Конспект занятия на тему «Развитие характера (уверенное поведение)»

5
0
Материал опубликован 11 March

Конспект занятия «Развитие характера (уверенное поведение)»

Цель: Способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение.

Задачи:

1. Формирование навыков оценки опасности чужого поведения и влияния на собственное поведение.

2. Способствовать формированию навыка сопротивления социальному давлению, умения сказать «нет».

3. Познакомить участников с понятием «уверенное поведение», с приемами и техниками, повышающими уверенность в себе.

Занятие рассчитано на детей 14-16 лет.

План занятия:

Вводные слова. Оглашение темы занятия (5 мин.)

Разминка «Приветствие» (5 мин.)

Упражнение «Физиономист» (5 мин.)

Упражнение «за» и «против» (10 мин.)

Дискуссия «Как не допустить ситуацию риска» (10 мин.)

Упражнение «Уверенное поведение» (15 мин.)

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (10 мин.)

Рефлексия всего занятия (5 мин.)

Продолжительность занятия 60 минут.

Ход занятия.

Добрый день! Как настроение? Очень рад(-а) снова вас видеть здесь.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно общаться с окружающими вас людьми. Есть такая пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму». Говоря это, мы имеем в виду, что первое впечатление, безусловно, важно, но оно часто бывает ошибочно. Люди бывают хорошие и не очень, и сегодня мы попробуем разобраться, как их различать, и поговорим о правильном выборе позиции в общении с людьми.

Разминка «Приветствие».

Сейчас мы с вами будем здороваться, но не просто за руку, а необычным способом. Задача – поздороваться теми частями тела, которые я вам буду называть.

Ведущий называет разные части тела, которыми участники должны здороваться (коленями, локтем, головой, запястьем, пятками, спиной и др.) и дает время на выполнение задания.

А теперь время перейти к нашей сегодняшней теме.

Упражнение «Физиономист».

Сейчас мы с вами побудем немного физиономистами.

Постараемся по фотографии определить, что за человек перед нами, какой он, чего добился в жизни.

На мультимедиа фото «Андерс Беринг Брейвик». Каждый участник предполагает, что это за человек, какова его работа, досуг, профессия, черты характера, наличие семьи и т.д.

На самом деле, на фотографии изображен Андерс Беринг Брейвик – норвежский националист, террорист, организатор и исполнитель взрыва в центре Осло и нападения на молодежный лагерь 22 июля 2011 года.

Теперь мы с вами видим, что только по внешности невозможно предсказать поведение человека и довольно приятный внешне человек может оказаться опасным преступником и наоборот, неприятный с виду человек может оказаться достойным членом общества.

Обсуждение:

Что же нужно для того, чтобы человеческое поведение стало более понятным?

Для понимания поведения человека нужно время.

Когда вы попадаете в новую компанию, не всегда с первого взгляда можно определить, насколько люди в этой компании руководствуются общепринятыми правилами и нормами поведения, не будет ли их влияние на вас негативным.

В жизни человека постоянно происходят ситуации, в которых необходимо делать выбор.

Общаться с человеком или нет – это тоже проблема выбора каждого.

Упражнение «за» и «против».

Поделите участников на две группы.

Сейчас я вам зачитаю ситуацию. Перед вами стоит проблема выбора.

Задача первой группы обсудить и записать аргументы «За», а второй – аргументы «Против». Потом обсудим. Итак, ситуация:

1. Ты в новой компании, попасть в которую ты стремился очень долго. Вы собрались вместе и прекрасно проводите время. Вдруг одному из ваших новых приятелей приходит идея развлечься. Его сосед по дому уехал в командировку, а его новый автомобиль стоит под окнами, и было бы просто здорово на нем покататься. Все загорелись этой идеей. Естественно тебя тоже приглашают поучаствовать.

2. У тебя сложная финансовая ситуация. Твой знакомый предлагает тебе подзаработать. Задача несложная: доставить небольшой пакет до адресата. Ты точно не знаешь, что в пакете, но догадываешься о том, что речь идет о чем-то противозаконном.

Молодцы! Такой диалог «За» и «Против» происходит у любого человека, когда он сталкивается с проблемой выбора. И к этим «За» и «Против» надо прислушиваться очень внимательно.

Итак, при взаимодействии с людьми следует:

1. Обязательно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

2. Взвесить собственные возможности.

3. Оценить «За» и «Против» выбора.

4. Обязательно разобраться: выбираете вы или выбирают за вас.

Групповая дискуссия «Как не допустить ситуацию риска».

Давайте попробуем на примере нашей предыдущей ситуации с угоном машины найти способы, как не поддаться влиянию компании и все-таки не пойти на правонарушение. Итак, как себя вести? Ваши варианты (ведущий записывает варианты участников, варианты обсуждаются. Их нужно подвести к следующим способам):

1. Говори: «Нет!» и все. Твердо, четко, жестко. Не сомневайся в том, что ты говоришь.

2. Игнорируй сомнительное предложение.

3. Прекрати общение, уйди. Подумай, насколько тебе важно проводить время именно с этими людьми, которые так старательно втягивают тебя в потенциальные неприятности.

4. Попробуй пошутить.

5. Обмани. Сошлись на какие-нибудь несуществующие, но очень важные причины.

6. Возьми инициативу на себя, предложи что-нибудь социально-приемлемое как вариант времяпрепровождения.

7. Думай, прежде чем сделать. Последствия никто не отменял!

8. Если чувствуешь себя не очень уверенно, присоединись к тому человеку из компании, который тоже не настроен участвовать в авантюре. Вместе легче противостоять групповому давлению.

9. Сошлись на негативный опыт прошлого – свой или своего знакомого, пусть даже несуществующего (из серии – «я уже один раз так попал, было то-то и то-то, больше не хочу!»)

10. Предупреди возникновение ситуации, научись ее прогнозировать.

Надеюсь, теперь мы с вами точно усвоили, как выйти из рискованной ситуации.

Упражнение «Уверенное поведение».

Из участников выбираются 3 пары добровольцев. Каждой паре даётся своя манера поведения: уверенное, неуверенное, грубое.

На мультимедиа ситуация: Одноклассник уже 3 часа сидит у вас дома за компьютером и играет в разные игры. Это мешает вам заняться своими делами.

Инструкция: Наши добровольцы-герои сейчас подготовят и покажут нам сценки, в которых ситуация будет одной и той же, а вот поведение главного героя – различным.

Пока пары готовятся, скажите, ребята: Сталкивались ли вы в жизни с ситуациями, которые вызывали растерянность? Примеры.

Как вы на них реагировали? А как бы вам хотелось отреагировать?

Прошу, пары в любом порядке, кто готов, показывайте сценки. А мы, зрители, будем пытаться угадать, какой тип поведения был показан в каждой сценке.

Обсуждение: Каково поведение главного героя?

Анализ упражнения:

Каким типом поведения в жизни вы пользуетесь чаще? Почему? Какие - и + вы в этом видите?

Вспомните, в каких ситуациях у вас не получалось добиться результата? Из-за чего это произошло?

Как вы думаете, к какому типу поведения относится грубое агрессивное поведение?

Агрессия – это показатель неуверенности в себе.

А что делает нас неуверенными в себе?

Почему некоторым людям выгодно давать нам почувствовать себя слабыми и беззащитными?

Потому, что неуверенным человеком легче манипулировать, у них так поднимается самооценка.

А теперь давайте завершим наше занятие очень «теплым» упражнением.

Сразу хочу предупредить, что делать мы его будем для себя. Если кто-то захочет в конце упражнения поделиться своими мыслями, мы все будем рады, но заставлять никого не будем.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Оборудование: листы, фломастеры, музыка.

Инструкция: Нарисуйте в центре на листе солнце. В его центре напишите своё имя и нарисуйте своё лицо (можно просто смайлик). На лучах солнца, которых должно быть как можно больше, напишите, пожалуйста, свои достоинства. Чтобы вспомнить о них, задайте себе вопрос: «А за что меня можно любить и уважать?». Старайтесь не отвлекаться, и рисуйте своё солнце самостоятельно. У вас на это есть 7 минут.

За минуту до окончания, скажите, что время подходит к концу, и сколько участники успели сделать, пусть столько и останется.

Теперь, кто хочет, может показать и рассказать о своём солнце. После рассказа любой сможет задать вопрос, либо высказать своё мнение. Единственное маленькое правило – говорить можно только позитивные слова.

Пример для ведущего: «Мне кажется, что ты правильно написал, что твоим достоинством является… Я это заметил, когда мы делали одно упражнение на прошлом занятии».

Трудно или легко было выполнять это задание?

Вы все молодцы, мне очень понравилось, как вы подошли к этому упражнению. Ведь сейчас вы писали о себе, открывали себя другим, а это требовало мужества и смелости. И это трудно, всегда работать над собой, оценивать себя, но это очень важно. Именно это и позволяет нам стать лучше и научиться понимать друг друга.

Рефлексия всего занятия:

В заключении я хотел (а) бы вас спросить, что запомнилось, понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?Наше будущее строится уже сегодня! Мы должны ответственно подходить ко всему, что делаем сейчас. На сегодня все! Помните, что выбор всегда остается за вами! Всем спасибо!


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации