
Ребята, скажите, какое дерево является символом нашей любимой Родины?
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Сегодня, ребята, мы нарисуем самое любимое, самое красивое дерево, символ нашей Родины – белоствольную берёзку в нарядном осеннем платье.
Докажите, что берёза – это дерево (у неё есть ствол, ветки, листья, корень).
Чем берёза отличается от всех других деревьев?
(у неё белая кора).
У березы, действительно, белая кора, белый ствол, поэтому её называют белоствольной. У нее длинные тонкие розовато-коричневые веточки, гладкая белая кора, покрытая темными полосками. Свое название она получила по цвету коры.
Сегодня на занятии мы нарисуем осеннюю березку, но в разные месяцы осени она выглядит по – разному, посмотрите………..
Подумайте: какую березку вы нарисуете?
- Мы уже приготовили листы тонированной бумаги, на которых мы будем рисовать.
Но, прежде чем начнём работу, вспомним правила ТБ
Показ последовательности рисования березки:
- располагаем рисунок посередине листа. Белой краской рисую ствол березы снизу вверх, так, как растет дерево. Чем выше ствол дерева, тем тоньше он становится.
- от ствола рисуем большие ветки белым цветом. Они располагаются в стороны и вверх. От больших веток отходят маленькие. Ветки и большие, и маленькие образуют крону, т.е. крона – это ветки вместе с листьями.
- маленькие ветки рисуем коричневой краской тонкой кисточкой.
- Чем ствол берёзки отличается от других деревьев? (он белый, а по нему черные полоски)
- И вы на стволе березы нарисуете кору с черными штрихами, а на ветках берёзы вы должны нарисовать что? Какого цвета листья берёзы в середине осени?
А чтобы не получилось, что наше дерево висит в воздухе, под деревом мы нарисуем что?
6. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого).
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки).
Листья берёзы, осины, тополя, дуба, рябины. (загибают пальчики)
Мы соберём и маме осенний букет отнесём. (шагают по столу средним и указат. пальчик.)
7. Самостоятельная работа детей. Музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень»
Во время самостоятельной работы педагог следит за правильностью выполнения работы, за осанкой учащихся; за соблюдением правил ТБ.
8. Итог занятия.
1. Выставка детских рисунков. Нам удалось передать красоту осенней березки?
2. Какая работа вам понравилась больше всего?
9. Рефлексия
У меня все получается, у меня хорошее настроение.
Было трудно, но мне понравилось. У меня хорошее настроение.
У меня не все получилось, я нахожусь в плохом настроении.
Молодцы, ребята, все работы получились красивыми, вы правильно нарисовали ствол дерева, и крону. Повторим, что такое крона? (это ветки и листья в верхней части дерева) Посмотрите, какие белоствольные получились березки.
берёзы с тонкими изогнутыми ветками.
Анализ занятия кружка
«Волшебные краски»
Цели занятия: формирование у обучающихся с ОВЗ общих представлений о берёзе осенью, ёе внешнем облике через художественные средства живописи.
Задачи:
1. Образовательные: формировать умение передавать в рисунке колорит осени; последовательно раскрашивать красками рисунок; учить выделять тона цвета (яркий, тёмный).
Совершенствовать навык работы акварельными красками и гуашью.
Расширять представление обучающихся о дереве «береза».
Обогащение словарного запаса детей по теме «Осень».
2. Коррекционно – развивающие:
- исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности и активности;
- формирование последовательности воспроизведения, умения устанавливать причинно – следственные связи;
- учить соблюдать в изображении пропорции, размер;
- развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, мелкую моторику рук, наглядно – образное и словесно – логическое мышление: сравнение, обобщение;
- умение делать выводы, анализ.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине; бережное отношение к природе;
- воспитывать в детях аккуратность, самостоятельность, дисциплинированность.
Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы: словесный, наглядный, практический.
На занятии кружка совершенствовались художественные навыки и умения детей; происходило формирование у обучающихся с ОВЗ общих представлений о березе осенью, ее внешнем облике через художественные средства живописи. Осуществлялось обогащение словарного запаса детей по теме «Осень», велось исправление дефектов общего и речевого развития детей.
Учила детей умению устанавливать причинно – следственные связи; соблюдать в изображении пропорции, размер.
Дети использовали в своих работах новые знания: правильное расположение рисунка на бумаге; научились правильно рисовать ствол, листья; использовать дополнительные элементы рисунка, помогающие передать характер работы.
Развивала эстетическое и творческое восприятие; учила передавать в рисунке картину осенней природы, создавая образ берёзы; учила находить красивое композиционное решение (т. е. одно дерево в центре листа).
Закреплялось умение правильно изображать ствол дерева, рисовать осенние листья.
На занятии развивала творческую активность учащихся: работа с загадками, стихами, прослушивание классической музыки. Детям предлагалось дополнить рисунок по своему желанию так, чтобы передать настроение осени.
Воспитывала в детях любовь к родине через любовь к природе; чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.
Учила детей аккуратности при работе с красками.
Занятие способствовало развитию мелкой моторики и координации движения рук.