Конспект занятия по теме «Фруктовые деревья. Ягоды домашние и лесные» (1–2 классы)
Конспект занятия по теме «Фруктовые деревья. Ягоды домашние и лесные.»
Цель: создание условий для осознанного изучения материала
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о различных, изучаемых темах.
Расширять кругозор.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию.
Воспитывать умение самостоятельной работы
Воспитывать самоконтроль, рефлексию.
Развивающие:
Содействовать формированию учебно-познавательных компетенций.
Создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры).
Тип урока: дистанционное занятие открытия новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, дистанционная.
Оборудование: иллюстрации по теме занятий, видео материалы.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на занятиях клуба по интересам «ДАР».
Рада вас приветствовать на занятия по теме «Фруктовые деревья. Ягоды домашние и лесные».
Основная часть:
1. Введение в тему.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о ягодах. Что такое ягоды?
Дети: Это небольшой сочный плод деревьев, кустарников и маленьких
кустиков.
Воспитатель: Давайте отправимся на сбор ягод в лес и сад. А, что надо
сделать, чтобы собрать ягоды и в лесу и в саду?
Дети: Узнать где какие растут.
В саду растут: клубника,малина,смородина,ежевика, крыжовник,облепиха,барбарис…
В лесу растёт: земляника, голубика, черника, рябина, калина, 1. ЯгодыВы уже знаете, что после цветения у растений появляются плоды. Плоды очень разнообразны, но среди них есть плоды с сочной мякотью, тонкой кожицей и множеством семян. Такие плоды называют ягодами. Ягоды растут на кустарниках и травянистых растениях. Ягодные растения делятся на дикорастущие (они растут в лесу) и культурные (человек выращивает их в саду).
Изначально все ягодные растения были дикорастущими. Культурные ягодные растения можно встретить теперь в саду, но интерес к лесным дарам остается. Ведь в лесных ягодах содержится большее количество витаминов. Да и не все дикорастущие ягодные растения человек смог сделать культурными. Давайте узнаем, какие съедобные ягоды можно встретить в лесу: земляника, черника, малина, клюква, брусника, голубика, костяника, морошка.
Отгадайте загадки:
На пригорке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Держит алый огонек. Разгибаем стебельки, Собираем огоньки. (Земляника) | Рассыпает солнце стрелы, Сосны зажигая. Что за ягода созрела, Черная такая? На кусточки, под листочки, Кто-то бусы бросил, — Все поляны в черных точках У зеленых сосен. (Черника) |
Что за бусинка вот тут На стебле повисла? Глянешь — слюнки потекут, Сразу станет кисло. (Клюква) |
Самая сладкая и ароматная их дикорастущих ягод – земляника. Ученые сделали предположение, что это была первая съедобная ягода древнего человека. Семена земляники были обнаружены при раскопках каменного века. Название «земляника» произошло от двух слов: «земля» и «ник». Спелые ягоды земляники лежат на самой земле.Земляника – многолетнее травянистое растение. Растет на опушках леса или поляне. Цветет в мае и июне. В июле появляются красные душистые ягоды.
3. ЧерникаНазвание следующего ягодного растения произошло от цвета ягод, которые чернят рот и руки. Это черника.Черника – это небольшой ветвистый кустарничек, который растет в лесах. Плод – черно-синяя ягода. Ягоды созревают в июле, августе.
4. ГолубикаОчень похожа на чернику голубика. Ягоды голубики продолговатые, с голубым оттенком. Главным отличием является сок, который не пачкает рот и руки.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем ягоды считать.
Собираем землянику,
Справа спеет земляника.
Ищем вкусную чернику,
Слева – сладкая черника.
Голубику, костянику,
Справа красная брусника.
Слева спеет ежевика.
Ягоды все соберем
Отдохнем, и домой пойдём.
Выполнение движений по тексту.
Отгадайте загадку.
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с малиной.
5. МалинаМалина – это многолетний кустарник с сочными и сладкими ягодами. Это ягодное растение можно встретить как в лесу, так и в саду. Садовая малина намного крупнее лесной малины, но по целебным свойствам и аромату малина на первом месте.Малина – отличный медонос. Когда она цветет, пчелы работают от восхода до заката, не обращая внимания на другие цветущие растения. Помимо красной малины есть еще и желтая.
6. Ежевика, она очень похожа на малину, только ягоды черные. Ежевику можно встретить и лесу, и в саду. 7. СмородинаА еще в саду можно встретить старожила ягодных растений, смородину. В старину берега рек были покрыты густыми зарослями этого растения.Название смородины произошло от древнерусского слова «смород», что означает сильный запах. Приятный аромат имеют не только ягоды, но и листья и ветви. Человеком были выведены несколько сортов смородины: черная, красная и белая.
8. Крыжовник Крыжовник, или северный виноград, – так в старину это растение называли за форму ягод. Ягоды крыжовника округлой формы. Старинное название крыжовника – берсень. 9. Клубника Каждый человек, придя в сад, не прочь полакомиться королевской ягодой клубникой. Клубнику подавали к столу королей как изысканное лакомство.А что можно приготовить из ягод? Компот, кисель, варенье, желе, начинки для выпечки и многое другое.
Ягоды – это не только вкусная, но и полезная пища. В них содержится большое количество витаминов и полезных веществ, которые помогут нашему организму быть здоровым. Малина помогает при простуде, черника улучшает зрение. Ягоды полезны и лесные, и садовые. Но помните, что ягоды лучше есть свежие. Не забудьте их вымыть перед едой.
Игра «Писатель».
Воспитатель: Сейчас вы будете знаменитыми писателями, которые
придумают рассказ о любой ягоде.
Ребёнок – писатель: Это черника. Она ягода. Растёт в лесу на кустике.
Черника чёрная, круглая, съедобная. Из неё можно приготовить черничный джем,
черничное варенье, черничный компот.
Рефлексия:
Воспитатель: О чём сегодня говорили?
Дети: О мы сегодня говорили о ягодах.
Воспитатель: Какие бывают ягоды?
Дети: Ягоды бывают лесные и садовые, съедобные и несъедобные.
Воспитатель: Вы сегодня все очень старались и составили очень
интересные рассказы.
Но мы должны вспомнить, какие фруктовые деревья вы знаете.
Фруктовые деревья: Вишня,черешня,слива,персик,алыча,айва,яблони,груши…
Рефлексия: Вы много узнали. Что вы запомнили, о чём ещё хотите узнать? Жду фото и рисунки ягод.