Конспект занятия на тему «Развитие характера (уверенное поведение)»
Конспект занятия «Развитие характера (уверенное поведение)»
Цель: Способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение.
Задачи:
1. Формирование навыков оценки опасности чужого поведения и влияния на собственное поведение.
2. Способствовать формированию навыка сопротивления социальному давлению, умения сказать «нет».
3. Познакомить участников с понятием «уверенное поведение», с приемами и техниками, повышающими уверенность в себе.
Занятие рассчитано на детей 14-16 лет.
План занятия:
Вводные слова. Оглашение темы занятия (5 мин.)
Разминка «Приветствие» (5 мин.)
Упражнение «Физиономист» (5 мин.)
Упражнение «за» и «против» (10 мин.)
Дискуссия «Как не допустить ситуацию риска» (10 мин.)
Упражнение «Уверенное поведение» (15 мин.)
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (10 мин.)
Рефлексия всего занятия (5 мин.)
Продолжительность занятия 60 минут.
Ход занятия.
Добрый день! Как настроение? Очень рад(-а) снова вас видеть здесь.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно общаться с окружающими вас людьми. Есть такая пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму». Говоря это, мы имеем в виду, что первое впечатление, безусловно, важно, но оно часто бывает ошибочно. Люди бывают хорошие и не очень, и сегодня мы попробуем разобраться, как их различать, и поговорим о правильном выборе позиции в общении с людьми.
Разминка «Приветствие».
Сейчас мы с вами будем здороваться, но не просто за руку, а необычным способом. Задача – поздороваться теми частями тела, которые я вам буду называть.
Ведущий называет разные части тела, которыми участники должны здороваться (коленями, локтем, головой, запястьем, пятками, спиной и др.) и дает время на выполнение задания.
А теперь время перейти к нашей сегодняшней теме.
Упражнение «Физиономист».
Сейчас мы с вами побудем немного физиономистами.
Постараемся по фотографии определить, что за человек перед нами, какой он, чего добился в жизни.
На мультимедиа фото «Андерс Беринг Брейвик». Каждый участник предполагает, что это за человек, какова его работа, досуг, профессия, черты характера, наличие семьи и т.д.
На самом деле, на фотографии изображен Андерс Беринг Брейвик – норвежский националист, террорист, организатор и исполнитель взрыва в центре Осло и нападения на молодежный лагерь 22 июля 2011 года.
Теперь мы с вами видим, что только по внешности невозможно предсказать поведение человека и довольно приятный внешне человек может оказаться опасным преступником и наоборот, неприятный с виду человек может оказаться достойным членом общества.
Обсуждение:
Что же нужно для того, чтобы человеческое поведение стало более понятным?
Для понимания поведения человека нужно время.
Когда вы попадаете в новую компанию, не всегда с первого взгляда можно определить, насколько люди в этой компании руководствуются общепринятыми правилами и нормами поведения, не будет ли их влияние на вас негативным.
В жизни человека постоянно происходят ситуации, в которых необходимо делать выбор.
Общаться с человеком или нет – это тоже проблема выбора каждого.
Упражнение «за» и «против».
Поделите участников на две группы.
Сейчас я вам зачитаю ситуацию. Перед вами стоит проблема выбора.
Задача первой группы обсудить и записать аргументы «За», а второй – аргументы «Против». Потом обсудим. Итак, ситуация:
1. Ты в новой компании, попасть в которую ты стремился очень долго. Вы собрались вместе и прекрасно проводите время. Вдруг одному из ваших новых приятелей приходит идея развлечься. Его сосед по дому уехал в командировку, а его новый автомобиль стоит под окнами, и было бы просто здорово на нем покататься. Все загорелись этой идеей. Естественно тебя тоже приглашают поучаствовать.
2. У тебя сложная финансовая ситуация. Твой знакомый предлагает тебе подзаработать. Задача несложная: доставить небольшой пакет до адресата. Ты точно не знаешь, что в пакете, но догадываешься о том, что речь идет о чем-то противозаконном.
Молодцы! Такой диалог «За» и «Против» происходит у любого человека, когда он сталкивается с проблемой выбора. И к этим «За» и «Против» надо прислушиваться очень внимательно.
Итак, при взаимодействии с людьми следует:
1. Обязательно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
2. Взвесить собственные возможности.
3. Оценить «За» и «Против» выбора.
4. Обязательно разобраться: выбираете вы или выбирают за вас.
Групповая дискуссия «Как не допустить ситуацию риска».
Давайте попробуем на примере нашей предыдущей ситуации с угоном машины найти способы, как не поддаться влиянию компании и все-таки не пойти на правонарушение. Итак, как себя вести? Ваши варианты (ведущий записывает варианты участников, варианты обсуждаются. Их нужно подвести к следующим способам):
1. Говори: «Нет!» и все. Твердо, четко, жестко. Не сомневайся в том, что ты говоришь.
2. Игнорируй сомнительное предложение.
3. Прекрати общение, уйди. Подумай, насколько тебе важно проводить время именно с этими людьми, которые так старательно втягивают тебя в потенциальные неприятности.
4. Попробуй пошутить.
5. Обмани. Сошлись на какие-нибудь несуществующие, но очень важные причины.
6. Возьми инициативу на себя, предложи что-нибудь социально-приемлемое как вариант времяпрепровождения.
7. Думай, прежде чем сделать. Последствия никто не отменял!
8. Если чувствуешь себя не очень уверенно, присоединись к тому человеку из компании, который тоже не настроен участвовать в авантюре. Вместе легче противостоять групповому давлению.
9. Сошлись на негативный опыт прошлого – свой или своего знакомого, пусть даже несуществующего (из серии – «я уже один раз так попал, было то-то и то-то, больше не хочу!»)
10. Предупреди возникновение ситуации, научись ее прогнозировать.
Надеюсь, теперь мы с вами точно усвоили, как выйти из рискованной ситуации.
Упражнение «Уверенное поведение».
Из участников выбираются 3 пары добровольцев. Каждой паре даётся своя манера поведения: уверенное, неуверенное, грубое.
На мультимедиа ситуация: Одноклассник уже 3 часа сидит у вас дома за компьютером и играет в разные игры. Это мешает вам заняться своими делами.
Инструкция: Наши добровольцы-герои сейчас подготовят и покажут нам сценки, в которых ситуация будет одной и той же, а вот поведение главного героя – различным.
Пока пары готовятся, скажите, ребята: Сталкивались ли вы в жизни с ситуациями, которые вызывали растерянность? Примеры.
Как вы на них реагировали? А как бы вам хотелось отреагировать?
Прошу, пары в любом порядке, кто готов, показывайте сценки. А мы, зрители, будем пытаться угадать, какой тип поведения был показан в каждой сценке.
Обсуждение: Каково поведение главного героя?
Анализ упражнения:
Каким типом поведения в жизни вы пользуетесь чаще? Почему? Какие - и + вы в этом видите?
Вспомните, в каких ситуациях у вас не получалось добиться результата? Из-за чего это произошло?
Как вы думаете, к какому типу поведения относится грубое агрессивное поведение?
Агрессия – это показатель неуверенности в себе.
А что делает нас неуверенными в себе?
Почему некоторым людям выгодно давать нам почувствовать себя слабыми и беззащитными?
Потому, что неуверенным человеком легче манипулировать, у них так поднимается самооценка.
А теперь давайте завершим наше занятие очень «теплым» упражнением.
Сразу хочу предупредить, что делать мы его будем для себя. Если кто-то захочет в конце упражнения поделиться своими мыслями, мы все будем рады, но заставлять никого не будем.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Оборудование: листы, фломастеры, музыка.
Инструкция: Нарисуйте в центре на листе солнце. В его центре напишите своё имя и нарисуйте своё лицо (можно просто смайлик). На лучах солнца, которых должно быть как можно больше, напишите, пожалуйста, свои достоинства. Чтобы вспомнить о них, задайте себе вопрос: «А за что меня можно любить и уважать?». Старайтесь не отвлекаться, и рисуйте своё солнце самостоятельно. У вас на это есть 7 минут.
За минуту до окончания, скажите, что время подходит к концу, и сколько участники успели сделать, пусть столько и останется.
Теперь, кто хочет, может показать и рассказать о своём солнце. После рассказа любой сможет задать вопрос, либо высказать своё мнение. Единственное маленькое правило – говорить можно только позитивные слова.
Пример для ведущего: «Мне кажется, что ты правильно написал, что твоим достоинством является… Я это заметил, когда мы делали одно упражнение на прошлом занятии».
Трудно или легко было выполнять это задание?
Вы все молодцы, мне очень понравилось, как вы подошли к этому упражнению. Ведь сейчас вы писали о себе, открывали себя другим, а это требовало мужества и смелости. И это трудно, всегда работать над собой, оценивать себя, но это очень важно. Именно это и позволяет нам стать лучше и научиться понимать друг друга.
Рефлексия всего занятия:
В заключении я хотел (а) бы вас спросить, что запомнилось, понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?Наше будущее строится уже сегодня! Мы должны ответственно подходить ко всему, что делаем сейчас. На сегодня все! Помните, что выбор всегда остается за вами! Всем спасибо!