Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в среде программирования «Scratch»

3
2
Материал опубликован 18 November 2022

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)









Конспект занятия на тему:

«Создание компьютерной анимации

«Открытка ко Дню Матери»

в среде программирования «Scratch»



Возраст обучающихся: 8-11 лет

Год обучения: второй







Разработал: педагог

дополнительного образования

Викторова Юлия Тенгизовна















Гатчина

2022 год

Пояснительная записка

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в среде программирования «Scratch» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике и в преддверии праздника Дня Матери. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации, научить творческому созданию спрайтов, фонов. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит творческий характер и направлено на создание поздравления мамам.

Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.

Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.

Методические рекомендации:

Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: с какой целью делается поздравительная открытка, для какого праздника, как можно открытку показать родителям, какие самостоятельно созданные спрайты могут быть использованы и что они должны делать. В данном случае спрайты должны быть творчески созданными и соответствовать тематике праздника (цветы, надпись, стих, салют и т.д). Количество костюмов в спрайтах тоже может быть разным, в зависимости от сложности создания анимации и придания цветовой динамики.

В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно – по инструкции, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить усложнить работу спрайта или добавить новый в анимацию, придумать ему аналогичный или чуть скорректированный скрипт и запрограммировать его.

Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер персонажа, скорость, поздравительная надпись, стихи, фон, цветовое изменение спрайтов и линий, координаты расположения; последовательность спрайтов анимации. 

Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, "Скриншотер". Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.

В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненной поздравительной открытке, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.


Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:

Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: практическое.

Форма организации работы: индивидуально-групповая.

Состав учебной группы: до 14 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.

Место занятия в ДОП: раздел «Программно-образовательные комплексы».

Степень сложности занятия: средний уровень сложности.

Цель: создание компьютерной анимации (поздравительной открытки) в среде программирования Scratch.

Задачи:

- обучающие:

научить создавать различные компьютерные анимации в среде программирования Scratch;

научить самостоятельно создавать персонажи, фоны;

актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.

- развивающие:

развивать познавательные способности;

развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;

развивать логическое, пространственное и творческое мышление;

развивать словарный запас и навыки общения;

развивать умения работать индивидуально и в команде.

- воспитательные:

воспитать бережное отношение к оборудованию;

воспитывать ответственность за результат труда;

воспитывать уважительное отношение друг к другу;

повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.

Планируемые результаты занятия:

- личностные:

формирование интереса к общей теме занятия;

развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;

понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.

- метапредметные:

умение понять задание при создании компьютерных анимаций в среде программирования Scratch;

умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;

умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;

формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;

развитие внимания, усидчивости, логики.

- предметные:

формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;

умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;

понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.

Методы обучения:

- информационно-рецептивный, репродуктивный.

Технологии:

- информационно-коммуникационные.

Дидактический материал:

- распечатанная цветная инструкция «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в программе Scratch» (Приложение 1);


Материально-техническое оснащение занятия:

- учебный кабинет;

- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с выходом в Интернет;

- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);

План занятия:

Организационная часть (5 мин).

Выполнение практического задания (35 мин).

Подведение итогов (5 мин).

Общая продолжительность занятия: 45 минут.

Ход учебного занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационная часть

Приветствует ребят

Сообщает тему занятия

Рассаживаются

за компьютерные столы

Выполнение практического задания

Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку.

Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий

Включают компьютеры. Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции.

Подведение итогов

Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации

Каждый обучающийся запускает компьютерную анимацию.

По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены.


Список литературы

Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.

Голиков Д.В. «Scratch для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2020. – 168 с.: ил.

https://scratch.mit.edu/download

Приложение 1

Создание анимации «Открытка ко Дню Матери»

Открыть сайт: https://scratch.mit.edu/

Создаём фон

Нажимаем справа кнопку Сцена

Затем нажимаем слева вкладку Фоны

t1668764857aa.gif

















Нажимаем внизу кнопку Конвертировать в растровую графику

t1668764857ab.png

t1668764857ac.gif



















Выбираем вид заливки, настраиваем цвет, заливаем фон инструментом Заливка

t1668764857ad.gif















































Удаляем спрайт Кот, нажав на кнопку t1668764857ae.png

t1668764857af.gif





























Создаём анимацию Цветок

t1668764857ag.gifНажимаем справа Выбрать спрайт - Нарисовать





















Нажимаем внизу кнопку Конвертировать в растровую графику

t1668764857ah.gift1668764857ab.png

























t1668764857ai.pngРисуем инструментом Кисть цветок и закрашиваем его Заливкой



Создаем эффект анимации через создание Костюма

На Костюме 1 нажимаем правую кнопку мыши - Дублировать

t1668764857aj.gif





















Нажимаем внизу кнопку Конвертировать в растровую графику

t1668764857ab.png

Инструментом Кисть добавляем цветку штрихи (узоры)

t1668764857ak.png

Переходим во вкладку Код



t1668764857al.gif

















Составляем скрипт





t1668764857am.png

























Создаём анимацию Надпись

Нажимаем справа Выбрать спрайт – Нарисовать

t1668764857an.png























Нажимаем внизу кнопку Конвертировать в растровую графику

t1668764857ab.png

Инструментом Текст создать надпись С Днём Матери!

t1668764857ao.gif

















Сt1668764857ap.png оздаем эффект анимации надписи через создание Костюмов

На Костюме 1 нажимаем правую кнопку мыши – Дублировать

Продублировать 4 раза (должно быть 4 костюма)



t1668764857aq.png





















На каждом костюме меняем цвет надписи.

Все 4 надписи должны быть разного цвета

t1668764857ar.png























Переходим во вкладку Код



t1668764857as.gif





















Составляем скрипт

t1668764857at.png



























Можно добавить анимации ещё цветов, салют и т.д.

t1668764857au.png











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный и полезный ресурс. Очень популярное ПО scratch, позволяет ребятам освоить основы программирования, проявлять фантазию и творчество. У меня крестник (11 лет) увлекается этим, показывал мне свои работы, видно как ему нравится. Думаю вашим воспитанникам тоже.

18 November 2022